Тиристорные электроприводы постоянного тока
Совместное управление двухкомплектными преобразователями
Проведенный выше анализ позволяет утверждать, что при раз-, дельном управлении двухкомплектными преобразователями возникают трудности, связанные с появлением режима прерывистых токов, для преодоления которых необходимы сложные системы управления. Указанного недостатка лишены системы совместного управления группами вентилей. В этих системах управляющие импульсы поступают на оба преобразователя. Напряжение управления изменяет углы управления таким образом, что удовлетворяется соотношение (3.62). Хотя средние значения напряжений на выходе обоих преобразователей одинаковы, их мгновенные значения различны, что обусловливает протекание уравнительных токов по цепям обоих преобразователей. Ограничение уравнительных токов или поддержание постоянства разности мгновенных значений выходных напряжений обеих групп достигается с помощью так называемых уравнительных реакторов. Совместное управление обладает следующими преимуществами:
1) уравнительные токи поддерживают оба преобразователя на протяжении всего цикла управления в проводящем состоянии независимо от режима изменения тока нагрузки;
2) в каждый момент времени в силовой цепи обеспечивается нормальный режим при любом направлении тока нагрузки, и реверс тока нагрузки протекает плавно;
3) системе свойственно высокое быстродействие благодаря то
му, что преобразователи постоянно находятся в проводящем состоянии.
Однако при совместном управлении неизбежна установка реактора, что при больших мощностях ухудшает массогабаритные и стоимостные показатели электропривода.
Алгоритм управления, диаграммы токов и напряжений. Принципы управления двухкомплектным преобразователем с совместным (управлением описаны выше, при этом приняты следующие Допущения:
1) отсутствуют потери в уравнительном реакторе;
2) углы управления удовлетворяют соотношению ai + a2=180°.
На рис. 3.21 представлены диаграммы токов и напряжений
■ч -ив. ие |
А) |
Для случая, когда aj = 60° и <22=120°. Благодаря наличию уравнительных токов оба преобразователя как при протекании тока в цепи нагрузки, так и при его отсутствии находятся в открытом
В) Рис. Э.21. Диаграммы токов и напряжений в двухкомплектном преобразовате 106 |
Состоянии, поэтому диаграммы напряжений строятся просто. На рис. 3.21, б представлены напряжения питания, а на рис. 3.21, в И г — выходные напряжения каждого комплекта. Мгновенные значения выходного напряжения преобразователя как средние мгновенных напряжений каждого комплекта изображены на рис. 3.21, д. Отметим, что форма выходного напряжения преобразователя отлична от формы составляющих его напряжений, однако его среднее значение равно среднему значению напряжения каждого комплекта.
Мгновенное значение напряжения на уравнительном реакторе, показанное на рис. 3.21, е, равно разности напряжений комплектов. Уравнительный ток, изображенный на рис. 3.21, ж, определяется интегрированием напряжения на реакторе. - Законы изменения фазных питающих напряжений можно выразить следующим образом:
И А = U (3.70)
Ив — Т/2" U sin (Qt — 2я/3); , (3.71)
Ис = У2" U sin (Q/ + 2я/3) (3.72)
И
ИА + ив + ис = 0. (3.73)
На интервале я/6 + < Qt < я/6 + At + я/3
Ия1 = и а — ив = UAb'I «я2 = —(Uc — UB) = UB — Uc — U ВС) ИР = г"я1— МЯ2 — UA + UC — 2иВ ■
Из (3.73) и (3.76) следует, что
(3.74) (3.75) (3.76) |
«р = — Зив, (3.77)
Ле с совместным управлением. Углы управления ш = 60° и а2=220° |
Откуда уравнительный ток может быть определен следующим образом: At At
Upd(Qf)=— — ЗТ/2" UsinfQt— —) х QL J 3 J
Fyp~ QL
А,+я/6 о^+я/б
X d(QQ = u [cos(to _ - COS(a4- -f-)]• (3-78)
Таким образом, уравнительный ток зависит от утла управления и может быть ограничен выбором индуктивности реактора.
При отсутствии тока нагрузки (£я=0 на рис. 3.21, з) токи в преобразователях, как видно из рис. 3.21, и, равны между собой и равны уравнительному току. Пульсирующее напряжение на реакторе, таким образом, поддерживает протекание непрерывного тока через оба комплекта даже при отсутствии тока нагрузки.
Протекание через нагрузку неизменного тока в положительном направлении, как показано на рис. 3.21, к, обеспечивает преобразователь 1, через который проходит ток, равный сумме тока нагрузки и уравнительного тока (рис. 3.21, л). Через второй преобразователь при этом идет уравнительный ток, как показано на рис. 3.21, м.
Пример 3.2. Рассчитать амплитуду уравнительного тока в двухкомплектном преобразователе, представленном на рис. 3.21, а, при следующих условиях: £/= 120 В, £2=377 рад/с, L=10 мГн, ai = 60°, a=120°.
Решение. В соответствии с рис. 3.21, ж уравнительный ток достигает максимального значения при Q;=jt/6+ai+n/6=2 rt/З, его можно найтн с помощью (3.78):
0,568 U 0,568-120
/УР ^ = /УР (И = 2я/3) = = 377,1(М0_з - 18.1 А.
Замкнутая система управления. Структура замкнутой системы управления двухкомплектного электропривода с совместным управлением представлена на рис. 3.22. Принцип действия такого электропривода состоит в следующем.
Установившийся режим работы. Пусть электропривод работает в установившемся режиме с постоянной скоростью. Частота вращения соответствует нагрузке и положительному управляющему напряжению UY. Преобразователь 1 работает в выпрямительном режиме и проводит ток нагрузки. Через преобразователь 2 течет только уравнительный ток, и он работает в инверторном режиме, однако вхолостую относительно нагрузки до тех пор, пока она остается постоянной.
Генераторный режим. Предположим, двигатель приводится в движение движущимся вниз транспортным средством. Такое движение вызывает рост скорости и ЭДС двигателя. Ток якоря уменьшается. Поскольку м>м3, напряжение управления также уменьшается и меняет знак, что приводит к изменению направления тока якоря и прохождению его через преобразователь 2. Ма-
Рис. 3.22. Структура замкнутой системы управления электропривода с двухкомплектным преобразователем с совместным управлением." Цепь токоограни- Чения не изображена |
Шина работает теперь в генераторном режиме, а ее ток увеличивается до тех пор, пока не установится равновесие между моментами нагрузки и двигателя.
Реверс скорости. Для изменения направления вращения необходимо реверсировать напряжение задания скорости. Скорость двигателя не может измениться мгновенно, поэтому входной сигнал, поступающий на интегрирующий усилитель, становится отрицательным и вызывает уменьшение напряжения управления U7. Угол управления сц преобразователя 1 увеличивается, уменьшая ток якоря до нуля. По мере уменьшения UT напряжение на двигателе превышает выходное напряжение второго преобразователя. Ток якоря меняет знак, машина работает в качестве генератора, осуществляя рекуперативное торможение. Направление вращения изменяется, а угловая скорость машины растет до тех пор, пока не достигнет установившегося значения. В процессе рекуперативного торможения и реверса скорости контур регулирования тока, не представленный на рис. 3.22, поддерживает ток якоря на заданном уровне.