Содержание инструкций и руководств
При определении необходимого содержания инструкций и руководств, составляющих документацию на вычислительную систему, полезно придерживаться ряда основных принципов, перечисленных ниже в порядке расположения соответствующих разделов документов.
1. Титульный лист. Содержит наименование документа, фамилии авторов, дату выпуска и, если требуется, перечень организаций, финансировавших проект.
2. Предисловие, введение или аннотация. Здесь дается краткая характеристика документа и его содержания. Указывается предполагаемый круг пользователей, приводится краткое описание каждой инструкции общего характера или сообщаются необходимые меры предосторожности при пользовании ею.
3. Оглавление. Включает названия тематических заголовков и номера соответствующих страниц; структурирует текст по главам, частям, разделам и подразделам.
4. Перечень рисунков, фотографий, таблиц и иллюстраций. Содержит названия всех нетекстовых, иллюстративных вставок с соответствующими номерами страниц.
5. Главы или основные разделы. Это основная часть документации, в которой для большего удобства целесообразно разграничивать разделы специальными метками или жесткими вкладками.
6. Резюме. Краткая характеристика ключевых понятий, помогающих читателю запомнить прочитанное. Резюме может завершать каждую главу или каждую часть, объединяющую несколько глав.
7. Ссылки. Полный перечень всех цитируемых работ. В главах или основных разделах, содержащих большое число ссылок, могут быть индивидуальные списки цитируемой литературы; в противном случае этот перечень может быть общим.
8. Библиография. Список источников, использованных при разработке документации, прямые ссылки на которые отсутствуют.
9. Контрольные вопросы по главам, контрольные задачи или упражнения. Дополнительный материал, предназначенный для иллюстрирования способов использования изложенных принципов в разных ситуациях и вырабатывания у пользователя необходимых практических навыков. Полезно предусмотреть «обратную сзязь» для тех лиц, которые пользуются фрагментами до
кументации как учебным материалом; в этом случае недостаточно усвоенный материал может быть закреплен повторно до перехода к изучению нового.
10. Терминологический словарь и список сокращений. Включает упорядоченный по алфавиту перечень технических терминов и аббревиатур, используемых в тексте.
Фаза эксплуатации |
11. Приложения. Содержат материалы, слишком объемные для включения в основной текст, детализирующие изложение или имеющие второстепенное значение (по отношению к основному тексту).
Подготовительная Фаза разработки фаза
Стадия вы - Стадия проек - Стадия про - Стадия ис - работкн Тре - тнрования граммирования пытаннй бованнй
Системная спецификация н описания подсистем
Программная
Спецификация
Спецификация
Базы данных
Руководство
Требования к функциональной структуре Требования к информационной структуре |
Пользователя
Руководство по эксплуатации Руководство по сопровождению программ
Отчет о результатах испытаний |
План испытаний |
Рис. 5.11. Документация, выпускаемая на различных стадиях жизненного цикла программного обеспечения [8].
12. Предметный указатель. Указывает номера страниц, где встречаются ключевые понятия, тематические материалы, методы, а также фамилии, цитируемые в тексте.
13. Чистые страницы. Оставляются иногда для заметок пользователя или для записей.
5.2.4. Документация, относящаяся к разным фазам жизненного цикла программного обеспечения
Жизненный цикл программного обеспечения может быть разделен на три фазы: подготовительную, разработки и эксплуатации (рис. 5.11).
Подготовительная фаза
В подготовительной фазе осознается необходимость создания новой или пересмотра действующей системы, определяются цели, проблемы и возможности их решения. Принимаются решения относительно целесообразности развертывания работ по проектированию, и в случае положительного решения определяются их приоритеты. Деятельность в этой фазе должна предусматривать анализ осуществимости проекта и сопоставление затрат и выгод.
Фаза разработки
Фаза разработки системы может быть разделена на четыре стадии: выработка требований, проектирование, программирование и испытания. Планируют реализацию этих стадий на определенных временных интервалах, по истечении которых завершенные работы могут быть проконтролированы. В конце каждого такого интервала предусматриваются процедуры утверждения технических решений, а также пересмотра графиков разработки и планируемых затрат. Проект может предусматривать довольно узкие рамки целей, и продолжение работ по нему в следующей фазе должно основываться на предшествующих результатах.
