Особенности физико-механических свойств некоторых других видов бетона
Плотный силикатный бетон — бесцементный бетон авТоклавного твердения, получаемый на основе известкового вяжущего (известково-песчаного, известково-шла - кового и т. п.). Относится к группе тяжелых бетонов, заполнителями служат кварцевые пески. Обладает хорошим сцеплением с арматурой и защищает ее от коррозии.
Начальный модуль упругости в сравнении с равнопрочным цементным бетоном в 1,5—2 раза меньше. Обладает меньшей ползучестью. Применяется для изготовления сборных железобетонных элементов зданий. В неблагоприятных условиях эксплуатации (усиленное (воздействие атмосферных осадков, большие динамические нагрузки и т. п.) применение ограничивается.
Ячеистый бетон, преимущественно автоклавного твердения, содержит в своем строении искусственно созданные поры. Приготовляется смешиванием цементного или. известкового вяжущего с водой и пеной (пенобетон, пе - нозолобетон и т. п.) или введением в раствор газообра - зователя — алюминиевой пудры (газобетон) и др. Заполнителями служат мелкие (молотые) кварцевые пески. Ячеистый бетон менее плотный, чем обычный, и поэтому заключенная в нем арматура нуждается в специальной защите от коррозии покрытием цементно-вод - ной смесью или цементно-битумной мастикой. Обладает относительно малой средней плотностью (600—1200 кг/м3).
Начальный модуль упругости в сравнении с равнопрочным обычным бетоном в 2—3 раза меньше. Обладает значительной усадкой Esi= (4...6) Ю-4. Усадка при безавтоклавном твердении столь значительная, что может привести к растрескиванию изделий.
Применяется преимущественно для изготовления сборных элементов ограждающих конструкций промышленных и гражданских зданий.
Жаростойкий бетон используется для эксплуатации в условиях высокой температуры (выше 200°С). В зависимости от степени нагрева в качестве вяжущих применяют: глиноземистый цемент, портландцемент с добавками, жидкое стекло (водный раствор силиката натрия с добавлением молотого кварцевого песка и кремнефто - ристого натрия). В качестве жаростойких заполнителей применяют: хромит, шамот, кирпичный бой, шлак, базальт, диабаз и т. п. Сцепление с арматурой периодического профиля в охлажденном после высокотемпературного нагрева состоянии сохраняется. Модуль упругости бетона при повышении температуры уменьшается. Применяется в конструкциях туннельных печей, тепловых агрегатов, фундаментов доменных печей и т. п.
Крупнопористый бетон без мелких заполнителей применяют в географических районах, где нет природного песка, но есть материалы для крупного заполнителя. Структура характеризуется большим числом крупных пор, что приводит к уменьшению плотности и снижению теплопроводности. Применяется только для блочных или монолитных стен зданий.
Кислотостойкий бетон — стойкий в условиях агрессивной среды (водной, содержащей кислоты, и паровоздушной, содержащей пары кислот). В зависимости от степени концентрации кислот в качестве вяжущих применяют пуццолановый портландцемент, шлаковый портландце-.. мент, жидкое стекло. Применяется для конструкций подземных сооружений, покрытий некоторых цехов химической промышленности, цветной металлургии и т. п.
Полимербетон. В качестве вяжущего применяют полимерные материалы (различные эмульсии, смолы и т. п.), существенно повышающие прочность на сжатие и растяжение, улучшающие сцепление с арматурой, значительно повышающие стойкость в агрессивных средах. Несущие конструкции на основе армополимербетона получают применение в объектах химической, электрометаллургической, пищевой и других отраслях промышленности. Бетонные и железобетонные элементы, изготовленные на цементном вяжущем, а затем подвергнутые последующей пропитке полимерными материалами по специально разработанной технологии (бетонополи - меры), также приобретают существенно улучшенные физико-механические свойства. Они находят применение в некоторых областях строительства — при изготовлении напорных труб, дорожных плит, колонн, ригелей и др.
Назначение и виды арматуры
Арматура в железобетонных конструкциях устанавливается преимущественно для восприятия растягивающих усилий и усиления бетона сжатых зон конструкций. Необходимое количество арматуры определяют расчетом элементов конструкций на нагрузки и воздействия.
