БИЗНЕС В ЕВРОПЕ

БАЛАНСОВАЯ ПОЛИТИКА

Под "балансовой политикой" понимается осознанное оформление баланса в

Рамках существующих законов при соблюдении общепринятых принципов сос-

Тавления годового отчета. Это понятие включает в себя также меры по из-

Менению структуры капитала и размера прибыли за день до составления ба-

Ланса, проводимые с целью оказать влияние на баланс.

Как правило, цель балансовой политики является преднамеренное заниже-

Ние размера прибылей, разумеется, в рамках возможностей налогового зако-

Нодательства, с тем чтобы уменьшить бремя налогов или величину дивиден-

Дов акционерам и тем самым расширить резервный капитал.

Однако нередко руководство предприятия, наоборот, умышленно увеличи-

Вает размер прибылей в балансе, чтобы не показывать плохое финансовое

Состояние предприятия. Обычно это достигается путем ликвидации скрытых

Резервов, помещения завышенной оценки выпуска годовой продукции или

Складских запасов сырья, отказом от формирования необходимого резервного

Капитала для покрытия сомнительных требований и т. п. Так, банки предпо-

Читают отражать в своем балансе высокие ликвидные средства, которые они

Накапливают на день составления баланса. Такой прием именуется "декора-

Цией витрин" ("window-dressing").

Предметом балансовой политики всегда является баланс-externus (экс-

Терн-баланс, или внешний баланс), т. е. баланс, составляемый специально

Для публикации. Это тот единственный баланс, с которым могут ознако-

Миться акционеры, кредиторы, сотрудники предприятия, журналисты и об-

Щественность.

Внутренние балансы и отчетность по прибылям и убыткам составляются по

Другим критериям. Они не обязательно соответствуют тому, что требуют от

Них налоговые законы, обычно внутренние балансы отражают истинное финан-

Совое положение предприятия и служат информацией для руководства. Их

Главная цель - анализ ликвидности, поскольку предприятия гибнут скорее

От нехватки ликвидных средств, чем по другим причинам.

Приведем несколько примеров того, как это может выглядеть на практи-

Ке.

1. Основной акционер предприятия, владеющий как правило всей информа-

Цией "из первых рук", в годы с высокой прибылью старается умышленно

Ухудшить итоги баланса, для того чтобы при низком курсе закупить на бир-

Же больше акций и тем самым увеличить свою долю в капитале предприятия.

При неудовлетворительном развитии предприятия, т. е. в годы низкой прибы-

Ли, основной акционер может требовать от руководства "приукрашивать" ба-

Ланс с тем, чтобы продавать свои акции без убытков по высокому курсу.

2. Менеджеры предприятия могут начать спекулировать акциями своего

Предприятия. Поскольку баланс составляется руководством и только затем

Утверждается наблюдательным советом, данной категории сотрудников предп-

Риятия путем преднамеренного завышения или занижения данных баланса уда-

Ется без особого труда влиять на динамику биржевого курса акций.

3. С позиции руководства предприятия, не считается целесообразным "в

Хорошие годы" показывать всю полученную прибыль и тем самым информиро-

Вать о ней акционеров и общественность. Во-первых, это даст слишком вы-

Сокие показатели для сравнения с будущими годами, когда по различным

Причинам невозможно будет добиться столь высоких результатов. Во-вторых,

Путем утаивания прибылей можно создать скрытые резервы, необходимые для

Обеспечения большей маневренности при составлении балансов "в плохие го-

Ды". Заметим, кстати, что менеджеры будут находиться в меньшей опаснос-

Ти, если балансы равномерно отразят полученную прибыль, а не покажут

Резкие колебания ее.

Стоит ли говорить о том, что когда речь заходит о получении банковс-

Кого кредита или во время ведения переговоров о повышении цен, а также

Заработной платы, не грех, как говорится, баланс и "приукрасить" в том

Или ином направлении.

Ведение балансовой политики не преступление. Она реализуется в жизнь

В рамках действующих коммерческих и налоговых законов. При этом учитыва-

Ются также правила оценки и принципы составления баланса. Но нельзя

Упускать из виду того, что тогда, как любое занижение прибыли в один пе-

Риод ведет к ее увеличению в дальнейшем, преднамеренное завышение пока-

Зателей баланса, наоборот, ведет к их ухудшению в последующие годы.

Итогом проведения в жизнь мер балансовой политики могут быть:

1. прямое воздействие на годовые итоги;

2. косвенное воздействие на годовые итоги;

3. манипулирование итогами года без прямых или косвенных последствий;

4. материальное изменение структуры имущества или капитала;

5. лишь формальное изменение структуры имущества или капитала.