Фаза эксплуатации
В этой фазе жизненного цикла программные средства находятся в постоянной эксплуатации, выявляются и устраняются оставшиеся в них ошибки, вносятся изменения в соответствии, с новыми требованиями. В этой фазе должен также проводиться анализ функционирования системы с целью сопоставления реальных и планируемых выгод и затрат [8].
Проектная системная документация
В фазе разработки может появляться довольно много компонентов системной документации. В некоторых случаях оказывается целесообразной подготовка полного набора таких документов, в других часть из них может быть исключена — в зависимости от масштабов, степени сложности и сущности конкретной прикладной системы. Более того, несколько документов может быть объединено в один отчет (например, требования к функциональной и информационной структурам часто объединяют) .
Ниже каждая из стадий фазы разработки программного обеспечения рассматривается отдельно и перечисляются соответствующие ей типы документации. При этом характеризуются цели каждого типа документов, круг его пользователей и наиболее целесообразная форма. Внимательный читатель сразу отметит определенную избыточность тех или иных документов, но такая избыточность допускается преднамеренно. Вводимая информация, описания входов и выходов и условия проектирования повторяются по двум причинам: во-первых, для обеспечения автономности каждого документа и, во-вторых, для сохранения общности формы и структуры документации. Такой подход помогает углубить понимание, облегчить подготовку документов и поиск в них нужной информации. Стандартные форматы помогают увязать ряд компонентов системной документации в единое целое. Предлагаемые ниже структуры документов — примеры возможной документации, они заимствованы из раз - , работок министерства торговли [8].
Стадия выработки требований. На этой стадии подробно определяются нужды пользователей, в том числе проводится анализ недостатков действующей системы или предлагаемых методов; определяются основные требования к техническим средствам, программному обеспечению и документации целевой системы, а также проводится анализ ожидаемых выгод. Кроме того, существенные усилия могут быть затрачены на выделение этапов эволюции проектируемого объекта, что означает как можно более быстрый выпуск минимальной адекватной системы и планирование ее постепенного расширения до получения полного набора функциональных возможностей. На данной стадии фазы разработки создаются документы, касающиеся функциональных требований и требований к информационной структуре.
1. Требования к функциональной структуре. Эти требования определяют потребности предлагаемой системы и основу для соглашения пользователей и разработчиков относительно исходного описания способа удовлетворения указанных потребностей. При этом акцент делается на том, что должно быть сделано, а не на том, каким образом. Часто сюда включают описания существующей системы или ручных процедур и проводят анализ присущих им недостатков. Всюду, где это возможно, формулируются требования к соответствующим программным аппаратным средствам. Более подробно содержание этого документа представлено на рис. 5.12.
2. Требования к информационной структуре. Этот документ содержит описание каждого элемента данных, его источника, входных и выходных носителей, начальных значений и измерительных шкал. Включаются сюда и требования к процедурам сбора информации. Иногда требования к информационной структуре не выделяются в отдельный том документации, а объединяются с требованиями к функциональной структуре. И в том, и в другом случае разработчики должны убедиться, что потенциальные пользователи создаваемой системы понимают
Требования к функциональной структуре
1. ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ
1.1. Аннотация. Характер и назначение разрабатываемого ПО.
1.2. Условия разработки. Стороны, финансирующие проект, разработчик, пользователь, вычислительный центр илн сеть, на которых предстоит реализация проекта
1.3. Используемые материалы. Перечень материалов, положенных в основу проекта:
А. Сведения о заказчике проекта (с приложением утвержденных документов).
Б. Ранее опубликованные материалы по проекту.
В. Документация по другим родственным проектам.
Г. Прочие материалы.
2. КРАТКОЕ ОПИСАНИЕ РАЗРАБАТЫВАЕМЫХ СРЕДСТВ
2.1. Место в системе программного обеспечения. Цели и масштабы проекта, а также любая другая информация, полезная для читателя документа. Разъяснение связей с другими программными средствами.
