Тиристорные электроприводы постоянного тока
Непрерывный ток якоря
Ъ лкй' я L^J |
3JT Sit |
Рис. 2.2. Регулирование скорости двигателя постоянного тока независимого возбуждения с помощью однофэзного полууправляемого прбобрэзоватбля; |
А — схема силовой цепи; б — диаграммы токов и напряжений для режима непрерывного тока |
Характерные диаграммы токов и напряжений якорной цепи при симметричном управлении тиристорами и непрерывном токе якоря изображены на рис. 2.2 и 2.3 для полууправляемых и полностью управляемых преобразователей. В полууправляемом преобразователе, представленном на рис. 2.2, а, тиристор VS1 переходит в открытое состояние в момент, соответствующий углу a, a
VS2 — углу а+я относительно питающего напряжения и. В полностью управляемом преобразователе, представленном на рис. 2.3, а, тиристоры VS1 и VS3 переходят в открытое состояние одновременно в фазе a, a VS2 и VS — в фазе а + я.
Двигатель, включенный по схеме рис. 2.2, а, подключен к сети в течение фазового интервала а<Ш<я, через VS1 и диод VD2, и напряжение на двигателе ия равно питающему и. При Ш>я напряжение и изменяет полярность, а прямое падение напряжения на обратном диоде VD0 переводит его в открытое состояние. Ток якоря г'я, протекающий ранее от сети через VS1, Теперь течет через VD0 (тиристор VS1 закрыт). Цепь якоря двигателя в течение я<£2/<я + а закорочена на обратный диод, поэтому ия = 0. В период открытого состояния тиристора (а<
Р |
ЗЖ J-Д* |
Рис. 2.3. Регулирование скорости двигателя постоянного тока независимого а — схема силовой цепи; б — диаграммы токов и напряжений для режима непрерывного |
<Ш<я) энергия из сети передается в якорную цепь, превращаясь в энергию электромагнитного поля в индуктивностях якоря La, ,в кинетическую энергию вращения механических частей электропривода и полезную работу. В период закрытого состояния тиристора между фазами л и л + а запасенная в индуктивностях энергия поля превращается в механическую, а продолжающий протекать по якорной цепи ток гя создает электромагнитный мо - адент. В этот период энергия в сеть не возвращается.
В схеме на рис. 2.3, а двигатель постоянно связан с сетью через тиристоры. Тиристоры VS1 и VS3 находятся в открытом состоянии и соединяют двигатель с сетью в течение периода а< <Ш<я + а. В момент л + а VS2 и VS4 переходят в открытое состояние, при этом к тиристорам VS1 и VS3 через открытые VS2 И VS4 прикладывается напряжение обратной полярности и закрывает их. Такая коммутация получила название естественной. Ток якоря двигателя гя, протекавший через VS1 и lASc?, теперь идет через VS2 и VS4. В течение фазового интервала, заключенного между а и я, энергия из сети передается к двигателю (как и, I, Так и ия, 1Я положительны и обусловливают положительное направление потока энергии). Напротив, в течение интервала, заключенного между л и я + а, часть энергии из якорной цепи возвращается в сеть (и и г, а также ия и гя имеют разные направления, определяющие направление потока энергии от двигателя к сети).
Возбуждения с помощью однофазного полностью управляемого преобразователя: тока в двигательном режиме; в — диаграммы для инверторного режима |
На рис. 2.3, в представлены диаграммы токов и напряжений для угла управления, превышающего 90°. Среднее значение напряжения якоря «я при этом отрицательно. Если ЭДС двигателя меняет направление, машина работает как генератор постоянного тока, отдавая энергию в сеть. Этот режим работы преобразователя известен как инвертирование и применяется для рекуперативного торможения двигателя.
Механические характеристики. Уравнения для якорной цепи двигателя с 'полууправляемым преобразователем по схеме рис. 2.2, а имеют вид
Ия = и = + а< Of < я; (2.19)
At
Ыя = 0 = Яя;я + 1я^- +е„, л<&<п + а. (2.20)
Уравнение для якорной цепи двигателя с полностью управляемым преобразователем по схемеТрис.^- 2.3, а имеет вид
Ия = и = Rnin + L/-^- + en, a<Qt<n + a. (2.21)
Dt
U |
При синусоидальной форме питающего напряжения, когда M=y2Ј/sin0, средние значения напряжений якорной цепи в случаях полу - и полностью управляемых схем преобразователей могут быть определены соответственно по следующим формулам:
Л _
— fV2 Ј/sin0"d0 = У2 U (1 +cosa); (2.22) я J п
А
П+а
Un = - L j 1/2 Usin9dQ = U cosa. (2.23)
Зависимость напряжения якоря двигателя Ua от угла управления а для рассмотренных типов преобразователей представлена на рис. 2.4, а. Ииверторному режиму в полностью управляемом преобразователе при непрерывном токе соответствуют углы 90°<а<180° (участок характеристики показан штриховой линией на рис. 2.4, а).
