Тиристорные электроприводы постоянного тока
Реверс по цепи возбуждения
Производим и продаем электроприводы ЭТУ, ЭПУ для двигателей постоянного тока, тел./email +38 050 4571330 / rashid@msd.com.ua
Для изменения направления вращения двигателя в схемах с реверсом по цепи возбуждения при неизменном направлении тока в цепи якоря меняется полярность напряжения, приложенного к обмотке возбуждения. Мощность в цепи возбуждения гораздо меньше, чем в якорной цепи, и не превышает нескольких киловатт даже для электроприводов большой мощности. Отсюда и стоимость регулируемых преобразователей для цепей возбуждения значительно ниже, чем для силовых цепей. Однако при реверсе потока ухудшаются условия коммутации на коллекторе двигателя. Кроме того, цепь возбуждения имеет большую инерционность. Для двигателей большой мощности постоянная времени возбуждения может составлять 1—2 с. Процесс полного реверса тока в цепи возбуждения при нормальных условиях может продолжаться более 10 с. Для ускорения этого процесса применяется форсиров - ка, сущность которой заключается в подаче на обмотку возбуждения в период изменения тока повышенного напряжения, превышающего, как правило, в 2—5 раз номинальное напряжение возбуждения. Ток возбуждения при этом изменяется быстрее, и, когда он достигает требуемого значения, напряжение возбуждения уменьшается до номинального. Таким способом можно добиться уменьшения времени переходного процесса реверса тока. При постоянной времени цепи возбуждения 2 с ток может изменить направление и достигнуть установившегося значения за 0,5 с.
Реверс тока в цепи возбуждения может быть обеспечен либо с помощью двухкомплектного преобразователя (схема 4 в табл. 3.3), либо однокомплектного с контактным реверсором (схема 5 в табл. 3.3). Для ускорения процесса реверса при уменьшении тока возбуждения до нуля используется инверторный режим преобразователя. Обмотка возбуждения при этом выступает в качестве генератора, отдавая запасенную электромагнитную энергию поля в сеть через инвертор. Затем ток возбуждения меняет знак, изменяя по направлению момент двигателя. Управление преобразователем в якорной цепи осуществляется таким образом, чтобы обеспечить рекуперацию. механической энергии в сеть при тормозных режимах работы привода, после чего двигатель разгоняется до требуемой скорости в обратном направлении.
Процессы изменения скорости, токов и напряжений при реверсе по цепи возбуждения при раздельном управлении двухкомплектным преобразователем представлены на рис. 3.28.
В момент ti двигатель вращается без нагрузки в прямом направлении. На обмотку возбуждения подано номинальное напряжение, и преобразователь 1 проводит ток. Номинальному напряжению соответствует угол управления 70°. В этом случае UB = = UBmaxcOs 70° = 0,34 U в Max, где Unmax максимальное значение вых'одного напряжения преобразователя при угле управления, равном нулю.
В момент t2 начинается реверс. Сначала выходное напряжение преобразователя ия снижается до нуля путем управления по силовому каналу. При U<Ea ток в якорной цепи отсутствует, затем угол управления преобразователя 1 изменяется с 70 до 170°, переводя его в инверторный режим с выходным напряжением, равным UB= Uvmaxcos 170°=—0,98 ивтах. Это напряжение примерно в 3 раза превышает номинальное напряжение возбуждения, благодаря чему обеспечивается форсирование процесса изменения тока. Вместе с уменьшением тока возбуждения падает ЭДС двигателя Ея.
Рис. 3.28. Реверс по цепи возбуждения в электроприводе с двухкомплектным преобразователем при раздельном управлении:, А —схема электропривода; б —диаграммы скорости, напряжений и токов |
В момент Tz ток возбуждения /в и ЭДС якоря Ея равны нулю, В этот момент управляющие импульсы перестают поступать на преобразователь 1, и до момента 4 включения преобразователя 2 Обеспечивается пауза, составляющая 10—20 мс, характерная для преобразователей с раздельным управлением.
С момента /4 преобразователь 2 обеспечивает форсированный рост тока возбуждения. Угол управления равен примерно 10°, что соответствует напряжению возбуждения, равному UB— =—UBmaxcos Ю°——0,98 UВ max - С момента Tt двигатель тормозится с рекуперацией энергии при постоянном токе якоря.
В момент tb ток возбуждения достигает максимального отрицательного значения, угол управления преобразователя 2 изменяется до 70°, обеспечивая номинальные значения напряжения и тока возбуждения.
В момент T6 скорость двигателя равна нулю. С этого момента двигатель начинает разгоняться в обратном направлении с номинальными током и потоком возбуждения.
В момент ti скорость двигателя достигает установившейся величины. Ток якоря при этом падает до значения тока холостого хода.
В момент Us к валу двигателя прикладывается нагрузка.
Система управления электроприводом по схеме 4 в табл. 3.3, равно как и система управления электроприводом с реверсором в цепи возбуждения по схеме 5 имеют относительно сложную компоновку. Несмотря на использование форсировки, их быстродействие хуже, чем быстродействие систем с реверсом по цепи якоря, хотя общее время реверса электропривода в основном определяется его механической инерционностью.