2.2. Решаемые задачи. Общие целн функционирования ПО, иллюстрируемые на примерах. Прогноз факторов, вызывающих изменения в программах н процедурах их использования.
2.3. Существующие методы и процедуры. Характеризуются процедуры н методы, удовлетворяющие поставленным целям Затрагиваются следующие вопросы:
А. Распределение обязанностей и ответственности, б Имеющееся н требуемое оборудование.
В. Объемы и частота поступления входной и выходной информации.
Г. Недостатки и действующие ограничения.
Д. Существенные факторы, влняющне на стоимость работ. Описываются информационные потоки, пункты н процедуры сбора данных, процессы обработки н конечные выходные документы. Объясняется последовательность операций, выполняемых пользователем.
2.4. Предлагаемые методы и процедуры. Описываются предлагаемые программные средства и нх функциональные возможности. Определяются методы н процедуры, заимствуемые нз других подсистем н реализуемые как часть выполняемого проекта Характеризуются потребности пользователей, удовлетворяемые данным ПО. Затрагиваются следующие вопросы:
А. Распределение обязанностей н ответственности, б Имеющееся н требуемое оборудование
В. Объемы и частота поступления входной и выходной информации.
Г. Недостатки н действующие ограничения.
Д. Существенные факторы, влияющие на стоимость системы (в аспекте ее разработки н эксплуатации).
Описываются предлагаемые информационные потоки, дающне представление о планируемых функциональных возможностях системы. Определяются те возможности существующего ПО, которые могут быть изменены предлагаемыми программными средствами, н излагаются причины таких изменений. Разъясняется последовательность выполнения требуемых операций пользователем
2.5. Планируемые улучшения. Перечисляются выгоды от использования предлагаемого ПО:
А. Новые возможности
Рис. 5.12. Содержание документа, включающего требования к функциональной структуре системы [8]. (ПО — программное обеспечение.)
Б. Совершенствование существующих возможностей.
В. Устранение недостатков действующей системы.
Г. Обеспечение своевременного получения информации посредством уменьшения времени реакции системы и ускорения процессов обработки данных.
Д. Полное исключение нлн сужение множества ненужных в новой системе функций.
2.6. Влияние иа существующую систему. Характеризуются ожидаемые воздействия предлагаемого ПО на действующую систему по следующим Направленням:
2.6.1. Аппаратные средства и оборудование. Описываются изменения в составе имеющегося оборудования н характеризуются потребности в новом, включая вопросы реконструкции зданий.
2.6.2. Программные средства. Определяются все дополнения и модификации, необходимые применительно к уже используемому ПО и служебным программным средствам, с целью их адаптации к условиям функционирования новой системы ПО.
2.6.3. Организационные аспекты. Резюмируются:
А. Перераспределение функций.
Б. Сокращение или увеличение штатов.
В. Повышение или понижение требований к уровню квалификации.
2.6.4. Эксплуатационные аспекты. Коротко характеризуются изменения по следующим направлениям:
А. Штабные и оперативные функции.
Б. Отношения между операционным центром и пользователями иа рабочих местах.
В. Процедуры в центре оперативных действий.
Г. Данные (источники, объемы, носители, сроки).
Д. Процедуры хранения и поиска данных.
Е. Методы ведения учета и отчетности.
Ж. Последствия отказов и процедуры восстановления работоспособности.
З. Процедуры ввода данных.
И. Потребности в машинных ресурсах.
2.6.5. Особенности разработки.
А. Конкретные функции пользователей в рамках разрабатываемого проекта ПО.
Б. Ресурсы, необходимые для разработки базы данных.
В. Вычислительные ресурсы, требуемые для разработки и испытаний нового ПО.
2.7. Факторы затрат. Характеризуются материальные и денежные ресурсы, оказывающие влияние на разработку, проектирование и длительную эксплуатацию предлагаемого ПО. Обсуждаются побочные факторы, которые могут оказать воздействие на формулируемые требования к проектируемой системе, например средства сопряжения с другими автоматизированными системами и с телекоммуникационным оборудованием.
