Энциклопедия начинающего предпринимателя
Против
Владельцы лейблов с такой позицией не согласны. Оно и понятно — «самодеятельная» звукозапись порой сильно ударяет их по карману. Так, сотрудники компании «SBA Music Publishing» (официального представителя EMI Music Publishing в России) считают, что музыка должна стоить дорого. «SBA Music Publishing» гордится своим издательским каталогом, который насчитывает до 1,5 миллиона произведений (около 65 тысяч исполнителей). И у компании есть причины быть недовольной деятельностью «пиратов». Например, альбом «Пираты XXI века» группы «Ленинград» появился на черном рынке на неделю раньше, чем его лицензионный вариант. (Раздосадованные такой оперативностью «пиратов», музыканты добавили в официальную версию альбома два бонус-трека.)
Все привыкли, что в России с интеллектуальной собственностью не особенно считаются. Закон о защите авторских прав был принят в СССР только в 1973 году. В Советском Союзе всеми авторскими правами управляло государство. Кстати сказать, национальные авторские общества существуют практически во всех странах. РАО — Российское авторское общество — заключает договоры на управление правами с авторами и лицензионные соглашения с издателями.
На большинстве «левых» дисков стоит номер соглашения с РАО. Однако, как пояснила начальник отдела механической записи РАО Светлана Валерьевна Темешова, это ровным счетом ничего не значит. Например, диск Cure, что у вас в руках, наверняка пиратский, невзирая на то, что на нем есть номер лицензионного соглашения. Цифры могут стоять совершенно абсурдные, вплоть до номера паспорта нечистоплотного издателя. Лицензионный диск от контрафактного легко отличить не только по цене. На полиграфии первых обычно стоит номер по каталогу, указаны правовладелец и издатель, их контактная информация, а также так называемый штрих-код, не говоря уже о том, что у пиратов буклет обычно куцый, максимум двухстраничный. Кроме того, на лицензионном диске чаще всего имеется регистрационный защитный знак или марка правообладателя. Рекомендацию на выдачу защитного знака тоже дает РАО. Размещение марки на аудиопродукции, согласно российскому законодательству, — дело исключительно добровольное.
Следует отметить, что если где-нибудь на Митинке или Горбушке придется покупать диски оптом, то сердобольные продавцы спросят, нужна марка или нет. Берут за марку обычно немного: рублей пять. В то время как для издателя марка стоит 37 копеек штука. Компании, которые входят в национальную федерацию производителей фонограмм, выпускают свои марки, эти знаки дороже — 2,5 цента за штуку. И, тем не менее, на пиратской продукции марки чаще всего не размещаются.