Диспетчерское управление в автоматизированном производстве
Учет познавательных (когнитивных) способностей
Согласно поддерживаемой Шериданом [44] концепции о когерентной роли человека при использовании его в оперативно-диспетчерском управлении (ОДУ), надзор в ГПС может привести
Рнс. 8.11. Влияние надежности человека и оборудования на надежность всей системы (R.xRk=Rx) [31].
1,00
"лГ - система
Система |
0,10 |
Г
Е одо
^ 0Д0
------ С участием человека
---- Вез участия чело -
Века
Г |
0,80 |
Надежность системы Hs~- I,O |
Надежность человека Я. |
Rs = 0,90 Rs = 0,80 Rs = 0,70 |
■ ' І
10
Рис. 8.12. Надежность дублированной навигационной системы, в которой одним из авеньев является человек (штриховая линия), в сравнении с надежностью систем с различной кратностью резервирования, в которых все компоненты механические (сплошная линия) [11].
(С разрешения фирмы Taylor And Francis)
Компьютеризированное
Устройство Человек
Физическая работа Загрузка и разгрузка системы
Робот может манипулировать деталями массой до 900 кг
Сообщает тип детали, ее шифр и количество штук Предоставляет в темпе с процессом информацию о том, как должна быть ориентирована деталь Определить ориентацию детали при помощи робота затруднительно
Максимальная нагрузка вручную <30 кг; сильно зависит от типа движения и направления нагрузки
Мощность:
2 л с в течение 10 с; 0,5 л с — 120 с; 0,2 л с — непрерывно до утомления субъекта; может различаться в условиях статической и динамической нагрузок
Проверяет информацию о детали, информирует ЭВМ о том, что деталь установлена
Смена та |
Устаноика изделия на станок
Установка инструмента (на неработающем оборудовании)
Инструмен-
Весьма затруднительно установить деталь, если она предварительно не закреплена на палете Необходимо устройство искусственного зрения Использует фиксирующее приспособление для закрепления детали на палете
Высокая точность при сложной геометрии детали недостижима
Автоматическая смена магазина инструментов занимает 5 мин
Одиночный инструмент заменяется за 2 с Центральная ЭВМ «знает», когда требуется магазин и информирует ЭВМ робота о необходимости выполнения этой работы
Выполняет медленно, требуется навык распознавания образов для сложных деталей
Человек надежно выполняет эту задачу
Точность позиционирования:
Относительная (с использованием обратной связи); высокая—0,1 мм; абсолютная (без использования обратной связи); очень низкая — 3... 8 см
Движение подчиняется закону Фитта
Заменяет инструмент вручную
Проверяет инструмент при поступлении сигнала от ЭВМ
Человек |
Гпс |
Компьютеризированное устройство
Эвристические алгоритмы для ЭВМ могут обеспечивать хорошую диспетчеризацию
Комбинаторный подход не дает гарантии оптимального решения
Моделирование на ЭВМ позволяет оценить качество диспетчеризации Выводит количество палет, необходимых в течение периода диспетчеризации
Управление оборудованием
Управление ста - Система ЧПУ управляет ночным инструмен - осевыми и шпиндельными двигателями, устройствами смены инструмента, палет и др. ЭВМ ПЦУ загружает управляющую программу в ЭВМ системы ЧПУ Работает быстрее и точнее человека
Позволяет заранее программировать движение режущего инструмента Контроллер робота управляет движениями робота Сенсорные устройства (например, камера искусственного зрения, датчики структуры, Тензодатчики и др.) обеспечивают данные обратной связи
Внутрицеховая диспетчеризация |
Том |
Управление том |
Робо- |
Управление контрольными устройствами |
ЭВМ управления системой загружает управляющую программу робота и рабочие инструкции Обладает ограниченной обучаемостью и адаптируемостью к оборудованию ЭВМ способна управлять автоматическими измерительными и калибровочными устройствами Предоставляет результаты контроля для анализа и управления качеством Ограниченный диапазон возможностей по адаптированию к конкретным нуждам Способно работать с допуском менее ±0,03 мм
Интуиция человека помогает в отыскании алгоритма Человек и ЭВМ помогают определить оптимальное решение
Человек вводит данные о нагрузке и использует моделирование на ЭВМ, чтобы узнать результаты диспетчеризации
Человек взаимодействует с ЭВМ при модификации управляющей программы Следит за износом станочного инструмента, отслеживая прежде всего состояние станка
Человек обучает робота при помощи ЭВМ, которая осуществляет «передачу» интеллекта человека роботу Человек хорошо справляется с распознаванием образов
Поддается обучению и гибко адаптируется к цеховому оборудованию
Человек устанавливает критерии для контрольных устройств
Способен к абсолютным оценкам
Наименьший различаемый
Порог 2,5-10"
Человек |
ГПС |
Компьютеризированное устройство
К восприятию информации весьма высокая, ограничена только пропускной способностью канала
ЭВМ использует информацию о календарном плане выпуска продукции и объеме производства для определения интенсивности входного потока
Физическая подача деталей происходит при выполнении функции загрузки ЭВМ способна оптимизировать транспортировку деталей, крепежных приспособлений и инструмента в системе
Корректность управления потоками зависит от чувствительности обратной связи При некорректной информации ЭВМ может допускать ошибки
Управление потоками Управление вход - Способность ным потоком деталей, 0,5—10 деталь/ч |
Управление рабочей нагрузкой |
Для перемещения объектов в системе используются автоматические транспортные устройства, механические и тросовые конвейеры и др.