2.8. Альтернативные решения. Рассматриваются возможные альтернативы предлагаемому способу удовлетворения сформулированных требований. Сопоставляются и. критически анализируются все альтернативные решения. Приводится обоснование сделанного выбора.
3. ТЕХНИЧЕСКИЕ ТРЕБОВАНИЯ
3.1. Необходимые функции. Определяются качественные и количественные характеристики функций ПО н показывается, как эти функции обеспечивают достижение установленных целей функционирования системы.
3.2. Рабочие характеристики.
3.2.1. Точность. Описываются требования к точности данных, в том числе
А) математическая точность;
Б) логическая точность;
В) юридическая точность;
Г) точность передачи.
3.2.2. Контроль достоверности. Определяются требования к проверке правильности данных, диктуемые особенностями разрабатываемого ПО.
3.2.3. Временные параметры. Указываются применительно к различным условиям работы:
А. Время реакции.
Б. Время обновления данных.
В. Время пересылки данных и передачи нх по каналам связи.
Г. Полное время обработки.
3.2.4. Гибкость. Описываются возможности ПО в части приспособления к изменяющимся требованиям:
А. Изменение режимов работы.
Б. Изменение операционного окружения.
В. Изменение интерфейсов с другими программными средствами.
Г. Изменение требований к точности и процедурам ее контроля,
Д. Планируемые изменения и улучшения.
В данном разделе указываются также компоненты ПО, специально предназначенные для обеспечения необходимой гибкости разрабатываемых программных средств.
3.3. Входы и выходы. Поясняются на примерах возможные комбинации входных данных. Определяются информационные носители (диски, карты, магнитная лента), форматы, диапазоны значений, точность н т. п. Приводятся примеры и соответствующие пояснения требуемых от ПО результатов, а также определяются выходы, служащие целям контроля качества. В описание включаются образцы выходных документов (периодических, ситуационных и выдаваемых в исключительных обстоятельствах), графики и визуальные сообщения
3.4. Характеристики данных. Описываются элементарные н составные компоненты данных с указанием их имеи, кодовых представлений, соответствующих словарей, таблиц и файлов справочной информации. Оцениваются необходимые объемы памяти для хранения самих данных и связанных с ними объектов с учетом ожидаемого расширения.
3.5. Работа при отказах. Определяются вероятные отказы аппаратуры и средств ПО, их возможные последствия (в аспекте нарушений нормального функционирования) и альтернативные способы действий для удовлетворения информационных потребностей:
А. Резервирование. Описываются методы введения избыточности на случай выхода из строя основного элемента системы. Примером может служить дисковый носитель, информация с которого периодически переписывается на магнитную ленту.
Б. Нейтрализация отказов. Разъясняется механизм использования другой системы илн альтернативных способов работы для удовлетворения некоторой совокупности требований. Например, методом нейтрализации отказов автоматизированной системы может служить ручная обработка и регистрация данных, в. Восстаиовленне и рестарт. Характеризуются способы восстановления работоспособности и повторного запуска ПО, т. е. описываются возможности возобновления выполнения программы с той точки, перед которой возникла неисправность аппаратных или программных средств, либо перезапуска программы с начальной точки.
4. Рабочая среда
4.1. Оборудование. Определяется комплект оборудования, требующийся для нормальной работы ПО. Если необходимо какое-то новое оборудование, то оно описывается с привязкой к функциям и требованиям, для которых предназначено. Дается следующая информация:
А. Тип процессора и объем внутренней памяти.
Б. Запоминающие устройства, оперативно-доступные и автономные средства, запоминающие среды, формы хранения информации и используемая аппаратура.
В. Оперативно-доступные н автономные устройства ввода — вывода.
Г. Аппаратура передачи данных.
4.2. Вспомогательные программные средства. Характеризуются вспомогательные программы н испытательные программные средства. Если работа ПО зависит от изменений средств программной поддержки, то необходимо определить характер и сроки планируемых изменений.
4.3. Интерфейсы. Описываются средства сопряжения с другими программами.
4.4. Защита и обеспечение конфиденциальности. Формулируются общие требования к уровню защиты программного обеспечения. Если никаких особых требований не выдвигается, этот факт должен быть зафиксирован в явном виде.
