Тиристорные электроприводы постоянного тока
Прерывистый ток якоря
Механические характеристики электропривода, представленные на рис. 2.4, б, основаны на грубом допущении, о непрерывности тока якоря. Справедливость этого допущения весьма маловероятна при больших значениях угла управления тиристоров, высоких скоростях и малых токах якоря (небольших нагрузках на валу). При этих (условиях, как правило, ток якоря имеет прерывистый характер, что вызывает увеличение скоростей холостого хода по сравнению с представленными на рис. 2.4, б и уменыне - ние диапазона регулирования. В зоне прерывистых токов увеличиваются отношения амплитуды и действующего значения тока якоря к его среднему значению, что отрицательно сказывается на тепловом режиме двигателя, ухудшаются его динамические. показатели [2]. По этим причинам целесообразно осуществлять регулирование с непрерывным током якоря, для чего в якорную цепь вводятся дополнительные сглаживающие реакторы, увеличивающие ее постоянную времени, а также используется цепь обратного диода.
Диаграммы токов и напряжений для пол|ууправляемого и полностью управляемого однофазных преобразователей в режиме прерывистых токов представлены на рис. 2.5 и 2.6.
В электроприводе по схеме рис. 2.5 двигатель связан с питающей сетью в течение фазового интервала через тиристор VS1 и диод VD2.. Далее выводы двигателя оказываются закороченными на обратный диод VD0. Ток якоря достигает нуля в момент р и отсутствует до момента перехода в открытое состояние тиристора VS2 (я+a), что и обусловливает наличие режима прерывистых токов. На интервале проводимости VS1 напряжение якорной цепи ия равно напряжению сети и. В процессе протекания тока по цепи обратного вентиля (я<Ш<Р) ия = 0, а далее до перехода VS2 в открытое состояние (р<Ш<я + (х) напряжение якоря «я равно ЭДС двигателя ея.
В схеме рис. 2.6 двигатель связан с сетью в течение a<Ј2f<p, а при p<Q^<n + a он вращается по инерции (свободный выбег).
О с* я /3 2тт Зл Sit |
0 *
VS1, /S3 |
VS2,VS<t |
VSt УS3 |
ХА Х^У |
О dL jrfi JT+di Я+Ji |
О ОС JT+OL |
2Тг |
At Qt |
ОсС ж ) |
37TЈt |
Qt |
5) |
6)
Рис. 2.5. Режим прерывистых токов в полууправляемом преобразователе:
А — схема силовой цепи; б — диаграммы токов и напряжений
Рис. 2.6. Режим прерывистых токов - в полностью управляемом преобразователе:
А — схема силовой цепи; б — диаграмма токов и напряжений
На первом интервале напряжение его якоря равно напряжению сети, на втором — ЭДС якоря ея.
В режиме непрерывного тока механические характеристики весьма просто рассчитываются по средним значениям тока и напряжения двигателя. В режиме прерывистого тока расчеты становятся громоздкими. Затрудняется нахождение среднего значения напряжения якоря £УЯ, поскольку фазовый угол |3 зависит от средних значений скорости и тока якоря 1Я, а также угла управления а. Становится очевидной необходимость обобщенного подхода к анализу и расчету электроприводов, справедливого для режимов непрерывного и прерывистого токов.