Ограниченная способность к восприятию информации (10—20 бит/с)
Человек следит и выявляет необычную интенсивность потока
Определяет предельные значения интенсивности — максимальное и минимальное
Человек вырабатывает хорошую относительную оценку для корректировки управления потоками
Программирует контроллер для транспортирования объектов в системе Хорошо распознает неадек. ватное управление потоками Может распознавать отличную от нормальной интенсивность потока, среднее время реакции 113—528 мс
Текущий контроль за системой
Износ инструмента ЭВМ фиксирует время использования инструмента. Когда суммарное время превышает норму (30— 60 мин), ЭВМ информирует систему управления о необходимости смены инструмента
Датчики следят за износом инструмента и его поломкой. Довольно трудно измерить минутный износ поверхности инструмента Управление каче - ЭВМ анализирует измене - ством ния качества продукции, оп
Ределяет износ оборудования и оценивает изменение других условий
Человек помогает отследить момент износа инструмента, вводя запросы в базу данных
Может контролировать процесс износа инструмента, т. е. способен менять программу при возникновении аварийной ситуации
Человек принимает решения Относительно управления каЧеством
Может выбирать и определять новые планы управления качеством
Сообщает человеку информацию для принятия решений
Сравнивает геометрию получаемой детали с требуемой и вычисляет необходимые поправки для коррекции
Состояние системы Проверяет и обновляет состояние системы ие реже одного раза в минуту ЭВМ информирует об отказах оборудования и способна быстро и точно выполнить диагностическое тестирование
ГПС |
Компьютеризированное устройство |
Сообщает о сбоях в потоке деталей или переадресует деталь, если это возможно
Человек следит за состоянием всей системы, имея возможность гибко принимать решения
Запрашивает ЭВМ при отказе системы
Человек |
Вычислительная способность низкая (5 бит/с)
Прочие функции переработки информации
Хранение управляющих программ для станков
Учет инструментов и деталей
Установление приоритетности работ
Управление в экстренных ситуациях
Обслуживание
ЭВМ способна хранить огромное количество программ для станков и роботов Программы могут быть загружены со скоростью от 10 бит/с до нескольких миллионов байт в секунду Надежность может быть повышена путем использо - иания резервных запоминающих устройств Поддерживает обширную базу данных об инструментах
Обновленные данные могут обрабатываться автоматически или вручную ЭВМ может следовать заранее установленному правилу присвоения приоритетов
ЭВМ способна отключить систему в запрограммированной последовательности
Способна придерживаться плана обслуживания Обновляет содержимое базы данных о состоянии системы через определенный промежуток времени
Человек просматривает информацию о хранимых в ЭВМ программах Решает, требуется ли ввод новых программ или модификация имеющихся Увеличивает надежность хранения программ, принимая решение о создании копий
Человек обновляет содержимое базы данных об инструментах и деталях, добавляет записи в базу данных
Человек подготавливает программное обеспечение, используемое для назначения приоритетов Время реакции 0,25—0,33 с Хорошее обнаружение/коррекция ошибок за счет резервирования
Человек определяет стандарт обслуживания Выполняет периодическое обслуживание в соответствии с данными визуального контроля
Продолжение |
||
Гпс |
Компьютеризированное Устройство |
Человек |
Ремонт Может диагностировать ис - Выполняет задачи ремонта Точиики проблем в порядке вручную Их приоритетои Система зависит от степе- Наиболее серьезные пробле - ни участия человека в вы- Мы вызывают немедленную полнении ремонтных работ, Остановку системы, менее Человек останавливает си- Серьезные требуют вмеша - стему и выполняет ремонт тельства оператора |