4.5. Способы контроля. Характеризуются процедуры контроля ПО, требующиеся в процессе эксплуатации. Указываются условия, приводящие к выполнению тех или иных действий по контролю.
5. План разработки
В этом разделе излагается общий подход к управлению разработкой и реализацией предлагаемого ПО. Дается перечень документации, подлежащей созданию, указываются сроки и этапы выполнения работ, а также определяется необходимая степень участия других организаций для гарантии успешного завершения разработки.
Рис. 5.12. Продолжение.
Суть требований к информационной структуре и согласны с ними (рис. 5.13).
Стадия проектирования. На стадии проектирования анализируются требуемые функции системы, связанные с ними ограничения и вырабатываются альтернативные проектные решения. И если на стадии выработки требований решается вопрос о том, что нужно делать, то на рассматриваемой стадии определяются способы реализации конкретных функций, т. е. должен быть получен ответ на вопрос «как?» На стадии проектирования разрабатываются спецификации систем и подсистем. При выполнении некоторых проектов на этой же стадии заверша-ется подго-
Требования к информационной структуре
1. ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ
1.1. Аннотация. Дается общая характеристика ПО, на которое ориентированы данные требования.
1.2. Условия разработки. Стороны, финансирующие проект, разработчик, пользователь, вычислительный центр или сеть, на которых предстоит реализация проекта.
1.3. Используемые материалы. Перечень материалов, положенных в основу проекта:
А. Сведения о заказчике проекта (с приложением утвержденных документов).
Б. Ранее опубликованные материалы по проекту.
В. Документация по другим родственным проектам.
Г. Прочие материалы.
1.4. Порядок внесения изменений в требования к информационной структуре. Определяются процедуры внесения и документирования изменений или даются ссылки на соответствующие их описания.
2. ОПИСАНИЕ ДАННЫХ
Данные разделяются на статические и динамические. Статические данные определяются как информация, которая используется в основном для справок в процессе эксплуатации и обычно генерируется или обновляется очень редко и независимо от рабочих прогонов программ. К динамическим относятся данные, которые могут обновлятьси часто и вводятся или выводятся во время рабочих прогонов программ. Все эти элементы данных распределяются по категориям: функции, субъекты действий и т. п. — соответственно их целевому назначению.
2.1. Статические д? к"ые. Перечисляются элементы данных, служащие для Контроля или для ссылок
2.2. /'ги пчческис вводные данные. Перечисляются динамические элементы входных данных, подвергающиеся изменениям в ходе рабочего прогона программ нли в темпе поступления информации
2.3. Д::нгг-г чеекге выходные данные. Перечисляются динамические элементы выходных данных, подвергающиеся изменениям в ходе рабочего прогона программ илн в темпе поступления информации.
2.4. Ьнуїреннье геьер>;руемыо данные. Характеризуются данные, порождаемые внутри системы и имеющие информационную ценность для пользователя или разработчика.
2.5. Информационные ограничения. Излагаются ограничения на информационные потребности. Указываются границы их дальнейшего расширения или использования: максимальные размеры и число файлов, записей, элементов данных. Подчеркиваются ограничения, играющие критическую роль при проведении проектных разработок.
3. ОРГАНИЗАЦИЯ СБОРА ДАННЫХ
3.1. Информационные потребности и границы системы сбора данных. Описываются типы информации, необходимой для документировании характеристик каждого элемента данных. Определяется информация, подлежащая сбору разработчиками, и информация, вводимая пользователем. Вся эта информация должна быть соответствующим образом сгруппирована и представлена в упорядоченном виде:
Ряс. 5.13. Содержание документа, включающего требования к информационной структуре системы [8].
А. Источники входных данных Идентифицируются источники информации, подлежащей вводу, например оператор процесса, рабочая станция, организационное подразделение или его часть
Б. Носители исходных данных и устройства ввода Указываются носители и аппаратные средства, предназначенные для ввода данных в систему. В тех случаях, когда единственными разрешенными точками ввода информации являются конкретные специализированные станции, последние должны быть четко определены.