Арматура, устанавливаемая по расчету, носит название рабочей арматуры; устанавливаемая по конструктивным и технологическим соображениям, носит название монтажной арматуры. Монтажная арматура обеспечивает проектное положение рабочей арматуры в конструкции и более равномерно распределяет усилия между отдельными стержнями рабочей арматуры. Кроме того, монтажная арматура может воспринимать обычно не учитываемые расчетом усилия от усадки бетона, изменения температуры конструкции и т. п.
Рис. 1.17. Арматура периодического профиля
А — стержневая класса A-II; б — то же, A-III н A-IV; в — высокопрочная проволока
Рабочую и монтажную арматуру объединяют в арматурные изделия — сварные и вязаные сетки и каркасы, которые размещают в железобетонных элементах в соответствии с характером их работы под нагрузкой (рис. 1.16). Арматуру разделяют по четырем признакам-.
Рис. 1.16. Железобетонные эле - Менты н их арматура
А ■— сетка; б — плоские каркасы; в — пространственный каркас; 1 — плнта; 2 — балка; 3 — колонна
1. В зависимости от технологии изготовления стальная арматура железобетонных конструкций подразделяется на горячекатаную стержневую и холоднотянутую проволочную. Под стержневой в данной классификации подразумевается арматура любого диаметра и независимо от того, как она поставляется промышленностью—
В прутках (d.^ 12 мм, длиной до 13 м) или в мотках, бунтах (с?<!10 мм, массой до 1300 кг).
В зависимости от способа последующего упрочнения горячекатаная арматура может быть термически упрочненной — подвергнутой термической обработке, или упрочненной в холодном состоянии — вытяжкой, волочением.
По форме поверхности арматура может быть периодического профиля и гладкой. Выступы в виде ребер на поверхности стержневой арматуры периодического профиля, рифы или вмятины на поверхности проволочной арматуры значительно улучшают сцепление с бетоном (рис. 1.17).
По способу применения при армировании железобетонных элементов различают напрягаемую арматуру, подвергаемую предварительному натяжению, и ненапря - гаемую.
Жесткая арматура в виде прокатных двутавров, швеллеров, уголков до отвердения бетона работает как металлическая конструкция на нагрузку от собственного веса, веса подвешиваемой к ней опалубки и свежеуло - женной бетонной смеси. Она может быть целесообразной для монолитных большепролетных перекрытий, сильно загруженных колонн нижних этажей многоэтажных зданий и др. ,
Механические свойства арматурных сталей
Характеристики прочности и деформаций арматурных сталей устанавливают по диаграмме os—es, получаемой из испытания образцов на растяжение (рис. 1.18). Горячекатаная арматурная сталь с площадкой текучести на
Б)
А) 6S
Рис. 1.18. Диаграммы Os—е« при растяжении арматурной стали
А —с площадкой текучести (мягкой); б — с ус -
Јjj ловным пределом текучести
Диаграмме (мягкая сталь) обладает значительным удлинением после разрыва—до 25% (рис. 1.18,а). Напряжение, при котором деформации развиваются без заметного увеличения нагр? зки, называется физическим пределом текучести арматурной стали напряжение, непосредственно предшествующее разрыву, носит название временного сопротизления арматурной стали аи.
Повышение прочности горячекатаной арматурной стали и уменьшение удлинения при разрыве достигаются введением в ее состав углерода и различных легирующих добавок: марганца, кремния, хрома и др. Содержание углерода свыше 0,3—0,5 % снижает пластичность и ухудшает свариваемость стали. Марганец повышает прочность стали без существенного снижения ее пластичности. Кремний, погьшшя прочность стали, ухудшает ее свариваемость. Содержание легирующих добавок небольшое и обычно составляет 0,6—2 %.
Существенного повышения прочности горячекатаной арматурной стали (в несколько раз) достигают термическим упрочнением или холодным деформированием. При термическом упрочнении осуществляются закалка арматурной стали (нагревом до 800, 900 °С и быстрым охлаждением), затем частичный отпуск (нагревом до 300— 400°С и постепенным охлаждением).