К повышенному вниманию и значительному использованию способностей человека. Роль диспетчера следует четко отделить от функций оператора в соответствии с качеством отображаемой и подлежащей обработке информации в отличие от ее анализа только в связи с возникающими проблемами. Характеристики ГПС предполагают, что человек лучше подходит для активного вовлечения в управление системой, чем для пассивной роли, когда активные действия предпринимаются только в случае какого-либо сбоя в системе. Последнее обстоятельство сводит задачу исключительно к текущему контролю, т. е. к работе, с которой человек обычно справляется плохо. Способности к познанию, которые могли бы дать человеку существенное преимущество (табл. 8.4) по сравнению с компьютеризированной системой управления ГПС, включают: 1) гибкость, в частности, при возникновении непредвиденных событий; 2) распознавание образов для классификации событий в системе, абстрактного выделения подобного в этих событиях, пренебрежения информацией, кажущейся противоречивой, использования графической информации; 3) способность обучать путем вмешательства с помощью средств программного обеспечения типа основанных на системе правил экспертных систем (см. гл. 3 тома 3) и роботов, когда человек имеет возможность наблюдать за движениями робота, выполняемыми под управлением его собственной ЭВМ, получающей информацию от ЭВМ системы управления ГПС; 4) индуктивную логику, позволяющую выработать общие правила поведения человека в зависимости от происходящих событий или распознанных образов, которые определяются по полученной буквенно-цифровой или графической информации о состоянии системы; 5) настройку системы изменением приоритетов; 6) диагностику системных отказов на основе информации, предоставляемой ЭВМ, и 7) принятие решений, предписывающих вид и уровень (автоматизированного) контроля. Многие из перечисленных функций ОДУ сводятся в ГПС к способно-
Таблица 8.4. Распределение функций между человеком ■ оборудованием [30]
Человек |
Функция |
Механизм/ЭВМ
Гибкость
Способность к обобщению
Чувствительность
Способность к текущему контролю Изменения в эффективности работы
Время реакции Физическая сила Усталость
Требования к рабочей среде
Информационная пропускная способность
Работа с перегрузкой
Выживаемость
Вычислительные способности Дедуктивная логика
Ло-
Индуктивная гика
Рассеянность
Способен действовать в непредвиденных ситуациях Способен распознавать события как принадлежащие данному классу, учитывать сходство, игнорировать конфликтные характеристики
Способен к одновременному восприятию различных видов информации в широком диапазоне
Плохая Значительные
Относительно (200 мс)
Относительно слаб
От умеренной до высокой и хронической
Приемлем довольно узкий диапазон производственных условий Ограничена
Постепеиное снижение производительности, может противостоять временным перегрузкам без полного отказа
Опасные ситуации вызывают стресс и снижение работоспособности Плохие
Правильные посылки приводят иногда к ложным заключениям
Способен выводить обобщенные правила пли законы из частных случаев Легко рассеивается внимание при воздействии посторонних раздражителей
Ограниченная гибкость Ограниченная способность
Порог несколько выше, может воспринимать воздействия в том же спектре, что и человек, но обычно воспринимает только одни вид воздействий Хорошая
Большое Обычно соответствует скорости срабатывания реле Мощность практически не ограничена Отсутствует, исключая физические факторы (нагрев, коррозия и т. п.) Ограничены только проектными спецификациями |
Слабые
Ограничена только проектными решениями
При фиксированной способности к переработке информации перегрузки приводят к разрушению системы
Не подвержены влиянию каких-либо факторов
Отличные
Отличная
Слабая
Не подвержены
Интерфейс рабочего и ЭВМ
I [8] I
Роль человека в сравнении с ролью ЭвМ
Выходные данные |
Входные данные
Диалог человека и 38(1
Устройство вывода |
Оценивание |
Распределение Задач
Требования к информации
Формат отображения |
Принятие решений |
Прозрачность |
Характеристики диалога
I
Устройство ввода |
Ошибка, ввода. |
Проблемы синтаксической структуры
Формат входных данных |
Проблемы {'/правления |
Рис. 8.13. Источники информации, используемые при проектировании работ Для персонала, взаимодействующего с ЭВМ [28].
Сти трудной выработки удовлетворительных компромиссов. Другие системы, реализующие КИП, например автоматизированные (конвейерные) системы, подающие изделия на вход производственной системы и изымающие их с ее выхода и ответственные в первую очередь за сортировку и соблюдение маршрута |[47], вероятнее всего, потребуют использования некоторого подмножества перечисленных выше способностей человека.
