Когнитивный аспект САПР
6 10 2 5 2 |
Таблица 6.3. Методы кодирования графической информация |
Метод кодирования (кодовый признак) |
Максимальное число кодовых комбинаций для практически безошибочного распознавания |
После получения визуальной информации и инициирования процесса восприятия обработка информации происходит в соответствии с требованиями задачи. Когнитивная стадия процесса обработки информации человеком включает суждение, принятие решения и решение задачи. Два важных для САПР компонента познания — это пространственное суждение и решение задачи, каждый из них обсуждается ниже (краткие итоги приведены в табл. 6.4).
Таблица 6.4. Основные результаты исследования процесса познания применительно к САПР
Литературные
Тема исследования Результаты источник
Время, необходимое для поворота трехмерного объекта, является линейной функцией углового расстояния между изображениями; результат соответствует аналоговой модели
Время для решения задачи мысленного вращения статистически независимо от сложности изображения; результат соответствует аналоговой модели Участники эксперимента мысленно вращали простые изображения, а для более сложных изображений они выполняли сравнение отдельных элементов изображения; результаты исследования подтверждают гибридную модель
Задачи САПР описываются в терминах иерархической структуры целей; структура представлена общей целью, фазами, представляющими подцели, отдельными задачами и событиями, т. е. командами для достижения этих подцелей
Способность мысленно представить изображенный объект в пространстве есть одна из наиболее важных характеристик умственной деятельности хорошего проектировщика. В отношении познания важным аспектом для проектировщика САПР является форма внутреннего, или мысленного, представления объекта. Внутренняя форма представления содержит умолчания на типы внутренних преобразований, которые могут выполняться над объектом. Чтобы разделить теории о форме представления, в ряде психологических экспериментов проводились исследования решения задачи мысленного вращения объекта. В упомянутой задаче от участника эксперимента требовалось мысленно вращать объект, сравнивая его с некоторым эталонным объектом. Измерялись время и точность выполнения задачи участниками в зависимости от значений ряда переменных, например от сложности изображения и числа вращений объекта.
Предложено две теории, устанавливающие способ разграничивающего представления объектов. В соответствии с теорией воображения, или аналоговых моделей, утверждается, что человек представляет визуальную информацию в памяти посредством образов. Эти образы имеют однозначное соответствие физическому представлению объекта. Согласно теории
представлений, визуальная информация в памяти преобразуется в так называемые представления. Представление есть наименьший элемент знания, который может существовать в виде отдельного суждения. Поскольку представление гипотетически может возникать во многих формах, Кинтш [56] предложил выразить произвольное представление в виде списка, содержащего отношения (т. е. глаголы), сопровождаемые упорядоченным списком аргументов (т. е. отношений между глаголами).
В этих двух теориях делаются различные предположения относительно того, каким образом происходит внутреннее преобразование информации. Поскольку в аналоговой теории предполагается, что мысленное вращение должно соответствовать йнешним манипуляциям с объектом, сложность вращаемого изображения не должна влиять на время выполнения операции, однако количество вращений оказывает влияние при сравнении времен. В соответствии с теорией представлений каждая часть изображения может быть подвергнута преобразованиям независимо при выполнении мысленного вращения. Сложность изображения, следовательно, должна влиять на время выполнения мысленного вращения, но при выполнении ряда вращений зафиксировано ее слабое влияние при сравнении затрат времени. Таким образом, выполнение задачи мысленного вращения по-разному объясняется этими двумя теориями.
При выполнении задачи мысленного вращения участнику эксперимента предъявляется двух - или трехмерное изображение объекта. С началом эксперимента участнику предъявляют другое изображение, которое является либо изображением объекта после выполнения поворота, либо зеркальным изображением повернутого объекта. Испытуемому предлагается определить, получено ли новое изображение в результате поворота исходного объекта или это его зеркальное изображение; время й точность выполнения фиксируются.
Выполнение ряда поворотов и изменение сложности изображения помогают выявить различия между двумя! теориями. В своих экспериментах по мысленному вращению Шепард и Метцлер [89] использовали пары трехмерных изображений объектов из кубиков, в которых имелось угловое различие между двумя изображениями (т. е. выполнялось сравнение исходного изображения и изображения повернутого объекта). Авторы обнаружили, что время, необходимое для выполнения мысленного вращения, есть линейная функция величины углового различия фигур на двух изображениях. В работе [26] исследовалось влияние сложности изображений на время выполнения мысленных преобразований повернутых и зеркально отображенных фигур. В эксперименте использовались двумерные изображения с различным числом углов или точек как мера сложности изображения. Было установлено, что время выполнения задачи мысленного вращения статистически независимо от сложности изображения. Результаты обеих серий экспериментов подтверждают превосходство аналоговой теории над теорией представлений.
