МОНТАЖ И ЭКСПЛУАТАЦИЯ КОТЛОВ Монтаж котлов
Качество и стоимость монтажа котлов в значительной мере зависят от тщательности его подготовки. Следует заблаговременно продумать организацию работ, порядок и последовательность проведения монтажа, расстановку рабочих, потребность в подъемных механизмах и их использование, а также подготовку инструментов и материалов. На крупных монтажных работах составляется специальный «Проект организации работ» (ПОР). Крайне важно разработать и обсудить организацию монтажа с персоналом, привлекаемым к этой работе. К началу работ на монтажной площадке или вблизи от нее должны быть налицо все необходимое оборудование, материалы и приспособления.
Следует всячески стремиться к проведению монтажа укрупненными блоками (узлами), собираемыми на монтажной площадке и устанавливаемыми на месте при помощи подъемных механизмов. Опыт показал, что блочный метод монтажа значительно повышает качество и ускоряет монтажные работы.
До начала монтажа необходимо соорудить фундаменты, воспринимающие нагрузку (вес) котла, его обмуровки и передающие эту нагрузку на грунт. Фундаменты котлов не должны быть связаны с фундаментом здания. На фундамент устанавливают каркас котла.
Каркасом котла называется металлическая конструкция, состоящая из колонн и балок, предназначенная для крепления к ней элементов котла. Кроме основных несущих колонн и балок, воспринимающих вес котла, в состав каркаса входят вспомогательные обвязочные балки, служащие для скрепления обмуровки. При монтаже котла каркас обычно используется для крепления к нему монтажных подъемных приспособлений.
Барабаны котла или устанавливаются на опоры, смонтированные на каркасе, или подвешиваются к каркасу при помощи хомутов (рис. 54).
Трубы котлов укрепляются в отверстиях стенок барабанов, камер или коллекторов обычно при помощи вальцовки. При вальцовке труба вставляется в предназначенное для нее очко в стенке барабана, камеры или коллектора, после чего стенки
Трубы раздаются при помощи специального инструмента. Действий! этого инструмента, называемого вальцовкой, заключается в сле-| дующем (рис. 55). В отверстия 2 цилиндрического корпуса щ вальцовки вставлены ролики 3. При перемещении вперед конус!! ное веретено 4 воздействует на ролики, которые выходят иэд
Рис 54. Подвеска барабанов котла: А при помощи хомутов; б — при помощи приваренных к барабану проушин. |
Отверстий наружу. На рис. 55, щ вальцовка, вставленная в отверг] стие трубы, находится в нерабо| чем положении. При вращений веретена и передвижении его впе| ред (рис. 55, б) ролики постепен! но выдвигаются из окон валы цавки и, перекатываясь по стенщ трубы, уплотняют и прижимаю! материал трубы к стенкам очк^ барабана котла. Вращение вере*
Рис. 55. Схема действия' вальцовки. |
Тена осуществляется или вручную, или при помощи привода (пневматического либо электрического).
Диаметр очка, в котором развальцовывается труба, должен отличаться от наружного диаметра трубы не больше определенной величины (в зависимости от величины диаметра). Размеры отверстий для труб различных диаметров указаны в табл. 19.
Концы труб до вальцовки должны быть подвергнуты отжигу. Трубы вставляются в отверстия строго концентрично; ни в коем случае нельзя допускать попадания масла в зазор между стенкой трубы и стенкой очка.
Размеры очков для вальцовки труб
|
При слишком большом давлении роликов на стенку трубы она, а также стенка очка, могут быть повреждены. В целях предотвращения таких повреждений употребляют автоматические вальцовки, выключающиеся при увеличении давления на ролики сверх допустимого значения.
При монтажных работах весьма широко применяются газовая и электрическая сварка. К работам по сварке элементов котла, находящихся под давлением, могут быть допущены лишь сварщики, имеющие свидетельства о сдаче специального испытания. Для обеспечения высокой производительности труда сварщиков технология сварочных работ при монтаже котла должна быть разработана заранее.
Все монтажные работы надо выполнять при строгом соблюдении требований техники безопасности. В частности, все грузоподъемные приспособления — тросы, канаты, цепи и пр.— необходимо предварительно подвергнуть проверке и испытанию. По окончании монтажных работ, после проверки правильности их выполнения производится обмуровка котла.
Обмуровкой называется кирпичная кладка наружных и внутренних стен, а также газоходов котла. Назначение обмуровки состоит в создании условий для лучшей отдачи тепла от дымовых газов поверхностям нагрева, а также в предохранении котла от наружного охлаждения и присосов наружного воздуха в газоходы. Обмуровку котла нередко покрывают снаружи обшивкой из листовой стали.
