ГРУЗОПОДЪЕМНЫЕ И ТРАНСПОРТИРУЮЩИЕ МАШИНЫ НА ЗАВОДАХ СТРОИТЕЛЬНЫХ МАТЕРИАЛОВ
Мостовые электрические краны
Мостовые электрические краны (рис. 55), основные параметры которых регламентированы ГОСТом 3332—54, являются наиболее распространенными на заводах строительных материалов. Наибольшее применение получили так называемые краны общего назначения, предназначенные для обслуживания различных производственных процессов. На складах сырья часто используют мостовые грейферные краны. Мостовой кран состоит из моста балочной конструкции с механизмом передвижения и крановой тележки с механизмами подъема и передвижения. Механизмов подъема может быть один или два в зависимости от типа крана. Каждый механизм крана приводится в движение от отдельного электродвигателя.
Мостовые краны имеют блочную конструкцию. Все механизмы комплектуются из унифицированных и нормализованных узлов, к числу которых относятся: редукторы, тормоза, муфты, барабаны, крюковые подвески, ходовые колеса и др.
На рис. 56 показана крюковая тележка мостового крана.
Грейферные тележки мостовых кранов по сравнению с крюковыми имеют более высокие скорости опускания и подъема грейфера, что необходимо для лучшего внедрения челюстей в штабель и повышения производительности. Так, например, в мостовых грейферных кранах завода «Подъемник» скорость подъема груза 40 м/мин. Кинематические схемы механизмов крановой тележки приведены на рис. 57. Для равномерного распределения нагрузки на колеса редукторы и двигатели механизмов подъема и передвижения тележки устанавливают симметрично относительно ее средней оси, а двигатель и редуктор соединяют между собой промежуточным валом. Тормоза механизма подъема укрепляют непосредственно на редукторе с помощью штырей или монтируют их на раме.
Механизмы подъема и передвижения выполняют из отдельных узлов-блоков, соединяемых между собой компенсирующими муфтами, преимущественно зубчатыми. Тормоза двух колодочные с короткоходовыми электромагнитами или с пружинным замыканием.
Механизмы передвижения моста в мостовых кранах устроены по одной из схем, показанных на рис. 58. В новых кранах применяют преимущественно ходовые механизмы с отдельными приводами па ведущие колеса (рис. 58, в). Это, как показали исследования ВНИИПТМАШ, повышает срок службы деталей и устраняет громоздкий трансмиссионный вал.
Мост (см. рис. 55) крана состоит из двух несущих сварных балок коробчатого сечения, соединенных между собой двумя. поперечными опорными балками, и кабины управления. К несущим балкам прикреплены кронштейны для размещения па них площа-
Я о.
— механизм подъема крюковой тележки; б — механизм подъема грейферной тележки; в __ механизм передвижения тележки
Док с механизмами передвижения моста и троллеев или кабеля питания двигателей тележки.
Приводом |
Несмотря на прогрессивность технических решений (блочность конструкции, унификация и др.) краны, изготовлявшиеся несколько лет назад, имели значительный вес и малый срок службы отдельных узлов и деталей. ВНИИПТМАШ разработал новую, более прогрессивную серию мостовых кранов (рис. 59), в которых более полно учтены достижения современного машиностроения.
^ та
О
Рис 58. Схемы ходовых механизмов мостовых кранов: Тихоходным валом; б — с быстроходным валом; в — с раздельным
Например, применение высокопрочных сталей для деталей редукторов позволяет при сохранении передаваемой мощности уменьшить габаритные размеры и снизить стоимость.
Применение штампованных ходовых колес, тормозных шкивов и полумуфт позволило уменьшить припуски на обработку, а поверхностная термическая обработка токами высокой частоты повысила износоустойчивость этих деталей.
Применение раздельного привода на механизме передвижения моста крапа улучшило его работоспособность и снизило вес.
Подведение тока к тележке гибким кабелем упростило конструкцию, снизило и повысило надежность крана в эксплуатации.
На рис. 60 приведены унифицированные блоки мостовых кранов новой конструкции. Металлоконструкция моста состоит из следующих блочных унифицированных узлов: пролетных балок /, концевых балок 2, съемных рабочих площадок 3, съемных переходных площадок, кабины управления 4, вспомогательной кабины
управления 5 для обслуживания троллеев н ограждения 6, крановой тележки 7.
Для уменьшения деформации, удобства сборки и транспортирования главные балки соединяются с концевыми болтами (вместо сварки) с применением соответствующих компенсаторов.
Применение балок коробчатого сечения с тонкостенными вертикальными листами, усиленными гофрами, позволило значительно снизить вес моста и обеспечить большую динамическую жесткость.
Рис 59 Общий вид мостового электрического крана новой конструкции |
Наличие в одном вертикальном листе пролетной балки окон с отбортовкой дало возможность расположить электрооборудование и электропроводку в полости главной балки.
Важным новшеством в кранах повой серии является проведение так называемой диагональной унификации, при которой основные узлы и элементы крана среднего режима работы (наиболее массовые) используются при легком режиме в следующей большей грузоподъемности, а при тяжелом режиме — в предыдущей меньшей.
Мостовые краны изготовляются в соответствии с техническими требованиями, указанными в ГОСТе 7131—64.
] 13