Высоколегированные и термически упрочненные арматурные стали переходят в пластическую область постепенно — без ярко выраженной площадки текучести (рис. 1.18, б). Для этих сталей устанавливают условный предел текучести — напряжение оод, при котором остаточные деформации составляют 0,2 %, а также условный предел упругости — напряжение сг0,02, ПРИ котором остаточные деформации равны 0,02 % и предел упругости Оіе=0,8а0,2. Пластические деформации арматурных сталей при напряжениях, превышающих предел упругости в диапазоне <ь= (0,8... 1,3)а0,2, могут определяться по эмпирической зависимости
Es, Pi = 0,25 (as/a0>2-0,8)з. (I J8)
Сущность упрочнения холодным деформированием арматурной стали состоит в следующем. При искусственной вытяжке в холодном состоянии до напряжения, превышающего предел текучести ok>ay, под влиянием структурных изменений кристаллической решетки (наклепа) арматурная сталь упрочняется. При повторной вытяжке, поскольку пластические деформации уже выбраны, напряжение Ok становится новым искусственно поднятым пределом текучести (см. рис. 1.18, а).
Вытяжка в холодном состоянии позволяет получать высокую прочность стержней большого диаметра. Многократное волочение (через несколько последовательно уменьшающихся в диаметре отверстий) в холодном состоянии позволяет получать высокопрочную проволоку. При этом временное сопротивление значительно увеличивается, а удлинения при разрыве становятся малыми— 4—6%. Чтобы получить структуру проволоки, необходимую для такого холодного волочения, производится патентирование — предварительная термообработка, нагрев до температуры порядка 800 °С с последующим специальным охлаждением. По такой технологии изготовляют высокопрочную проволоку классов B-II, Вр-11.
Пластические свойства арматурных сталей имеют большое значение для работы железобетонных конструкций под нагрузкой, механизации арматурных работ, удобства натяжения напрягаемой арматуры и др. Арматурная сталь обладает достаточной пластичностью, однако понижение ее пластических свойств может стать причиной хрупкого (внезапного) разрыва арматуры в конструкциях под нагрузкой, хрупкого излома напрягаемой арматуры в местах резкого перегиба или при закреплении в захватах и т. п. Пластические свойства арматурных сталей характеризуются относительным удлинением при испытании на разрыв образцов длиной, равной пяти диаметрам стержня, или 100 мм, а также оцениваются испытанием на загиб в холодном состоянии вокруг оправки толщиной 3—5 диаметров стержня.
Полное относительное удлинение после разрыва б, %, устанавливается по изменению первоначальной длины образца, включающей длину шейки разрыва, а относительное равномерное удлинение после разрыва бр, ,%,— по изменению длины образца на участке, не включающем длину шейки разрыва. Минимально допустимое относительное удлинение и требования при испытании на холодный загиб установлены стандартами и техническими условиями.
Свариваемость арматурных сталей характеризуется надежным соединением, отсутствием трещин и. другиз пороков металла в швах и прилегающих зонах. Свариваемость имеет существенно важное значение для механизированного изготовления сварных сеток и каркасов, выполнения стыков стержневой арматуры, анкеров, различных закладных деталей и т. п. Хорошо свариваются горячекатаные малоуглеродистые и низколегированные арматурные стали. Нельзя сваривать арматурные стали, упрочненные термической обработкой или вытяжкой, так как при сварке утрачивается эффект упрочнения — происходят отпуск и потеря закалки термически упрочненных сталей, отжиг и потеря наклепа проволоки, упрочненной вытяжкой.
Хладноломкостью, или склонностью к хрупкому разрушению под напряжением при отрицательных температурах (ниже минус 30°С), обладают горячекатаные арматурные стали периодического профиля некоторых видов — из полуспокойной мартеновской и конвертерной стали и др. Арматурные стали из высокопрочной проволоки и термически упрочненные обладают более низким порогом хладноломкости.
