СПОСОБЫ СБОРКИ И РАЗБОРКИ СОЕДИНЕНИЙ
В машиностроении используют механический, термический и гидропрессовый способы сборки. Механическую запрессовку выполняют на прессах, некоторые из них снабжают записывающими приборами, контролирующими величины усилий и процесс формирования. Характерная диаграмма запрессовки приведена на рис. 1.4. На характер диаграммы и величину конечного усилия запрессовки влияют натяг, шероховатость сопрягаемых поверхностей, механические свойства материала, форма заходного конуса и фасок, скорость плунжера пресса, вид и количество подаваемой смазки, состояние поверхностного слоя (наклеп,-термообработка и др.), перекосы деталей и деформации узлов пресса и т. п. Это обусловливает значительное рассеяние максимальных усилий запрессовки. Для уменьшения рассеяния должен быть обеспечен контроль за соблюдением технологии изготовления элементов, однако и в этом случае усилия запрессовки и распрессовки могут иметь значительный разброс.
Основным преимуществом механической запрессовки является ее высокая производительность. К числу недостатков этого способа сборки относятся: возможность повреждений сопрягаемых поверхностей (риски, задиры), значительное рассеяние значений усилий запрессовки и распрессовки, практическая невозможность Применения эффективных антикоррозионных покрытий.
При тепловом методе сборки ступицы нагревают индукционным методом, в камерных электропечах, с помощью горелок, в ваннах с жидкостью. Температура нагрева зависит от натяга, но не должна, как правило, превышать температуры, при которой проис-
Рис. 1.4. Характерная диаграмма механической запрессовки
Ходит структурное изменение Материала. В производственных условиях температура нагрева должна находиться в определенном интервале, нижний предел которого t= - f-Лt, где а — коэффициент линейного
Ad
Расширения материала, At — дополнительная температура, обеспечивающая монтажный зазор при надевании детали. С экономической точки зрения температура нагрева должна быть минимальной и контролироваться. При налаженном поточном производстве температуру контролируют временем нагрева, которое определяют опытным путем. При единичном производстве используют термопары. Наиболее стабильным является нагрев в горячих жидкостях, однако этот метод из-за небольших температур можно использовать лишь для посадок со сравнительно малыми натягами. Наиболее рационально применение индукционного нагрева [1], который обеспечивает высокую производительность.
Основными достоинствами теплового метода сборки являются: высокая прочность соединения, исключение повреждений поверхностей при формировании, возможность применения эффективных антикоррозионных покрытий, лучшая, чем при механическом способе, возможность автоматизации сборки. К недостаткам этого метода относятся: необходимость естественного или принудительного охлаждения узла перед последующей обработкой, образование в ряде случаев зазора между торцами смежных деталей, расположенных на одном валу.
Все большее распространение получает гидропрессовый способ сборки и разборки соединений, осуществляемый с помощью нагнетания масла в зону соединения [51]. Давление масла должно превосходить величину среднего контактного давления на сопрягаемых поверхностях; тогда между деталями образуется пленка масла, которая во много раз снижает коэффициент трения. В результате этого для смещения деталей требуется заметно меньшее усилие, чем при механической запрессовке и распрессовке. Для равномерного распределения масла по соединяемым поверхностям во втулке или на валу делают кольцевую маслораспределительную канавку (рис. 1.5). Ее расположение должно предусматривать равномерное распространение масла по обе сто-
Рис. 1.5. Конструкция соединения с натягом для распрессовки гидропрессовым способом и диаграммы распрессовки
Роны канавки. Для узлов со втулками постоянной жесткости канавку можно располагать на расстоянии 0,5.. .0,3 / от торца. Для втулок сложной конфигурации канавку, как правило, следует располагать в месте наибольшей жесткости втулки и в ряде случаев подбирать опытным путем.