Бар„филд [9, 10] провел эксперименты по мысленному вращению с использованием каркасного моделирования в САПР с высокой разрешающей способностью. Участники эксперимента запоминали графические изображения, а затем отвечали на вопросы относительно повернутого варианта того же самого изображения. Их просили сообщить, было ли изображенное тело повернуто в глубине или на переднем плане, повернуто ли тело относительно оси х, у или z, а также указать угол поворота. Сложность изображения сказывалась на ответах об осях вращения и на оценках угла поворота, но не влияла на ответы относительно глубины и переднего плана. Для всех трех групп вопросов необходимое вращение статистически значимо влияло на время выполнения задач.
Результаты экспериментов Барфилда свидетельствуют о том, что выполнение задачи не укладывается точно ни в одну из теоретических схем и не позволяет исключить из рассмотрения другую. Несоответствие угла поворота затратам времени, необходимым для ответа на три вопроса, и отсутствие влияния сложности на ответы относительно глубины — переднего плана, казалось бы, указывают на то, что аналоговая теория лучше подходит для объяснения экспериментальных данных. Влияние сложности на ответы по двум другим вопросам говорит в пользу большего соответствия полученных данных теории представлений. Гибридная модель выполнения задачи мысленного вращения (например, [105]) представляется наиболее подходящей для объяснения полученных данных. В случае простых уровней сложности изображений человек мысленно выполняет вращение изображения в аналоговой форме в соответствии с вариантом тестового изображения, который он предварительно запомнил. С увеличением сложности изображения человек, по-видимому, начинает выполнять задачу методом поэлементного анализа. В устных отчетах руководителю эксперимента некоторые из его участников указывали, что использовали именно эту стратегию. В частности, один из участников сообщил, что «при усложнении предъявляемых изображений я сосредоточивал внимание на специфических деталях и вращал их независимо».
Другим интересным результатом экспериментов Барфилда является получение количественных оценок информации, передаваемой оператором САПР, в виде функции сложности изображения. Если оператора уподобить каналу передачи информации, то доля переданной им информации соответствует количеству информации, сохраненной в исходном образе после прохождения его через «информационный процессор», в роли которого выступает человек. Эти результаты означают, что применительно к изображениям средней сложности передается наименьший процент информации по сравнению с простыми или очень сложными изображениями. Полученные результаты также соответствуют гибридной модели. В случае простых изображений участники эксперимента, вероятно, использовали аналоговую модель для относительного облегчения выполнения мысленного вращения изображения. При изображениях высокой сложности участники эксперимента выполняли, по-видимому, сравнение характерных черт, что относительно проще, поскольку в сложных изображениях имеется широкий выбор характерных особенностей. В случае изображений средней сложности ни один из методов не является оптимальным для выполнения задачи, что отражается на процессе ее выполнения.
Результаты экспериментов по мысленному вращению изображений находят применение в задачах САПР. В частности, эти результаты показывают, когда проектировщик в состоянии выполнить преобразования мысленно, а когда необходимо отобразить эти преобразования средствами САПР. Если изображения являются относительно простыми, операторам САПР нет необходимости осуществлять физические преобразования объектов на экране, чтобы рассмотреть их при различных положении и ориентации. Эти преобразования могут быть выполнены мысленно по представленному изображению в соответствии с предсказаниями аналоговой теории. Однако если изображения относительно сложные, то оператор может выполнить некоторые мысленные преобразования над отдельными элементами объекта, но не над всем объектом в целом. Эти заключения имеют важным следствием возможность указания типов допускаемых ошибок. Работа с отдельными деталями объекта в памяти означает, что целостность представления объекта нарушается и взаиморасположение его составляющих может быть восстановлено некорректно. На память оператора полагаться в этом случае нельзя, а изображение объекта на экране должно претерпевать физические преобразования. Для простых изображений целостность объекта не нарушается, а взаиморасположение его отдельных частей остается корректным после выполнения мысленного преобразования.
Как было отмечено выше, второй важный компонент познания, используемый в САПР, — решение задач. Процесс проектирования в САПР подразумевает решение множества задач. Моделирование решения задач полезно для понимания процесса. Кард, Моран и Ньюэлл [19] на основе предшествующей работы [71], посвященной решению задач человеком, создали модель решения задач, связанных с ЭВМ. Это так называемая модель ЦДМВ' что означает цели, действия, методы и правила выбора, которые используются при описании работы модели. Модель ЦДМВ широко использовалась при работе с редакторами текста, но она применима и к работе с САПР. Целью создания модели ЦДВМ были предсказание работы с конкретной САПР и анализ задач в соответствии как с входной информацией системы, так и с планированием и выполнением действий по постановке задачи и ее решению. Она дает возможность получить точные оценки времени решения задач для различных систем и оказывает помощь в понимании поведения оператора при оценке и решении задач.