Реологические свойства арматурной стали характеризуются ползучестью и релаксацией. Ползучесть арматурной стали нарастает с повышением напряжений и ростом температуры. Релаксация, или уменьшение напряжений, наблюдается в арматурных стержнях при неизменной длине — отсутствии деформаций. Релаксация зависит от механических свойств и химического состава арматурной стали, технологии изготовления и условий применения и др. Значительной релаксацией обладают упрочненная вытяжкой проволока, термически упрочненная арматура, а также высоколегированная стержневая арматура. Релаксация горячекатаных низколегированных арматурных сталей незначительна. Как показывают опыты, наиболее интенсивно релаксация развивается в течение первых часов, однако она может продолжаться длительное время. Релаксация арматурной стали оказывает большое влияние на работу предварительно напряженных конструкций, так как приводит к частичной потере искусственно созданного предварительного напряжения.
Усталостное разрушение арматурной стали наблюдается при действии многократно повторяющейся нагрузки, оно носит хрупкий характер. Предел выносливости арматурной стали в железобетонных конструкциях зависит от числа повторений нагрузки п, характеристики цикла p=omtn/<Tmax, качества сцепления и наличия трещин в бетоне растянутой зоны и др. С увеличением числа циклов предел выносливости уменьшается. Термически упрочненные арматурные стали имеют пониженный предел выносливости.
Динамическая прочность арматурной стали наблюдается при нагрузках большой интенсивности, действующих на сооружение за весьма короткий промежуток времени. В условиях высокой скорости деформирования арматурные стали работают упруго при напряжениях, превышающих физический предел текучести, при этом происходит запаздывание пластических деформаций. Превышение динамического предела текучести над статическим пределом текучести связано с временем запаздывания. В меньшей степени динамическое упрочнение проявляется на условном пределе текучести а0,2 сталей легированных и термически упрочненных (не имеющих явно выраженной площадки текучести) и практически совсем не отражается на пределе прочности аи всех видов арматурных сталей, в том числе высокопрочной проволоки и изделий из нее.
Высокотемпературный нагрев арматурных сталей приводит к изменению структуры металла и снижению прочности. Так, при нагреве до 400 °С предел текучести горячекатаной арматуры класса А-111 уменьшается на 30 %, классов A-II и A-I — на 40 %, модуль упругости уменьшается - на 15 %. Заметное проявление ползучести арматуры в конструкциях под нагрузкой наблюдается при температуре свыше 350 °С. При нагреве происходит отжиг и потеря наклепа арматуры, упрочненной холодным деформированием, поэтому временное сопротивление у высокопрочной арматурной проволоки снижается интенсивнее, чем у горячекатаной арматуры. После нагрева и последующего охлаждения прочность горячекатаной арматурной стали восстанавливается полностью, а прочность высокопрочной арматурной проволоки — лишь частично.
Классификация арматуры
Стержневая горячекатаная арматура в зависимости от ее основных механических характеристик подразделяется на шесть классов с условным обозначением: A-I, A-II, A-III, А-IV, A-V, A-VI (табл. 1.1). Термическому упрочнению подвергают стержневую арматуру четы-
Таблица 1.1. Классификация и механические характеристики арматуры
Наименование и класс арматуры |
Марка стали |
Диаметр поперечного сечеиия, мм |
Предел текучес - j тн, МПа |
Временное сопротивление, МПа |
1 Относительное удлинение, % |
Стержневая горячеката |
|||||
Ная: |
* |
||||
Круглая класса A-I |
СтЗ, ВСтЗ |
6-40 |
230 |
380 |
25 |
Периодического профиля: |
|||||
Класса А-И |
ВСт5 |
10—40 |
|||
10ГТ |
10—32 |
300 |
500 |
19 |
|
18Г2С |
40—80 |
||||
» A-III |
25Г2С |
6—40 |
|||
35ГС |
6—40 |
400 |
600 |
14 |
|
18Г2С |
6-9 |
||||
» A-IV |
20ХГ2Ц |
10-22 |
|||
80С |
10—18 |
600 |
900 |
8 |
|
» A-V |
23Х2Г2Т |
10—22 |
800 |
1050 |
7 |
» A-VI |
20Х2Г2СР |
10—22 |
1000 |
1200 |
6 |
Стержневая термиче |
|||||
Ски упрочненная: |
БСтбСП |
||||
Класса Ат-Ш |
10—38 |
400 |
600 |
. |
|
» At-IVC |
— |
10—28 |
600 |
900 |
8 |
» Ат-V |
— |
10—25 |
800 |
1050 |
7 |
» Ат-VI |
— |
10-25 |
1000 |
1200 |
6 |
Обыкновенная арматур-ч |
— |
3—5 |
— |
550- |
|
Ная проволока периоди |
525 |
||||
Ческого профиля класса |
|||||
Вр-1 |
|||||
Высокопрочная арма |
|||||
Турная проволока: |
|||||
Гладкая класса B-II |
— |
3—8 |
— |
1900— |
4—6 |
1400 |
|||||
Периодического про |
— |
3-8 |
— |
1800— |
4—6 |
Филя класса Вр-11 |
1300 |
||||
Арматурные канаты: |
1850— |
||||
Класса К-7 |
— |
6—15 |
— |
■ |
|
1650 |
|||||
Класса К-19 |
— |
14 |
— |
1800 |
— |
Рех классов, упрочнение в ее обозначении отмечается дополнительным индексом «т»: Ат-ІІІ, Ат-IV, At-V, At-VI. Дополнительной буквой С указывается на возможность стыкования сваркой, К — на повышенную коррозионную стойкость.
