Тиристорные электроприводы постоянного тока
Раздельное управление группами вентилей
Протекание уравнительных токов исключено, если в любой момент времени один из преобразователей закрыт, а другой проводит ток нагрузки. Обычно такой режим осуществляется полным снятием управляющих импульсов с неработающей группы тиристоров. Для реализации раздельного управления используются различные схемные решения; некоторые из них описаны ниже.
Управление в функции напряжения управления. Упрощенная структура системы управления представлена на рис. 3.16, а. Управляющий сигнал Uy определяет скорость двигателя и ее направление в разомкнутой системе уцравления либо разницу между заданным и фактическим значениями скорости в замкнутой системе с обратной связью по скорости. Сигнал управления определяет фазу управляющих импульсов таким образом, что соотношение углов управления удовлетворяет условию ai + a2 = = 180°. Однако для поступления этих импульсов на соответствующий преобразователь необходимо наличие на элементе И (логическом умножителе) «разрешающего» сигнала (сигнал 1), поступающего с выхода детектора полярности. Таким образом, управляющие импульсы одновременно могут подаваться лишь на один из преобразователей, например на первый при положительном напряжении управления Uy. Двигатель при этом вращается в условно прямом направлении. При отрицательной полярности Uy напряжение на двигателе и его скорость меняют знак. При нулевом значении Uy управляющие импульсы отсутствуют для обоих преобразователей.
- Преобразователь 1 - Преобразователь 2 |
Данная система дает удовлетворительные результаты лишь в
Компаратор 1 |
|
Компаратор |
Генератор импульсов |
-5Ь—■О3-1 Преобразователь2 |
7*-
Рис. 3.17. Переключение преобразователей в функции тока якоря. Структура
Привода
Установившемся режиме работы. При изменении знака управляющего напряжения Uy, т. е. при реверсе двигателя, возможно протекание уравнительных токов. Это объясняется тем, что в момент начала работы очередного преобразователя другой еще не полностью заблокирован и создается возможность для протекания уравнительных токов.
Указанный недостаток данной системы управления не проявляется при медленном изменении напряжения управления и может быть устранен путем формирования нелинейной характеристики преобразователя с зоной нечувствительности, подобной изображенной на рис. 3.16, б.
Управление в функции тока якоря. Протекание уравнительных токов может быть исключено путем переключения преобразователей в функции тока якоря. Структура привода, основанная на таком принципе, представлена на рис. 3.17.
Компаратор 1 вырабатывает выходной сигнал при определенном направлении протекающего в якорной цепи тока in, а компаратор 2 — при противоположном.
В первом случае управляющие импульсы попадают только на преобразователь 1. При изменении полярности управляющего напряжения UY ток изменяет направление, и управляющие импульсы поступают на преобразователь 2 при заблокированном первом.
Данная схема удовлетворительно работает при непрерывном токе якоря. Если же ток имеет прерывистый характер, происходят случайные переключения преобразователей даже при неизменном Uy и нарушается устойчивость работы электропривода.
Управление в функции управляющего напряжения и тока якоря. На рис. 3.18 представлена структура электропривода, сочетающая в себе рассмотренные выше принципы раздельного управления преобразователями. Выбор работающей группы здесь производится в функции сигнала управления и тока якорной це-
Рис. 3.18. Переключение преобразователей в функции тока якоря и напряжения управления. Структура привода |
Пи. При равенстве нулю управляющего напряжения Uy оба элемента И не пропускают управляющие импульсы к преобразователям. Если UY положительно, а ток якоря равен нулю (в режиме прерывистых токов) или положителен, на преобразователь 1 поступают управляющие импульсы. При отрицательной полярности иу и нулевом либо"отрицательном значении тока в цепи якоря эти импульсы поступают на преобразователь 2.
Данная система лищена некоторых недостатков, присущих предыдущим схемам. Однако в режиме прерывистых токов здесь возникают проблемы, которые будут обсуждены ниже.