В соответствии с этим анализом задача может рассматриваться как некоторая обобщенная проблема, которую необходимо решить оператору. Решение задачи предполагает разбивку задачи на подзадачи и поиск решения каждой из них для получения общего решения. Методы и соответствующие действия следует комбинировать с использованием правил выбора для получения решения подзадач. Обобщенная схема решения может быть построена путем деления задачи на цели и подцели. Анализируя поведение оператора через его действия с использованием видеозаписи и словесных протоколов (т. е. записей отчета оператора экспериментатору о его мысленных действиях на каждом этапе решения задачи), можно проанализировать структуру цели. В структуре цели могут быть выделены четыре различных уровня в соответствии с моделью ЦДМВ. Начиная с наивысшего концептуального уровня и двигаясь к нижнему уровню, различают следующие уровни: обобщенная цель; фазы, которые представляют деление цели на подцели; отдельные задачи, получаемые в результате дальнейшего деления подцелей, и события, соответствующие командам системы, которые необходимо выполнить для решения отдельных задач. Каждая фаза, отдельная задача и событие могут быть выделены и отмечены при анализе временной записи выполнения проектирования с помощью САПР с учетом возникающих пауз. Эти паузы указывают, что оператор, возможно, переходит к следующему событию, отдельной задаче или фазе.
Авторы работы [19] использовали описанную технику анализа при исследовании проектирования сверхбольших интегральных схем (СБИС) с помощью САПР. Тестированию
•> По-английски GOMS, т. е. Goals, Operations, Methods, Selection rules.
Экспериментатора был подвергнут оператор САПР, имевший опыт работы в течение года и ~300 ч практической наработки на данной САПР. Исследовалась отдельная задача, заключавшаяся во внесении изменений в имеющийся проект; решение задачи занимало ~40 мин. При анализе задачи экспериментаторы полагали, что все нажатия на клавиши, интервал времени между которыми не превосходил 0,3 с, могут рассматриваться как составляющие одной команды. Паузы длительностью более 0,3 с, но менее 5 с гипотетически считались паузами между отдельными задачами. Остальные паузы продолжительностью до 80 с рассматривались как паузы между фазами. Экспериментаторы анализировали данные с помощью •ЭВМ для деления целей на уровни, а затем полученные данные корректировались в соответствии со словесным протоколом оператора САПР.
По результатам анализа всех источников данных была определена [19] структура целей САПР при выделении отдельных задач, фаз и выполнении оценки затрат времени, связанных с ними. Отмечены отдельные задачи четырех различных типов, а фазы — трех типов. Задача подготовки чертежей заключалась в проектировании новых элементов электрической цепи в топологии СБИС. Задача изменения сводилась к перемещению элементов цепи или изменению их конфигурации. Задача размерности использовалась для установления размеров подструктур, расстояния между элементами цепи, выравнивания элементов. Задача контроля сводилась к проверке соединений и контролю отсутствия нарушений правил проектирования СБИС. Указанные четыре отдельные задачи в совокупности образуют структуру из трех фаз. Фаза транскрипции длилась ~14 мин и использовалась оператором для ввода топологии схемы в соответствии с выполненным вручную эскизом в САПР. Фаза вертикального сжатия продолжалась ~7 мин и предназначалась для сжатия цепей в вертикальном направлении посредством взаимного перемещения подструктур для достижения нх более плотной компоновки. Фаза горизонтального сжатия занимала ~ 15 мин и использовалась для сжатия цепей в горизонтальном направлении.
Посредством деления задачи автоматизированного проектирования на основные компоненты модель ЦДМВ предоставляет возможность предсказать время выполнения каждого из них, когда эти компоненты комбинируются в другом порядке для решения иных задач. Лица, проводившие эксперимент, установили, что модель ЦДМВ позволяет предсказать время выполнения в ходе эксперимента всех команд с ошибкой, не превосходящей 16%. По предсказанию в соответствии с моделью требовалось 1192 с для выполнения всех команд, a one - ратор САПР фактически выполнил их за 1028 с. Как полагают, расхождение этих двух значений времени вызвано высокой квалификацией оператора САПР, т. е. тем, что он затрачивает меньше времени на выполнение мысленных операций, чем ожидалось.
Анализ поведения оператора САПР при решении задач и соответствующая структура целей, построенная с помощью модели ЦДМВ, имеют различные приложения. Тестирование операторов и определение среднего времени выполнения основных задач, которые могут входить в состав других задач САПР, позволяют получить полезную информацию. Структура обобщенной цели может быть установлена и для других задач автоматизированного проектирования, а затем можно получить априорные оценки временных затрат для их решения. Возможно также исследование процесса проектирования с использованием альтернативных рабочих станций САПР для установления того, какая САПР оказывается более быстрой и легкой в использовании. Такой анализ также полезен при подготовке операторов САПР. Работу опытных операторов САПР можно сравнить с поведением начинающих в терминах структуры целей у каждого из них. Если начинающий оператор не использует ту же самую структуру целей, методы или действия, сравнение их поведения выявит это и позволит указать, каким образом уподобить работу начинающего оператора поведению опытного. Начинающий оператор может не подозревать, что более короткая последовательность действий может применяться для выполнения той же команды. Наконец, этот метод дает возможность оценить уровень квалификации. Авторы метода обнаружили, что квалифицированный оператор САПР, деятельность которого они исследовали, расходовал 96% времени на выполнение физических операций и только 4%—для выполнения мысленных действий. Начинающие операторы вынуждены думать о том, что они делают, и поэтому расходуют больше времени на мысленные действия.