Источники информации для проектирования диспетчерских функций человека
Оперативно-диспетчерское управление в ГПС может рассматриваться как часть более широкой проблемы взаимодействия человека и ЭВМ (рис. 8.13—8.15). Результат влияния особенностей физической реализации интерфейса человека и ЭВМ [9], например особенностей операционной системы, стиля диалога, устройств ввода и отображения информации, требует учета. Однако факторы, определяющие роль человека, которые рассматриваются этими авторами, являются более критичными для проектирования. Хотя в производственных кругах нет единодушия, взгляды их некоторых представителей противоположны концепции когерентной роли, обсуждавшейся выше. В отчете, опубликованном фирмой Kearney and Trecker Corp., отмеча-
I Прозрачность |
Распределение задач |
Оценивание |
Рт Modem 9 срШти г рсш Звм -- 1 р-
Принятие решений
Характеристики Характеристики Характеристики решения пользователя ЗВН
Компетенция |
Обязанности Пользователя
Характеристики нагрузка На. Задачи. пользователя
Важность 7т |
Временные ограничения
Важность |
Временные ограничения |
Обязанности птоботт |
Трудность |
Возможности планируемой ЭВМ
Ара определении роли человека и ЭВМ 128]. |
Способности Нагрузка предполагаемого на Системі/ пользователя 8.14. Источники информации, используемые
Диалог человека и ЭВМ
Проблемы' Характеристики Проблемы синтак - управлетя диалога сической структуры
Управление со сто - Ответ в сво - роны человека или водной форме ЗВМ или ограничен
Ный выбор
Ограничители |
Структура команд
Позиционные или управляемые клавиатурой аргументы
Гибкость |
Мощность |
Простота
I Словарь |
Модификации пользователя |
Форматы |
Структура команд
Объем полученной. информации.
Представляемой пользователем информация Вднородность Словарь
Формата
Рис. 8.15. Источники информации, используемые при разработке диалога человек —ЭВМ [28].
Ется: «Управление (гибкой производственной системой) является полным. Будучи однажды введена в действие с указанием всех эксплуатационных и производственных характеристик, система способна управлять и оперировать своей производственной деятельностью непрерывно и без вмешательства извне. Только В экстраординарных ситуациях система требует принятия решений». В ГПС на заводе Fuji в Японии [18], вероятно, крупнейшей действующей в настоящее время системе, роль диспетчера сводится к текущему контролю, а единственная цель — обнаружение условий неправильного функционирования оборудования с помощью телевизионных мониторов.
Действительная цель части производителей, предполагающих или уже проводящих автоматизацию, очевидно, заключается в том, чтобы человек играл все меньшую роль в реальном производственном процессе. Следует, однако, как минимум сознавать, что такой подход может также иметь недостатки. Во - первых, когда человек не вовлечен активно в процесс управления системой, эффективность его реакции на критические события, вероятно, будет снижена, или, хуже того, возникновение таких событий может пройти незамеченным. Во-вторых, не удается использовать способности в обработке информации (обсуждавшиеся ранее), которыми обладает человек и которых так не хватает системе управления ГПС иа основе ЭВМ. Со
стояние системы может, следовательно, изменяться, что затрудняет управление для системы на основе ЭВМ с ее предопределенной логической структурой, но, возможно, оказывается относительно более простым для человека, особенно при поддержке с помощью ЭВМ процесса принятия решений. В-третьнх, с точки зрения экономики, этот способ проектирования крайне неэффективен, поскольку приводит к существенному недоиспользованию ресурсов человека. Если диспетчеры-контроллеры принимают на себя ответственность за функционирование отдельных систем и подсистем, недоиспользование людских ресурсов может оказаться тем более серьезной проблемой, чем большее ■число аспектов в серийном производственном процессе автоматизируется и оказывается взаимозависимым. Наконец, стратегия ■проектирования, отрицающая роль человека в принятии решений, связана с более фундаментальной проблемой качества. производственной жизни. В предварительном исследовании управления процессами [7] показано, что удачное представление информации о процессе, высокая сложность процесса и его высокая управляемость — все эти характеристики связаны с низким уровнем стрессов и хорошим состоянием здоровья. Высокая управляемость процесса, хорошая эргономичность интерфейса, разнообразный и меняющийся набор видов деятельности ассоциируются с ощущением больших достижений. Эти выводы предполагают позитивную взаимосвязь между активной деятельностью по контролю и качеством трудовой жизни. Комментируя степень удовлетворенности рабочих в процессе внедрения автоматизации, автор статьи [28] отмечает: «Если и существует какая-либо движущая сила, превосходящая в современном промышленном мире автоматизацию, то это потребность современного рабочего в реализации своих способностей и навыков, что обусловливает соответствующее изменение состава и условий работы».