Внутренняя кладка газоходов котла в местах, где темпера- тура превышает 600°С, выполняется из шамотного огнеупорного кирпича. Этот кирпич изготовляют из предварительно обожженной огнеупорной глины, перемолотой в «порошок и смешанной с сырой огнеупорной глиной. Из этой смеси делают кирпичи, подвергающиеся обжигу. *
^ В зависимости от степени огнеупорности шамотный кирпич выпускается трех различных классов:
Кирпич класса А имеет огнеупорность не ниже 1730°
» » Б » » » » 1670°
____ >> » В » » » » 1580°
Раствор, на котором выкладывается кладка из шамотного кирпича, подбирается так, чтобы он был одинаков по химическому составу (по содержанию Si02, А1203 и СаО) с кирпичом; раствор приготовляется из огнеупорной глины с примесью молотого шамота.
Гжельский кирпич изготовляется из тугоплавкой глины и характеризуется огнеупорностью не ниже 1400° для первого сорта и не ниже 1300° С — для второго сорта.
Красный обыкновенный кирпич применяется для наружной кладки стен, обмуровки топки и тех мест газоходов, где температура не превышает 600° С.
Размеры кирпичей даны в табл. 20.
Таблица 20 Размеры кирпичей, применяемых для обмуровки отопительно- производственных котлив
|
Кирпичная обмуровка котла делается толщиной в Уг; 1; 1*/2; 2 и 2Уг кирпича. Особое внимание должно быть обращено на толщину швов. У кладки шамотного кирпича она не должна превышать 3 мм, у кладки красного кирпича — 5 мм.
Можно считать, что в 1 мъ кладки обмуровки содержится кирпича: шамотного — 480 шт. (большого размера), гжель
Ского — 570 шт. и красного — 470 шт.
Сушить вновь выложенную обмуровку надо медленно, поднимая температуру постепенно. Этим обеспечивается увеличение срока службы обмуровки.
В обмуровке закрепляется так называемая гарнитура котла, которая представляет собой устройства, предназначенные для обслуживания и контроля работы газоходов.
К гарнитуре относятся лазы, состоящие из чугунной рамы и дверки, размером не менее 400 X 450 мм. Лазы монтируются в обмуровке котла в целях обеспечения возможности очистки и осмотра газоходов. Лазы, которыми приходится пользоваться редко, целесообразно закладывать с внутренней стороны кирпичной кладкой насухо (в целях предотвращения присоса воздуха).
К гарнитуре котла причисляются гляделки (глазки) для наблюдения за работой топки и элементов котла, заслонки для регулирования тяги и отключения газохбда, встречающиеся
Как поворотного, так и подъемного типа, и об'дув очные устройства, служащие для очистки поверхностей нагрева котла от золы при помощи пара или сжатого воздуха.
В качестве примера ниже описывается порядок проведения монтажа водогрейного котла системы инж. Н. Н. Ревокатова, изображенного на рис. 48 (см. стр. 145).
Одним из преимуществ этого котла является то, что для его монтажа не требуется специальная площадка. Монтаж начинается с разметки котлована под котел, канал воздуховода и дымовой боров. После рытья котлована сооружается подушка толщиной 150 мм из тощего бетона на кирпичном щебне. Если грунтовые воды залегают близко от поверхности будущего пола котельной, на бетонную подушку накладывают гидроизоляционный слой из соответствующих материалов.
На бетонную плиту устанавливают каркас котла, состоящий из угольников размерами 80 X 80 X 8 мм. К вертикальным угольникам каркаса присоединяют на болтах фронтовые и золь - ииковые плиты; после этого каркас выверяют и в необходимых местах сваривают.
Затем приступают к обмуровке котла. Сперва ведут кладку из красного кирпича на глиняном растворе до уровня пола котельной, затем укладывают подколосниковые балки, а кладку выводят дальше до отметки установки секций котла. Футеровка топки из огнеупорного кирпича при этом осуществляется в перевязку с кладкой из красного кирпича.
После этого кладка должна выстояться в течение двух-трех дней; в это время ведется кладка дымоходов и воздушных каналов.
Для подъема котла следует подготовить и надлежащим образом укрепить соответствующие грузоподъемные механизмы, чтобы подъем велся с возможно малой затратой физического труда и времени и был совершенно безопасен.
Подъем котла на верхнюю часть обмуровки может быть выполнен или отдельными секциями или в собранном виде по половинам котла. Секции стягивают болтами. Затем производится монтаж арматуры и гарнитуры котла.
Собранные секции подвергают гидравлическому испытанию пробным давлением в 10 ати.
В места соприкосновения секций с обмуровкой закладывают асбестовый картон..
После окончания монтажа котел, заполненный водой, сушат на слабом огн( течение не менее двух суток.