При механической разборке цилиндрических соединений диаграмма распрессовки (см. рис. 1.5,а) имеет два участка: на первом усилие постоянное и минимальное, на втором, когда канавка вышла из зоны сопряжений, оно увеличивается, а затем плавно снижается до момента полного разъединения деталей. Увеличение усилий на втором участке объясняется переходом процесса трения преимущественно из жидкостного в граничное. С целью уменьшения максимальных усилий и соответственно сокращения мощности механических прессов целесообразно выполнять две (см. рис. 1.5,6) и более распределительных канавок. Масло нагнетают сначала в основную канавку, а после выхода ее из сопряжения в следующую. Во время - нагнетания масла в основную канавку подводящие отверстия у остальных канавок должны быть плотно закрыты.
Для обеспечения минимальных усилий распрессовки применяют способ, указанный на рис. 1.6. Используется фалынвал 5, диаметр которого меньше вала соединения на 6+0,15 мм, где б — натяг. Между торцом вала 5 и валом соединения / имеется уплотнение 4; во втулке 3
Расположены манжеты 2, Которые помещены в пазы во время запрессовки и постоянно находятся внутри соединения. При разборке
Рис. 1.6. Распрессовка цилиндрического соединения с помощью фальшвала
Масло нагнетают под давлением, которое на 25—30% больше среднего расчетного. После этого прикладывают осевую нагрузку. При продвижении вала / даже после выхода канавки из сопряжения в зоне напрессовки постоянно присутствует пленка масла под давлением, что обеспечивает небольшие усилия при демонтаже и сохранность сопрягаемых поверхностей.
Другой способ снижения усилий при демонтаже — торцовый подвод масла. На рис. 1.7 приведена схема подвода смазки, применяемая шведской фирмой СКФ для снятия подшипников. Приспособление состоит из механической части, которая служит для обеспечения сдвигающих усилий, а также из упорной шайбы а, через которую подводят смазку под торец подшипника. Снятие происходит при постоянном усилии на всем участке смещения.
Когда требуется не полный съем охватывающей детали, а лишь ее ограниченное осевое смещение, применяют конструкцию, показанную на рис. 1.8. Уплотнения у этой конструкции позволяют повышать давление масла л соединении, существенно превышающее величину контактного
__ давления, в результате чего со-
единяемые детали разделяются
Достаточно толстым слоем смаз-
Рис. 1.8. Конструкция соединения для ограниченного смещения деталей
Рис. 1.9. Сборка цилиндрического соединения с помощью нагнетания масла
Ки. Это гарантирует полную сохранность сопрягаемых поверхностей и возможность многократных смешений.
С помощью нагнетания масла возможна также сборка цилиндрических соединений с натягом, которую можно выполнить по схеме рис. 1.9. При распрессовке втулка упирается в неподвижную станину, а при формировании должна быть зафиксирована ось. При монтаже указанным способом усилие в 10—15 раз меньше, чем при механической запрессовке. Необходимое условие этого способа монтажа — применение очищенных нейтральных сортов масла. В противном случае посадочные поверхности будут корродировать.