В исследовании нескольких ГПС [4] показано, что выгода от использования ГПС, состоящая в увеличении коэффициента использования оборудования (отношения времени фактической работы оборудования к теоретически возможному), даже с учетом фактора удовлетворенности обслуживающего персонала, его мотивации, мобилизующих мер и проектирования групповой работы, является очевидной. Авторы исследования отмечают, что, несмотря на тенденцию отчуждения человека от производственного процесса, использование ГПС (по данным авторов) потребовало отхода от традиционной классификации работ в пользу создания сильных организационных связей между служащими, взаимодействующими с ГПС. Авторы рассматриваемой работы допускают, что «основной эффект, ощущаемый людьми при работе (гибкой производственной) системы, оказывается связанным с видом их действий в ответ на требования системы о загрузке сырья, обслуживании, устранении неисправностей, вызванных аномалиями в работе оборудования. До тех пор, пока приведение оборудования в работоспособное состояние не сможет быть выполнено автоматикой при приемлемой стоимости и система не сможет самостоятельно обеспечивать себя сырьем и распоряжаться конечными продуктами, изменение условий работы персонала будет оставаться важным фактором».
Достижению именно этой конечной цели посвящают свои, усилия в области систем КИП многие руководители производства. Вывод относительно диспетчерской роли человека меняется на противоположный, поскольку вполне разумно предполагать необходимость такой роли. Возможно, правы именно те, кто неохотно допускает вмешательство человека в работу столь сложной системы, какой является ГПС. Хотя ОДУ экстенсивно исследовалось на примере управления непрерывными процессами [6], сведения о возможностях ОДУ в условиях серийного производства довольно скудные. Наличие характерных различий в ОДУ между этими двумя случаями (табл. 8.5) усиливает сомнения в способности человека управлять системами типа ГПС. Косвенная природа управления человека и отсутствие прямых связей между входом и выходом системы в большой степени ослабляют его способность работать как система с обратной связью Более того, структура систем типа ГПС делает его поведение относительно непредсказуемым при изменении входной информации или возмущениях в системе (например, при поломке оборудования), затрудняя эффективное использование априорных навыков человека. Однако, как указывалось ранее, эти системы позволяют использовать способности человека в распознавании образов, индуктивную логику и др.
Понимание преимуществ и ограничении человека в диспетчерском управлении в производстве отдельных деталей является основой эффективного проектирования роли человека. Дальнейшее обсуждение показывает, что разумным подходом к решению проблемы было бы использование автоматизированной системы поддержки принятия решений для компенсации свойственных человеку ограничений, которые являются функцией структурных характеристик системы (см. табл. 8.5).
Экспериментальный подход к проектированию диспетчерской роли человека в гибких производственных системах
Способности и ограничения человека в управлении системой.
При попытке оценить роль человека-диспетчера в ГПС использовались различные подходы Нрко^чры^ из нчх [42] основываются на характерных различиях п ОЛУ, обсуж/тавшихсч ранее (см. табл. 8.5), и сосредоточивают внимание на способностях и.
Таблица 8.5. Различия в диспетчерском управлении между человеком и ЭВМ при управлении непрерывным и дискретным производством [15]
Рассматриваемые Производство дискретных Непрерывный производственный
Характеристики компонентов процесс
Прямое управление в сравнении с непрямым управлением
Качественные оценки в сравнении с количественными оценками
Предсказуемость
Влияние размеров производства
Влияние выхода
Стратегия управления
Оценка системы в большей степени качественная; восприятие основывается, как правило, на распознавании образов
Предсказание эффекта управляющих воздействий и запаздывания между подачей воздействия и реакцией системы затруднено Более крупные и более сложные системы могут полностью менять используемую стратегию управления
Различные возмущения в системе не обязательно представляют опасность для работоспособности системы При определении текущей стратегии управления выход системы используется в большей степени эвристически
Оценка состояния системы часто основывается на контролируемых величинах и скоростях их изменения; восприятие основывается на обнаружении Более явная взаимосвязь между управляющим входом и выходом системы обеспечивает более точное и надежное предсказание Ограниченное влияние более крупных и более сложных систем на выбор стратегии управления
Различные возмущения часто оказывают серьезное воздействие на процесс в целом
Почти исключительное не - Управление преимуществен - пользование непрямого уп - но прямое с преобладанием равления ручного управления |
Выходные данные системы используются обычно для корректировки значений параметров, задающих отношение между входом и выходом
Ограничениях человека в активном управлении такими системами. Была создана интерактивная модель ГПС на основе микро - ЭВМ, позволяющая проводить моделирование в реальном масштабе времени. Моделировались различные экспериментальные условия для представления гипотетически существующей многомерности в умственной деятельности человека (см. гл. 5 тома 4). Наличие графического дисплея в ГПС расширяет возможности человека в распознавании образов (использование которых неявно обсуждалось ранее при рассмотрении типов используемого для управления оборудования). По результатам этого исследования можно предположить, что люди лучше справляются с управлением ГПС в условиях увеличивающейся активности в системе (т. е. обрабатывается большее количество деталей
И возрастает вероятность поломки оборудования) по сравнению со случаем, когда нагрузка человека регулируется его внутренними побудительными мотивами. Это объясняется необходимостью осознания человеком дополнительной цели наряду с решением основной задачи. Более удивительно, что графическая поддержка процесса принятия решений, обеспечивающая отображение в реальном масштабе времени относительного распределения деталей в системе, не проявила себя как достаточно эффективная. Вообще имеются указания на то, что особенности, свойственные исключительно оборудованию ГПС, усложняют диспетчерское управление. Однако представляется также вероятным, что тщательно спроектированная поддержка принятия решений и соответствующая подготовка могут позволить человеку занять важное место в управлении ГПС.
