Тиристорные электроприводы постоянного тока
Полупроводниковые системы управления
Производим и продаем электроприводы ЭТУ, ЭПУ для двигателей постоянного тока, тел./email +38 050 4571330 / rashid@msd.com.ua
В конце 50-х годов появились доступные по цене полупроводниковые приборы — кремниевые диоды и управляемые вентили (тиристоры). Вначале они выполнялись маломощными, поэтому их применение ограничивалось регуляторами возбуждения, где они заменяли электронно-вакуумные приборы. Применение полупроводниковой техники обеспечивало долговечность, надежность, уменьшение габаритов и существенное увеличение производительности.
Вскоре появились мощные кремниевые диоды и тиристоры. Эти полупроводниковые приборы стали использоваться уже и при построении силовых преобразователей для питания якорных цепей двигателей постоянного тока. Сначала применение мощных кремниевых диодов ограничивалось регулируемыми электроприводами постоянного тока с реакторами насыщения, функциональная схема которых представлена на рис. 1.5. Они надежнее электроприводов по системе генератор—двигатель и обеспечивают большую производительность, однако имеют худшие габаритные и стоимостные показатели.
1 |
Реактор |
Напряжение |
Кремниевые |
Напряжение |
Двигатель постоянного тока. |
Насыщения |
Диоды |
Сеть переменного |
Регулируемое |
Регулируемое постоянное |
Рис. 1.5. Структурная схема электропривода с регулированием скорости с помощью реактора насыщения
Существенное влияние на развитие силовой преобразовательной техники для электропривода оказала разработка в начале 1960-х годов мощных тиристоров. На протяжении последующего десятилетия центр внимания проектировщиков переместился от машинных преобразователей к тиристорным. С тех пор практически во всех регулируемых электрогариводах постоянного тока стали использоваться тиристорные преобразователи. Новые электроприводы повсеместно вытесняли систему генератор—двигатель, господствовавшую в течение полувека. Структурная схема тиристорного электропривода постоянного тока представлена на рис. 1.6. Электроприводы по системе тиристорный преобразователь— двигатель имеют следующие особенности [6]:
1) силовой тиристорный преобразователь исключает электрические инерционности, вносимые цепями возбуждения и якоря генератора, поэтому повышается быстродействие, которое ограничено главным образом коммутационной способностью и механической инерционностью привода;
2) электропривод довольно прост и безотказен в работе;
3) электропривод требует минимального обслуживания;
4) номинальный КПД преобразователя превышает 95 %;
5) малые габариты, масса, блочная компоновка позволяют сократить требуемые производственные площади, уменьшить капитальные затраты и расходы на установку и эксплуатацию.
В то же время тиристорным электроприводам свойственны следующие недостатки:
1) значительные пульсации на выходе преобразователя порождают проблемы нагрева и коммутации; для улучшения формы кривой выпрямленного тока, как правило, требуется установка сглаживающих реакторов;
2) при глубоком регулировании скорости тиристорный электропривод имеет низкий коэффициент мощности, в то время как в электроприводе по системе генератор—двигатель при использовании в качестве приводного синхронного двигателя регулированием его потока обеспечивается высокий коэффициент мощности;
3) перегрузочная способность тиристорного преобразователя ниже, чем мотор-генераторного;
4) при работе тиристорных преобразователей искажается форма напряжения в сети переменного тока и возникают помехи;
5) мотор-генераторной преобразовательной установке свойственна естественная рекуперация энергии в сеть в генераторных режимах работы двигателя, в то время как в тиристорном преобразователе для обеспечения рекуперации необходимо применение специальных схем; в этих случаях используются как преобразователи с двумя комплектами вентилей (например, при встречно - параллельной схеме), так и однокомплектные с реверсорами различного типа, причем те и другие отличаются сложностью и дороговизной.