Вот несколько иллюстраций того, о чем было только что сказано.

Прямым влиянием на годовые итоги (1) является приобретение оборудова-

Ния, которое может быть списано еще в текущем году с таким расчетом,

Чтобы увеличить размер амортизации. Подобная мера приводит одновременно

К материальному изменению структуры имущества и капитала предприятия

(4).

Косвенным воздействием на итоги года является, например, разумное ис-

Пользование налоговых возможностей при оценке готовых изделий, сырья,

Материалов и т. п. (2).

Манипулированием итогами года без прямых или косвенных материальных

Последствий является более или менее детальная расшифровка различных ви-

Дов компонентов прибыли (расходов и доходов) (3).

Изменение схемы баланса или плановых счетов приведет лишь к фор-

Мальному изменению структуры капитала и/или имущества (5).

Меры балансовой политики подразделяются на те, которые можно прини-

Мать за день до составления баланса, и те, которые допускается принимать

После дня составления баланса. К мерам первого рода относятся все акты,

Создающие или изменяющие картину финансового положения. Имеются в виду

Заключение каких-либо сделок, составление документов, в том числе и мни-

Мых претензий и т. д. Среди мер второго рода следует назвать работы по

Составлению баланса, не выходящие за рамки возможностей торгового и фи-

Нансового законодательств, а именно:

- изменение итогов баланса, что, со своей стороны, влияет на размер

Дивидендов и налогов *,

- операции, лишь формально изменяющие структуру и вид баланса.

Существуют также возможности, позволяющие лишь формально воздейство-

Вать на баланс. К примеру, законодательство по акционерным обществам ре-

Гулирует лишь минимальную разбивку (расшифровку) баланса и отчетности по

Прибыли и убыткам. А ведь эти условия достаточно скромны, т. е. не требу-

Ют весьма подробной расшифровки.

Более детальная расшифровка например указание сроков кредитов, воз-

Можна, но не всегда желательна, так как она дает более четкую и подроб-

Ную картину финансового положения фирмы.

Возможности проведения в жизнь балансовой политики во многом зависят

От законодательства конкретной страны. Так, в Австрии и Швейцарии оно

Предоставляет более широкие, чем в ФРГ возможности, где реформа права по

Акционерным обществам ввела новые, более жесткие правила защиты интере-

Сов кредиторов (к примеру, запрет на формирование скрытых резервов).

Схема мер в рамках ведения балансовой политики:

1. политика оценки (в рамках торгового и налогового права);

2. политика прибыли. Прибыль по торговому праву не обязательно соот-

Ветствует прибыли по налоговому праву (принцип коммерческой осторожности

- в ФРГ и Австрии: амортизация, приписки и т. п. ):

3. политика дивидендов. Прибыль по балансу соответствует распределяе-

Мой прибыли, а именно:

результаты / балансовая прибыль

+ перенос прибылей предыдущего года

+ ликвидация резервов

- перенос убытков предыдущего года

- отчисления в резервный капитал;

4. политика в области расшифровки баланса и его структуры (указание

Или сокрытие ликвидности, более или менее подробная расшифровка доходов

И расходов и т. п. );

5. политика по вопросу информации (предоставление или непредставле-

Ние дополнительной информации (кроме баланса) акционерам, журналистам,

Общественности и т. п.);

6. политика по вопросу выбора дня, на который составляется баланс

(обычно при наличии больших ликвидных средств и незначительного коли-

Чества непроданной готовой продукции, а также выбора времени предъявле-

Ния или публикации баланса, например, перед эмиссией новых акций).

Технические приемы ведения балансовой политики заключаются в:

- перенесении прибылей на более поздний срок (досрочное занесение их

В счета затрат и расходов или включение доходов в счета с задержкой);

* Законодательство позволяет "активизировать", например, "дизажио" и

"переводить в пассив" отчисления на ведение ремонтных работ ("заморажи-

Вать" средства на ремонтные работы). Законом предусматривается принятие

Таких мер. Однако они не осуществляются в принудительном порядке. Вместе

С тем законы предоставляют большую свободу при оценке затрат на произ-

Водство готовой продукции и т. п.

- перенесении прибылей на более ранний срок (включение затрат и рас-

Ходов в счета с задержкой или досрочное занесение в счета доходов).