49
Каждому классу арматуры соответствуют опреде-
4—943
ленные марки арматурной стали с одинаковыми механическими характеристиками, но различным химическим составам. В обозначении марки стали отражается содержание углерода и легирующих добавок. Например, в марке 25Г2С первая цифра обозначает содержание углерода в сотых долях процента (0,25 %), буква Г —что сталь легирована марганцем, цифра 2 — что его содержание может достигать 2%, а буква С — наличие в стали кремния (силиция). Наличие других химических элементов, например в марках 20ХГ2Ц, 23Х2Г2Т, обозначается буквами: X — хром, Т — титан, Ц — цирконий.
Периодический профиль имеет стержневая арматура всех классов, за исключением круглой (гладкой) арматуры класса A-I.
Физический предел текучести ай = 230...400 МПа имеет арматура классов A-I, A-II, A-III, условный предел текучести а0,2=600... 1000 МПа имеет высоколегированная арматура классов A-IV, A-V, A-VI и термически упрочненная арматура.
Относительное удлинение после разрыва зависит от класса арматуры. Значительным удлинением обладает арматура классов A-II, A-III (6 = 14...19'%), сравнительно небольшим удлинением — арматура классов A-IV, A-V, A-VI и термически упрочненная всех классов (6= =6...8%).
Модуль упругости стержневой арматуры Es с ростом ее прочности несколько уменьшается и составляет: 2,1 -105 МПа для арматуры классов A-I, A-II; 2-Ю5 МПа для арматуры классов A-III, A-IVC; 1,9-105 для арматуры класса A-V и термически упрочненной арматуры.
Арматурную проволоку диаметром 3—8 мм подразделяют на два класса: Вр-1 — обыкновенная арматурная проволока (холоднотянутая, низкоуглеродистая), предназначенная главным образом для изготовления сварных сеток; B-II, Вр-11 — высокопрочная арматурная проволока (многократно волоченная, углеродистая), применяемая в качестве напрягаемой арматуры предварительно - напряженных элементов. Периодический профиль обозначается дополнительным индексом «р»: Вр-1, Вр-11.
Основная механическая характеристика проволочной арматуры — ее временное сопротивление а«, которое возрастает с уменьшением диаметра проволоки. Для обыкновенной арматурной проволоки ои=550 МПа, для высокопрочной проволоки Ои= 1300...1900 МПа. Относи
тельное (удлинение после разрыва сравнительно невысокое 6=4...6%. Разрыв высокопрочной проволоки носит хрупкий характер. Модуль упругости арматурной проволоки классов B-II, Вр-11 равен 2-Ю5 МПа; класса Вр-1 равен 1,7-105 МПа; арматурных канатов равен 1,8-105 МПа.
Сортамент арматуры составлен по номинальным диаметрам, что соответствует для стержневой арматуры периодического профиля диаметрам равновеликих по площади поперечного сечеяия круглых гладких стержней, для обыкновенной и высокопрочной арматурной проволоки периодического профиля — диаметру проволоки до профилирования (см. табл. 1.1 и прил. VI).