Наиболее эффективен этот способ для сборки и разборки конических соединений. Подача масла в зону конических поверхностей во много раз снижает коэффициент трения, вследствие чего даже при малых углах конуса нарушается условие самоторможения и соединение разбирается без приложения внешних сдвигающих усилий. Опыты показали, что соединения с конусностью до 1 : 100 включительно могут быть разобраны таким путем. Разборка происходит с резким относительным смещением одной из деталей, в связи с чем необходимо принимать меры по технике безопасности. Установлено, что конические соединения со шпоночным пазом также можно разбирать этим способом. Для этого маслораспределительную канавку необходимо
Рис. 1.10. Приспособление для снятия тонкой втулки Рис. 1.11. Переходные штуцеры для нагнетания масла |
Выполнять незамкнутой, а отверстие для подвода масла размещать на стороне, противоположной шпоночному пазу. Масло целесообразно подводить к втулке, так как при этом нет концентратора напряжения на валу в виде поперечного отверстия. Если втулка тонкая и не позволяет выполнять в ней отверстие с нарезкой, масло нагнетают при помощи приспособления, показанного на рис. 1.10. Когда на одном валу на конической посадке закрепляют две детали, а масло через их ступицы подвести невозможно, то раздельную разборку соединений производят с помощью сменных штуцеров (рис. 1.11). Для снятия левой детали используют штуцер 3 со сквозным отверстием, а другую деталь снимают с помощью штуцера /. Для предотвращения пропуска масла через резьбу при снятии второй детали в отверстие оси закладывают резиновые кольца 2. При снятии более двух деталей с подачей масла через вал съем можно производить нагнетанием жидкости одновременно во все зоны соединения, при этом сначала, как правило, демонтируется лишь одно соединение, после чего поперечное отверстие вала у этой посадки плотно закры* вают, а затем аналогично снимают другие детали. Этот прием можно применять в случаях, когда демонтируемая деталь может быть передвинута на расстояние, допускающее постановку заглушки в поперечные отверстия оси.
Конические соединения с помощью гидропрессового способа собирают следующим образом. Охватывающую деталь надвигают на вал с небольшим усилием, затем в зону соединения нагнетают масло и создают осевое усилие на незакрепленную деталь. Сборка соединений возможна при одновременном нагнетании смазки и приложении усилий. Тогда по мере перемещения детали давление масла необходимо увеличивать, растет при этом и осевое усилие. Наибольшее усилие сборки соединения при этом будет меньше, чем при механической запрессовке, в (/ - f tgа)/(/м - f tgа) раз, где — коэффициент трения при наличии масла в соединении. Например, для конусности 1:50 при /[=0,15 ... 0,20 и /и=0,01 ... 0,025 указанное отношение будет равно 7—10.
Достоинствами гидропрессового метода сборки являются: высокая производительность процесса, возможность получения сопряжений с любым, определяемым давлением масла натягом, отсутствие повреждений сопрягаемых поверхностей. К недостаткам следует отнести несколько меньшую прочность соединений по сравнению с тепловыми соединениями при равных натягах.
Развитие холодильной техники предопределяет возможность расширения применения посадок с помощью холода. В зависимости от требуемых натягов вал охлаждают жидким азотом, температура кипения которого —196° С, или твердой углекислотой, которая испаряется при —78° С. Применение жидкого кислорода и воздуха, смесей сухого льда с бензином, ацетоном и др. не рекомендуется в связи с повышенной взрыво - и по- жароопасностью. Детали охлаждают путем соприкосновения с хладоагентом или без их контакта. Наиболее экономичным является бесконтактный способ охлаждения, при котором деталь помещают в камеру, воздушное пространство которой охлаждается хладоагентом, проходящим через змеевик. В этом случае обеспечивается равномерное охлаждение объекта, что особенно важно для закаленных деталей. Следует иметь в виду, что процесс остывания происходит медленно, а температура охлаждения детали при этом способе будет на 25—30% выше [35], чем у хладоагента. Там, где контакт деталей с хладоагентом допустим, охлаждение производят в ваннах или камерах. При этом время охлаждения существенно сокращается, однако на 40—60% увеличивается расход жидкого азота или сухого льда по сравнению с бесконтактным методом.
Уменьшение первоначальных размеров охлаждаемых деталей подсчитывается по формуле Ad=—DH(T+H)А, Где DH — первоначальный размер; T и Tz— температуры окружающей среды и хладоагента соответственно; а — коэффициент линейного расширения.
При подсчетах по этой формуле следует иметь в виду, что значения а при положительных и отрицательных температурах отличаются.
Преимуществами холодного способа являются: высокая прочность соединений и отсутствие повреждений сопрягаемых поверхностей. К недостаткам относятся: невозможность осуществления посадок с большими натягами и значительный расход охлаждающих материалов.