Использованная в этом исследовании методология позволила получить: 1) полезную концептуальную основу для проектирования экспертных систем (см. гл. 3 тома 3), используемых для ОДУ в рамках ГПС, и 2) основные данные для создания обобщенного тренажерного имитатора ГПС. Полностью модульная интерактивная модель ГПС на ЭВМ предоставляет возможность проводить альтернативное проектирование систем, оценивая варианты в отношении ОДУ. Независимо изменяющимися параметрами проекта могут быть количество и тип станков, их взаимное расположение, тип используемых транспортных систем, присутствие роботов и т. п. Подобный имитатор позволит в производственной сфере оценить возможности ОДУ подходящей (Конфигурации, одновременно избегая риска экономических последствий обучения персонала на реальной системе. Изменения интерфейса человек — ГПС сделают возможным дать оценку различным устройствам системы поддержки принятия решений, стилю диалога и разным последовательностям управляющих воздействий с целью обеспечения интерфейса, оптимального в отношении как ГПС, так и человека. Распределение задач между человеком и ЭВМ. Используя свой подход к разработке диспетчерской роли человека в ГПС, Хуанг и Салвенди [17] сосредоточили внимание на основополагающих данных для проектирования, а именно: 1) на числе единиц оборудования, за работой которого человек способен эффективно следить, и 2) на проблеме оптимального распределения задач между человеком и ЭВМ. Проведено моделирование двух типов ГПС, различающихся только степенью автоматизации. В менее автоматизированной ГПС от человека требовалось проверять, не переполнены ли очереди к станку и доступен ли необходимый для обработки данного типа деталей инструмент. В системе с более высокой степенью автоматизации состояние потоков деталей и доступность инструмента отслеживались автоматически, причем решение задач более высокого уровня было возложено На ЭВМ. Значения оценок нагрузки и стрессов оказались более чувствительными к уровню разделения задач, а не к числу станков в предположении, что 1) зависимость нагрузки от числа единиц оборудования не может считаться критичным фактором (на стадии проектирования ГПС), и 2) индивидуальный уровень стрессов может служить удобным индикатором степени ответственности за принятие решений, по которому производится разделение функций между человеком и ЭВМ. Социотехнический подход. Предложенный Розенброком [36] подход к проектированию функций человека в ГПС предполагает не принимать во внимание начальные технологические условия, а учитывать поведенческий и технический аспекты. Такой подход позволяет исключить многие проблемы, возникающие при попытке адаптировать человека к особенностям технологии. Розенброк с коллегами в настоящее время проводит исследования по программе, имеющей целью развитие ГПС как в со - циотехническом [34], так и в экономическом плане, и выполнение которой будет иметь следующие последствия: 1) позволит достичь удовлетворительного функционирования системы, 2) обеспечит экономически жизнеспособную систему и 3) будет содействовать повышению квалификации рабочих, активно взаимодействующих с ГПС. Гибкая производственная система относительно невелика и состоит из токарного и фрезерного станка с ЧПУ, робота Unimate и мини-ЭВМ типа PDP 11/34.