Средства балансовой политики

Меры, принимаемые до даты составления баланса:

- осуществление капиталовложений (амортизации);

- отсрочка введения в эксплуатацию новых цехов или оборудования;

- продажа ненужного оборудования (реализация скрытых резервов, если

Балансовая стоимость ниже реализуемой продажной цены);

- ускорение или замедление выписки счетов-фактур.

- дисконтирование векселей, инкассирование требовании.

Меры, принимаемые в рамках международных концернов:

- перемещение прибыли в страны с невысоким налоговым бременем;

- перемещение ликвидных средств на те предприятия, где эти средства

Нужны для составления соответствующего баланса;

Для достижения названных целей:

- осуществляются поставки предприятиям того же концерна,

- устанавливаются расчетные цены (!);

- осуществляется продажа патентов, лицензий и ценных бумаг;

- осуществляется перевод ликвидных средств;

- проводится передача невыгодных сделок предприятиям, которые не

Должны публиковать свой годовой отчет,

В качестве мотивов, побуждающих принимать эти меры, назовем:

- перемещение прибылей в "налоговые оазисы";

- блокирование (или выведение из игры) мелких акционеров;

- поддержание или повышение кредитоспособности;

- досрочное составление баланса, т. е. переход на следующий "балансо-

Вый год", в первую очередь тогда, когда в ближайшей перспективе предви-

Дятся резкие изменения в финансовом положении предприятия;

- приобретение ненужного оборудования или другого имущества;

- протоколирование коммерческих и финансовых операций или отказ от

Него;

- разукрупнение предприятия для создания более или менее рента-

Бельных;

- взаимное участие фирм.

Меры, принимаемые после наступления даты составления баланса - упоря-

Дочение балансовых итогов:

- все виды списаний (амортизации) - линейные, прогрессивные, регрес-

Сивные, досрочные - готовых изделий, запасов, требований и т. п.;

- повышение балансовой стоимости оборотных и основных средств;

- всевозможные отчисления (по сомнительным требованиям, неясным обя-

Зательствам, пенсиям, выходным пособиям, непредусмотренным ремонтным ра-

Ботам, капиталовложениям, невозмещенным израсходованным средствам (ког-

Да, как правило, стоимость приобретения выше первоначальных цен), теку-

Щим сделкам, налогам;

- оценка имущества, прежде всего материалов, сырья, готовых изделий и

Полуфабрикатов (путем использования методов Lifo, Fifo по зафиксирован-

Ным ценам или по идентичной цене);

- перенос скрытых резервов.

Проводя в жизнь перечисленные выше меры в рамках того или иного конк-

Ретного предприятия, необходимо всегда иметь в виду, что они далеко не

Безопасны. Поэтому создавать скрытые резервы целесообразно, например,

Только там, где их можно реализовать в полном соответствии с балансовой

И финансовой политикой. К тому же, все эти мероприятия должны отвечать

Нормам коммерческого и налогового законодательства. Полностью использо-

Вать их могут часто только международные концерны с предприятиями, нахо-

Дящимися в странах с различным налоговым, валютным и коммерческим зако-

Нодательством.

БИЗНЕС В ЕВРОПЕ

Як розпочати міжнародний бізнес

Міжнародний бізнес може відкрити безліч можливостей для розвитку і просування вашої компанії на глобальному ринку. Однак, перед тим як розпочати такий бізнес, необхідно підготуватися і зрозуміти основні аспекти його організації …

Бизнес с нуля

Увлекся тут брендингом, очень интересная и важная тема. А самое главное она актуальна в данный момент. Вот Вы когда в магазин приходите, Вы какими чувствами руководствуетесь. Скажите, что выбираете продукты …

Автомат по продаже аксессуаров

Ассортимент продаваемых через вендинговые автоматы продуктов существенно расширился в ближайшее время. Автоматы издавна уже закончили ассоциироваться у покупателей с машинами продающими кофе, жвачки, сигареты. Сейчас покупателей навряд ли удивишь автоматами, торгующими

Как с нами связаться:

Украина:
г.Александрия
тел./факс +38 05235  77193 Бухгалтерия

+38 050 457 13 30 — Рашид - продажи новинок
e-mail: msd@msd.com.ua
Схема проезда к производственному офису:
Схема проезда к МСД

Партнеры МСД

Контакты для заказов оборудования:

Внимание! На этом сайте большинство материалов - техническая литература в помощь предпринимателю. Так же большинство производственного оборудования сегодня не актуально. Уточнить можно по почте: Эл. почта: msd@msd.com.ua

+38 050 512 1194 Александр
- телефон для консультаций и заказов спец.оборудования, дробилок, уловителей, дражираторов, гереторных насосов и инженерных решений.