Применение арматуры в конструкциях
В качестве ненапрягаемой арматуры применяют имеющие сравнительно высокие показатели прочности стержневую арматуру классов Ат-ІІІ, A-III, арматурную проволоку класса Вр-1. Возможно применение арматуры класса A-II, если прочность арматуры класса A-III не полностью используется в конструкции из-'за чрезмерных деформаций или из-за раскрытия трещин. Арматуру класса A-I можно применять в качестве монтажной, хомутов вязаных каркасов, поперечных стержней сварных каркасов.
В качестве напрягаемой рекомендуется применять стержневую термически упрочненную арматуру классов Ат-VI, At-V, At-IVC, горячекатаную арматуру классов A-VI, A-V и A-IV; для элементов длиной свыше 12 м целесообразно применять арматурные канаты и высокопрочную проволоку, допускается применение стержней классов A-IV, A-V.
В конструкциях, предназначенных для эксплуатации при отрицательных температурах (на открытом воздухе И в неотапливаемых помещениях), не применяют арматурные стали, подверженные хладноломкости: при температуре ниже —30 °С — класса A-II марки ВСт5пс2 и класса A-IV марки 80С; при температуре ниже —40 °С— класса A-III, марки 35ГС.
51
При выборе арматурной стали для применения в конструкциях учитывают ее свариваемость. Хорошо свариваются контактной сваркой горячекатаная арматура классов от A-I до A-VI, At-IVC и обыкновенная арма-
4*
Турная проволока в сетках. Нельзя Сваривать термически упрочненную арматуру классов Ат-у Ат-VI и высокопрочную проволоку, так как сварка 'приводит к утрате эффекта упрочнения.
Арматурные сварные изделия
Ненапрягаемую арматуру желез0бетонных конструкций изготовляют на заводах, как п^авйло, в виде арматурных сварных изделий — сварнь^ сет0'к и каркасов. Продольные и поперечные стержни сеток и каркасов в местах пересечений (обычно под пр)яМЫМ угЛом) соединяют контактной точечной электросварК0й Такое объе-' динение отдельных стержней армат^рЫ в сетки и каркасы на сварочных машинах позволяем индустриализовать арматурные работы, значительно сс)Кратить их трудоемкость и удешевить монтаж заготовок^ арМатуры.
Сварные сетки изготовляют по с'гандарТу а'3 обыкновенной арматурной проволоки диаметр0М з_5 мм и арматуры класса А-ІН диаметром 6—]0 мм; они бывают рулонные и плоские (рис. 1.19). В Р, ул0ННых сетках наибольший диаметр продольных стер^нед j мм Рабочей арматурой могут служить продолы^ или поперечные стержни сетки; стержни, расположе^ные перпендикулярно рабочим, являются распределите>лЬНЬШИ (монтажными). В качестве рабочей арматуру можно также использовать стержни сеток обоих направлений. Ширина сетки огранинивается размером 3%00 мм> длина сетки принимается по проекту, но не болеіе gooo мм длина рулонной сетки ограничивается массой руЛона 900 1300 кг
В прил. VII приведены данные сортамента сварных сеток. Приведем основные пара метры сеток в условных обозначениях:
Здесь С —сетка; D —диаметр продольных СТеРЖней - у—шаг продольных стержней: D — диаметр поперечны;^ стержней - и —шаг поперечных стержней; Л-ширина сетки; і —. дЛнна сетки; с,, с, —свободные концы продольных стержней; k - а. вободные концы П0Переч. ных стержней. Если с,=с2, приводится тольько значенне с,, если с,= — c2=k, также приводится только значенне прн С1==С2=£=25 значенне сі опускается. ''
В сетках возможно чередование шага основного v или и и доборного v, или щ (обозн«ачается в сортаменте знаком X). .
Сварные каркасы изготовляют из одного или двух продольных рабочих стержней монтажного стержня и привариваемых к ним поперечных стержней (рис. 1.20, А). В «Руководстве по конструированию бетонных и железобетонных конструкций из тяжелого бетона» (без предварительного напряжения), 1978 г. сетками названы также и плоские каркасы. Размер концевых выпусков продольных и поперечных стержней каркаса должен быть не менее 0,5rfi+d2 или 0,5 D2+D{ и не менее 20 мм. Пространственные каркасы конструируют из плоских
Каркасов (рис. 1.20, б) и с применением соединительных стержней (рис. 1.20, в).