Одна из концепций, которой придерживаются авторы этого исследования, идет вразрез с существующей практикой и заключается в том, что человек выполняет в ГПС обработку первой детали в партии и программирует систему ЧПУ, находящуюся недалеко от соответствующего станка. Информация о подлежащей изготовлению детали может быть получена непосредственно с дисплея, подключенного к интерфейсу между САПР и ГПС, в форме, независимой от типа используемого оборудования. Рабочий (на уровне цеха) может использовать свой опыт для принятия решения о том, какой из возможных станков следует применить, а также ввести ли при программировании непосредственную обратную связь для определения необходимости дальнейшего редактирования программы или динамического моделирования траектории инструмента. Данный подход предполагает, что управляющие программы составляет специалист в этой области, который не может эффективно использовать знание цеховых особенностей в общем процессе проектирования детали и технологии ее изготовления. Если метод проектирования системы не учитывает значения целостности знаний и навыков человека, неэффективное использование оборудования, вызванное сегментированием навыков человека, безусловно, будет иметь место. В своей методологической программе Розенброк [38] настаивает на том, что программирование робота должно осуществляться этими рабочими, частично с помощью терминала (подключенного к локальной ЭВМ, используемой для составления и проверки управляющих программ), частично вручную, при непосредственном управлении оборудованием. Человек, вероятно, должен также нести ответственность за продуктивность и диспетчеризацию производства. В своих программах исследователи выражают надежду на то, что на примере ГПС удастся выработать основу общей методологии, согласно которой вновь возникающие технологии не только будут интегрировать существующие знания и навыки человека, но и позволят развить их в новые типы применительно к новым технологиям.
Помощь человеку в диспетчерском управлении
Действия при возникновении непредвиденных событий. Автор работы [2] отмечает, что в случае управления процессами внедрение автоматизации делает роль человека-оператора более важной. В отношении воздействия автоматизации допустима некоторая полезная аналогия между ОДУ при производстве отдельных деталей и ролью человека-оператора при управлении процессом. Например, в условиях возникновения непредвиденных событий при управлении процессом требуется весьма квалифицированный оператор. В условиях предшествующего текущего контроля за автоматизированным процессом при внезапно возникающей необходимости перехода на ручное управление различные факторы способствуют снижению эффективности управления со стороны оператора [2]: «...весьма опытный оператор, осуществлявший текущий контроль автоматизированного процесса, часто действует в подобной ситуации как новичок. При чрезмерном управляющем воздействии оператора процесс может войти в колебательный режим. Оператор может оказатьСя вынужденным ждать реакции обратной связи, вместо того чтобы управлять системой при разомкнутом контуре. А по данным обратной связи различить, функционирует ли что-либо в системе неправильно или же оператор просто недооценил собственное управляющее воздействие, довольно затруднительно. Необходимо вводить новые воздействия для компенсации предыдущего чрезмерного воздействия, что только увеличивает нагрузку на оператора». Другие факторы, влияющие на способность человека «преодолеть» ситуацию, включают извлечение данных из долговременной памяти, а также использование рабочей памяти, которая содержит последовательные результаты предсказаний и принятых решений о процессе, и кратковременной памяти, хранящей информацию о текущем состоянии системы. Для эффективного управления системой в условиях возникновения непредвиденных событий необходим весьма квалифицированный оператор, непрерывно взаимодействующий с Системой в течение продолжительного времени. Этот вывод кажется противоречащим целям автоматизации, которые заключаются в удалении оператора из системы управления. Поддержка принятия решений с помощью ЭВМ: подготовка персонала. Действия в условиях непредвиденных или сложных событий приводят к выводу о необходимости подготовки операторов по диспетчерскому (супервизорному) управленню. Вряд ли человек может быть подготовлен к особым ситуациям в ГПС, поскольку они, как правило, контекстно зависимы, а число возможных контекстов бесконечно. Поэтому подготовка персонала должна основываться прежде всего на изучении общей стратегии, а не на рассмотрении специфических управляющих воздействий в каждом частном случае и должна учитывать потенциальное влияние системы поддержки принятия решений на Базе ЭВМ. Следует выделить два аспекта: 1) необходимые типы устройств отображения информации, которая должна быть доступна человеку, и 2) распределение ответственности за принимаемые решения между человеком и ЭВМ (рис. 8.14).
В соответствии с изложенным возникает отчетливое интуитивное противопоставление метода отображения, основанного на системе меню и предоставляющего в основном количественную информацию (о различных компонентах системы), методу графического отображения, который обеспечивает информацию символьного типа с целью подчеркивания пространственных отношений между компонентами системы. Кроме того, следует дополнить пространство параметров отображаемой информации еще одним измерением, которое также требует серьезного внимания: таким измерением является время; при этом должна обеспечиваться возможность отображения не только текущей, но и прогностической информации (основанной на текущем состоянии системы или на каком-либо другом методе предсказания).
