Тиристорные электроприводы постоянного тока
Система генератор — двигатель (система Леонарда)
Следующим шагом в развитии электропривода постоянного тока было создание в 1890-е годы системы генератор—двигатель. В этом электроприводе питание двигателя производится от мотор - генераторной (М—G) установки [1, 2]. Приводной двигатель М вращает генератор G с постоянной скоростью. Скорость рабочего двигателя изменяется в широких пределах в соответствии с изменением напряжения якоря генератора, зависящим от его потока возбуждения. При регулировании скорости двигателя по напряжению якоря его магнитный поток может поддерживаться постоянным, при этом не стоит столь остро проблема коммутации. Структура системы генератор—двигатель представлена на рис. 1.2, а ее характеристики в режимах работы с постоянным допустимым моментом или мощностью — на рис. 1.3. В режиме работы с постоянным моментом регулируется напряжение якоря двигателя, а его поток поддерживается постоянным. В режиме работы с постоянной мощностью поддерживается напряжение якоря на требуемом
Рис. 1.3. Регулирование с постоянным моментом и мощностью в системе генератор—двигатель
Уровне, а регулирование производится по цепи возбуждения. Данная - система впервые обеспечила выполнение таких требований к приводу, как широкий диапазон и высокая точность регулирования при надежной коммутации.
Между тем продолжалось развитие электропривода переменного тока, а также систем производства, распределения и преобразования энергии переменного тока. Усовершенствованные к То, му времени двигатели переменного тока привлекали своей простотой и благоприятными массогабаритными показателями. Вместо отслуживших систем постоянного тока на, развивающихся предприятиях для нерегулируемых электроприводов переменного тока внедрялись соответствующие системы электроснабжения. На вновь строящихся заводах применялись исключительно системы переменного тока. Даже на старых предприятиях системы электроснабжения были переведены на переменный ток. В механизмах с регулируемой скоростью на базе системы генератор—двигатель в качестве приводного двигателя стали использоваться машины переменного тока, как показано на рис. 1.4.
О Управление напряжением якоря |
Управление Потопом* Возбуждения |
На заре своего развития системы генератор—двигатель не имела специфического конструктивного облика. Отдельные ее элементы устанавливались и связывались воедино соответственно предоставляемым производственным площадям. В начале 40-х годов появились модульные конструкции системы генератор—двигатель. Приводной двигатель с генератором и регулирующая аппаратура были объединены в общий блок управления электроприводом.
Сеть Машина переменного тока Рис. 1.4. Система генератор—двигатель с приводным двигателем переменного Тока |
Для системы генератор—двигатель характерны следующие достоинства:
1) возможность регулирования скорости в обоих направлениях во всем допустимом для двигателя диапазоне;
2) естественная рекуперация энергии в сеть в генераторных режимах работы двигателя;
3) возможность больших кратковременных перегрузок;
4) отсутствие пульсаций якорного тока.
Вместе с тем данной системе присущи следующие недостатки:
1) Высокие капитальные затраты;
2) сравнительно низкий КПД, не превышающий 80 %;
3) большие габариты;
4) необходимость периодической проверки и смазки.