Качество точечной электросварки сеток и каркасов зависит от соотношения диаметров свариваемых поперечных и продольных стержней, которое должно быть не менее 0,3. Наименьшее расстояние между осями свариваемых стержней также зависит от диаметров стержней. Данные для проектирования каркасов по условиям технологии сварки приведены в прил. IX.
Арматурные проволочные изделия
Напрягаемую арматуру предварительно напряженных конструкций изготовляют из отдельных проволок,
Рнс. 1.22. Арматурные пучки
А — однорядные; б — многорядные; в — с применением 7-проволоч - ных канатов; 1 — анкер; 2 — вид сбоку; 3, 5, 6 — сечения 14-, 18- н 24-проволочных пучков; 4— коротыш; 7 — канат; 8 — распределительная звездочка
Объединяемых в арматурные изделия — канаты и пучки.
Армирование одиночными напрягаемыми проволоками повышает затраты труда, а соблюдение необходимых расстояний между проволоками приводит к излишнему развитию сечения предварительно напряженного элемента.
1~ внд сбоку; 2, 3,4— Сечення 3-, 7- н 19-про - волочного канатов
Рис. 1.21. Арматурные канаты
Арматурный канат — наиболее эффективная напрягаемая арматура, он состоит из группы проволок, свитых так, чтобы было исключено их раскручивание (рис. 1.21). Вокруг центральной прямолинейной проволоки по спирали в одном или в нескольких концентрических
слоях располагают проволоки одного диаметра. В npjg цессе изготовления каната проволоки деформируются ^ плотно прилегают друг к другу. Периодический профид| арматурных канатов обеспечивает их надежное сцепле ние с бетоном, а благодаря большой длине канатов ойр могут применяться в длинномерных конструкциях б©| стыков. I
Арматурные канаты класса К—п изготовляют g| большого числа тонких проволок диаметром 1—3 мм| Применяют их в качестве напрягаемой арматуры для! крупных сооружений. Они обладают повышенной дефор- мативностью; чтобы уменьшить неупругие деформации* их подвергают предварительной обтяжке.
Арматурные пучки состоят из параллельно располо^ женных высокопрочных проволок (рис. 1.22). Проволоки (14,18 и 24 шт.) располагают по окружности с зазорами, обеспечивающими проникание цементного раствора внутри пучка, и обматывают мягкой проволокой. В более мощных арматурных пучках вместо отдельных проволок применяют параллельно расположенные канаты. В многорядных пучках число отдельных проволок диаметром 4—5 мм достигает 100 шт. Арматурные пучки про-' мышленностью не поставляются, их изготовляют на строительных площадках или на предприятиях строительной индустрии.
Соединения арматуры
Сварные стыки арматуры. Основным видом соединения арматурных стержней является сварное соединение встык, которое в заводских условиях и на монтаже выполняется различными способами.
В заводских условиях для соединения арматурных стержней классов от A-I до A-VI, Ат-Ш, Ат-IVC (например, для соединения заготовок арматурных стержней, приварки коротышей большого диаметра и т. п.) применяют контактную сварку (рис. 1.23, а). При этом отношение диаметров соединяемых стержней йі/^2=^0,85 и наименьший диаметр стержня Допускается при
Использовании специальной технологии сварки отношение d/d21^0,b.
На монтаже для соединения арматурных, стержней классов A-I, A-II, A-III, Ат-Ш (например, для соединения выпусков арматуры сборных железобетонных элементов и
а — контактная сварка встык; б — дуговая ванная сварка в инвентарной форме; в — дуговая сварка с накладками, четыре фланговых шва; г — то же, два фланговых шва; д — Высота и ширина сварного шва; е — сварное соединение втавр стержней с пластинкой; ж — сварное соединение внахлестку стержня с пластинкой
Рис. 1.24. Стыки сварных сеток в иа - , г—f
,10мм і а і O,5d
Рис. 1.23. Сварные стыковые соединения арматуры
Г)
ТЭ О О"
—О 0*1" О и I и о о -
Правлении рабочей арматуры чії5-*
А — при гладких стержнях, когда поперечные стержни расположены в одной плоскости; б, в — то же, когда поперечные стержни расположены в разных плоскостях; г — в направлении рабочей арматуры при стержнях периодического профиля, когда в пределах стыка в одном стыкуемом изделии поперечные стержни отсутствуют; д — то же, когда в пределах стыка в двух стыкуемых изделиях поперечные
Стержни отсутствуют
Т. п.) применяют дуговую ванную сварку в инвентарных формах (рис. 1.23, б). Если диаметр соединяемых стержней D<20 мм, то применяют дуговую сварку стержней с накладками с четырьмя фланговыми швами 1—Ы (рис. 1.23, в) или с односторонним расположением швов и удлиненными накладками 1~Ы (рис. 1.23, г). При этом должны соблюдаться требования о размерах высоты сварного шва: 4 мм^/і==0,25(і и ширины сварного шва: 10 MM<6=0,5d (рис. 1.23, д).