Решения уравнений (2.15), (2.18), (2.22) и (2.23) относительно угловой скорости со позволяют получить уравнения механических характеристик для полу - и полностью управляемых схем соответственно
Со = /Rt/Q + Cosa)___________ м. 2 24у
Ш Nk„ Ф (kB Ф)[1] '
-I--- г |
Полностью Управляемый Преобразователь |
ЧрчЭ/с1- 200 |
| - I |
О 30° 60° 901 120° 150' 180а |
50 |
В) |
А) |
Инвертирование^
12 |
10 |
6 8 Моментам
Рис. 2.4. Характеристики преобразователя и двигателя в режиме непрерывного
Тока:
А — зависимость выходного напряжения преобразователя от угла управления; б — механические характеристики при различных углах управления, построенные по (2.24) и (2.25) прн Яя = 0,6 Ом, £ЯФ=0,55 Н • м/А, f/=120 В
Первое слагаемое правых частей уравнений (2.24) и (2.25) представляет собой скорость идеального холостого хода. Второе слагаемое соответствует изменению скорости, происходящему под влиянием протекающего в якоре тока /я или соответствующего ему электромагнитного момента М, воздействующего на вал. Скорость идеального холостого хода, как следует из уравнений, зависит от угла управления. Механические характеристики представлены на рис. 2.4, б. Они иллюстрируют хорошие регулировочные свойства электропривода в режиме непрерывного тока.
Пример 2.1. Регулирование скорости двигателя постоянного тока независимого возбуждения производится по схеме рис. 2.3, а. Номинальные данные двигателя: мощность ЯНом=7,5 кВт; напряжение 1/Ном=230В; угловая скорость м=126 рад/с; ток /я, ном=38 А; сопротивление якоря /?я=0,3 Ом; постоянная двигателя йяФ=1,74 В-с. Напряжение питания 260 В. Индуктивность якорной цепи предполагается достаточной для обеспечения непрерывности тока якоря и отсутствия пульсаций.
1. Режим выпрямления (двигательный режим).
Для угла управления а=30° и номинального тока якоря рассчитываем:
А) момент двигателя;
Б) скорость двигателя;
В) коэффициент мощности.
2. Режим инвертирования (рекуперативное торможение).
Полярность противо-ЭДС двигателя изменяется на противоположную, например, путем реверса потока возбуждения. Требуется найти:
А) угол управления, при котором в якорной цепи протекает номинальный
Ток;
Б) мощность, возвращаемую в питающую сеть. Решение.
1. Режим выпрямления (двигательный режим).
А) В соответствии с (2.15) находим
/И = йяф/я= 1,74-38 = 66,1 Н-м.
Б) Используя (2.23), получаем
Ия= 2У2 -260 cos30° = 220,8 В.
Я
Из уравнения (2.17) можно найти Ея:
Ея = ия—1яЯЯ = 202,8 —38-0,3= 191,4 В,
А из (2.13) —искомую угловую скорость:
Ш = £я/£яФ= 191,4/1,74= 110 рад/с.
Угловую скорость можно также найти непосредственно из (2.25):
,., _ 2 "|/2~ V Cos а _ м_ 2 У2~-260 Cos 30° _ 66 1 =
Я/гяФ. (/гяФ)2 я-1,74 1,742 ' '
= 110 рад/с.
В) Если ток якоря не имеет пульсаций и постоянен, ток, потребляемый из: сети, имеет прямоугольную форму (см. рис. 2.3) и амплитуду 38 А. Среднеквадратичное значение тока сети при этом
/ = 38 А.
Мощность, отдаваемая сетью (полная мощность),
Р = UI = 260-38 = 9880 В-А.
Если потерями в преобразователе можно пренебречь, мощность якорной цепи двигателя
Ря = UI = 202,8-38 = 7707 Вт,
Откуда коэффициент мощности
КР = Р*/Р 7707/9880 = 0,78.
2. Режим инвертирования (рекуперативное торможение), а) В момент изменения полярности противо-ЭДС составляет
£я= 191,4 В.
Из (2.17) следует
Uя = £я + /яЯя = — 191,4 + (38-0,3) = — 180 В.
Используя (2.23), находим угол управления:
NUs я-180
А = arccos-------- т=— = arccos ----------- т=------- = 140°.
2У2 U 21/2 -260
Б)1 Мощность, преобразуемая машиной, составляет
Рм = Ея/я = 191,4-38 = 7274 Вт. Потери мощности в сопротивлениях якоря
PR = I2/?я = 382-0,3 = 433 Вт.
Мощность, поступающая в сеть, равна разности этих величин: Ря = рм — PR = 7274 — 433 = 6841 Вт,
Или
Ря = ия1я= 180-38 = 6841 Вт.
Заметим, что если к машине не подводится механическая энергия с вала, ■скорость машины, как и ЭДС, снижается по мере превращения кинетической энергии в электрическую и возвращения последней в сеть. Если ток якоря необходимо поддерживать постоянным на протяжении всего процесса торможения, угол управления должен постоянно изменяться. Такое управление практически осуществимо в замкнутых системах с обратной связью по току, которые будут рассмотрены в гл. 6.