Всем описанным выше подходам свойственны свои проблемы, которые могут снижать эффективность использования системы поддержки принятия решений. При противопоставлении пространственного и основанного на системе меню методов представления информации наличие зависимости одного типа информации от другого может выявить (безотносительно к текущему состоянию системы) нецелесообразность использования принятой стратегии [42]. Дополнительная сложность возникает при анализе утверждения о том, что порядок предъявления н Обработки пространственной и основанной на системе меню информации может быть критичным, что представляет собой еще один возможный фактор, снижающий эффективность системы поддержки принятия решений. Аналогичные многочисленные трудности возникают и при отображении прогностической информации. Авторы работы [46] исследовали использование прогностической поддержки при управлении выпуском продукции на модели работы цеха. Такая поддержка позволяет человеку наблюдать влияние любых допустимых воздействий на будущее состояние системы и, следовательно, получать ответ на вопросы типа: «Что будет, если...?» Авторам не удалось обнаружить существенных различий между действиями группы, использовавшей прогностическую поддержку, и группы, работающей без нее. Это явление объясняется тем фактом, что поддержка используется прежде всего для кратковременной коррекции ошибок в противоположность глубокому поиску (возможно, отражающему ограниченность возможностей в обработке информации, усугубляемую относительной сложностью интерактивной задачи диспетчеризации).
При использовании предсказывающего или, точнее, прогностического отображения информации оказалось возможным прогнозировать пространственное взаимодействие компонент системы на 3 или 8 мин в зависимости от выполняемой производственной задачи [42]. Такое отображение, по-видимому, упрощает формирование человеком внутренней модели происходящего на основе сопоставления текущего и будущего состояний системы. Однако снижение эффективности системы поддержки принятия решений вновь оказывается существенным фактором. На какой срок следует прогнозировать поведение системы? Прогноз, очевидно, оказывается тем менее точным, чем большим выбирается интервал времени прогнозирования. Определение интервала времени прогнозирования (или вообще отказ от прогнозирования) зависит как от внутренней динамики системы, так и от контекста текущего состояния системы. До тех пор, пока не будет ясного понимания влияния механизмов поддержки принятия решений, следует считаться с возможностью того, что попытки снизить нагрузку на человека до уровня, позволяющего получить оптимальную реакцию системы, могут в действительности привести к увеличению нагрузки на человека, а оптимальная стратегия управления, по всей вероятности, не будет достигнута.
Поддержка принятия решений с помощью ЭВМ: распределение ответственности за принятие решений. Еще один аспект системы поддержки принятия решений на базе ЭВМ в автоматизированном производстве связан со стратегией распределения ответственности за принятие решений между человеком и ЭВМ (см. табл. 8.2). Эта область исследований развивалась от 1) стратегии полностью статического распределения при таком, например, подходе к автоматизации, как составление «списка обязанностей», где человеку и ЭВМ назначаются свои задачи или функции, которые каждый из них способен выполнять наилучшим образом (в табл. 8.4 приведены основные данные для такого подхода), через 2) предположение Ликлидера [27] о том, что человек и ЭВМ образуют «кооперативную ассоциацию», которая позволяет расширить функции ЭВМ с целью упрощения задач формального мышления человека, до 3) концепции Роуза [39, 41] адаптивного распределения ответственности за принятие решений между человеком и ЭВМ, предполагающей стратегию полностью динамического распределения.
Последняя концепция представляет весьма сложный механизм поддержки принятия решений и является не одномерной, а в значительной мере зависящей от имеющихся знаний. Например, ЭВМ может потребоваться «узнать», чем человек занят в настоящий момент, или даже что он планирует делать посредством явного или неявного общения с человеком. Преимущества динамического подхода к распределению задач включают: 1) возможность доступа человека к информации, касающейся всей системы; 2) более рациональную загрузку человека, обусловленную способностью ЭВМ адаптироваться к запросам системы, и 3) более эффективное использование ресурсов системы [35]. В практическом отношении методология поддержки принятия решений, основанная на политике динамического распределения, порождает так много вопросов, что единственным решением проблемы можно считать дальнейшее развитие аппаратных и программных средств ЭВМ. Кроме того, эти схемы распределения представляются наиболее подходящими для управления процессами и для решения задач непрерывного управления, где представление о динамическом распределении ответственности за принятие решений интуитивно кажется подходящим. Представляется как минимум возможным, что ЭВМ способна, используя технику искусственного интеллекта и основываясь на статистическом распознавании образов [10], определить, чем занят человек. Однако развитие автоматизированных производственных систем неизбежно потребует и более развитых систем искусственного интеллекта с тщательно проработанными схемами представления знаний [3]. Недостаточная предсказуемость, свойственная таким системам (табл. 8.5), строго обусловливает использование потенциально полезных методологий искусственного интеллекта, основанных на знаниях, а не на статистических законах, что приводит к выводам о необходимости разработки и применения экспертных систем. Эти выводы в свою очередь делают весьма полезным обсуждение вопроса о том, следует ли направлять усилия на развитие адаптивных систем поддержки на основе ЭВМ или на полное устранение человека от функций первичного диспетчерского управления системой.