Соединение втавр стержней с пластиной толщиной 6^0,75d (из листовой или полосовой стали) производится автоматической дуговой сваркой под слоем флюса (рис. 1.23, е). Соединение внахлестку арматурных стержней с?=8...40 мм с пластиной или с плоскими элементами проката может выполняться дуговой сваркой фланговыми швами (рис. 1.23, ж).
Стыки арматуры внахлестку (без сварки). Арматурные стержни классов A-I, A-II и А-ІІІ допускается соединять внахлестку с перепуском концов на 20—50 диаметров без сварки в тех местах железобетонных элементов, где прочность арматуры используется не полностью. Однако такой вид соединения арматуры вследствие излишнего расхода стали и несовершенства конструкции стыка применять не рекомендуется.
Стыки сварных сеток в рабочем направлении могут выполняться внахлестку (рис. 1.24). Рабочие стержни соединяемых сеток могут располагаться в разных плоскостях или в одной плоскости. В каждой из соединяемых в растянутой зоне сеток на длине нахлестки должно быть расположено не менее двух поперечных стержней, приваренных ко всем продольным стержням сетки. Если рабочая арматура сеток из стержней периодического профиля, то одна из соединяемых сеток или обе сетки в пределах стыка могут быть без приваренных поперечных стержней. Необходимая длина перепуска (нахлестки) сеток для создания необходимой заделки устанавливается по формуле (1.20).
Стыки плоских сварных каркасов внахлестку допускаются при одностороннем расположении продольных стержней и выполняются как стыки сварных сеток в рабочем направлении; при этом на длине стыка устанавливают дополнительные хомуты или поперечные стержни с шагом не более 5 диаметров продольной арматуры.
Стыки сварных сеток и каркасов в конструкциях сле-
рует располагать вразбежку. Стыки сварных сеток в нерабочем направлении (когда соединяется распределительная арматура) также выполняют внахлестку (рис. 51.25). Длину перепуска принимают равной 50 мм при диаметре распределительной арматуры до 4 мм и равной
Рис. 1.25. Стыки сварных сеток В направлении нерабочей (распределительной) арматуры
Ли-/м/
А — внахлестку; б — с дополни - тельными стыковыми сетками; 1 — рабочие стержни; 2 — распределительные стержни
-м* 7 2
100 мм при диаметре распределительной арматуры более 4 мм. Эти же стыки при диаметре рабочей арматуры 16 мм и более осуществляются укладкой дополнительных стыковых сеток с перепуском распределительной арматуры в каждую сторону на 15 диаметров, но не менее 100 мм.
Неметаллическая арматура
. і W «г^ * •
•» і і
В целях экономии металла проводятся исследования по созданию неметаллической арматуры конструкций. Неметаллическую стеклопластиковую арматуру получают из тонких стекловолокон, объединяемых в арматурный стержень с помощью связующих пластиков из синтетических смол. Стеклопластиковые арматурные стержни обладают хорошим сцеплением с бетоном, высокой прочностью на разрыв (до 1800 МПа), но низким модулем упругости (45 000 МПа)'. Высокая прочность и низкий модуль упругости предопределяют целесообразность применения стеклопластиковой арматуры для предварительно напряженных конструкций. К недостаткам стеклопластиковой арматуры относятся склонность к разрушению от щелочных реакций и старение, характеризуемое снижением прочности во времени.