В. Приемники данных. Идентифицируются соответствующие потребители выходной информации
Г Выходные носители и устройства вывода Характеризуются информационные носители и аппаратные средства, предназначенные для представления результатов потребителю данных. Указывается, в каком виде потребитель должен получать эти результаты: в форме бумажной распечатки, в символической форме на экране дисплея, в виде линнн на чертеже, светового сигнала определенного цвета, звонковой сигнализации и т. п. Если выходная информация должна передаваться в какую-то другую автоматизированную систему, следует охарактеризовать, как это будет осуществляться, через магнитную ленту, перфокарты или путем подачн электронного сигнала на соленоидный переключатель д Критические Значення. Отмечаются значения данных, имеющие особую важность для потребителя.
Е. Измерительные шкалы. Определяются шкалы для измерения числовых величин, единицы измерений, деления шкал, нулевые точки и диапазоны значений измеряемых величин. Применительно к нечисловым шкалам должны быть установлены их соответствия наблюдаемым значениям.
Ж. Выполняемые преобразования Описываются конкретные преобразования измеряемых количественных величин, которые должны проходить через аналоговые илн дискретные преобразователи
З. Частота обновления и обработки Определяется предполагаемая частота изменения данных и ожидаемая частота обработки входных данных Если входная информация поступает в случайные моменты времени нлн при совершении каких-то событий, то подлежат указанию средняя частота поступления данных и какая-нибудь мера изменчивости этой частоты.
3.2. Распределение обязанностей по поводу данных. Даются рекомендации по распределению функций подготовки конкретных входных данных, включая организацию специальной группы ввода данных Отдельно отмечаются источники данных, зависящих от интерфейсных программных средств н от внешних организаций
3.3. Процедуры. Даются конкретные указания по процедурам сбора данных. Всюду, где это возможно, подробно описываются форматы, возможные средства передачи н распределение входных данных 'по времени.
3.4. Влияние иа систему. Характеризуются результаты влияния сформулированных требований на выбор оборудования, программных средств, а также на организации пользователя и разработчиков
Рис. 5.13. Продолжение.
Товка руководств для пользователей и планов испытаний, хотя обычно эти два вида документации создаются на более поздних стадиях фазы разработки Все более очевидным становится, однако, тот факт, что появление пользовательских руководств и плана испытаний на возможно более ранних этапах и фазах жизненного цикла системы способствует повышению уровня ее качества. Например, если руководство для пользователя разработано до того, как завершилась разработка проекта системы, проектировщик имеет возможность предусмотреть в своих проектных решениях требования к таким свойствам системы, которые считаются важными при учете поведенческого фактора. Требования такого рода выявляются именно при написании пользовательских руководств. Если же руководство для пользователя остается неготовым вплоть до завершения разработки программ, пользовательский интерфейс может в результате приобрести совершенно нежелательные свойства, которые будут очень трудно устранить при наличии готовых программ.
План испытаний тоже наиболее полезен тогда, когда он подготовлен на стадии проектирования. Заблаговременное знание плана испытаний, в соответствии с которым должны оцениваться разрабатываемые программные средства, может стимулировать более глубокую и более полную проработку вопросов организации процессов проектирования и программирования.
1. Системная спецификация и описания подсистем. Этот документ часто называют внешней спецификацией или проектом верхнего уровня. Он содержит описание логической структуры системы, обеспечивающей нужды пользователей, охарактеризованные в требованиях к функциональной структуре системы. Системная спецификация включает в себя описания основных функций, реализуемых программными средствами; содержимого файлов, выходных отчетов и визуальных представлений информации; способов обеспечения безопасности и контроля; требований к организации функционирования. Документ предназначается для пользователей, которые должны одобрить форму выполнения и характер проектных работ до того, как они будут продолжены (рис. 5.14).
2. Программная спецификация Иногда этот документ называют внутренней спецификацией, эскизным проектом программного обеспечения. Здесь приводятся логическая структура программ, подробное описание входов, выходов и форматов дисплейных кадров, структуры записей и файлов, требования к хранению информации и к рабочим характеристикам программ. В отличие от рассмотренных выше документов программная спецификация является по своей сути сугубо техническим документом, предназначенным для программистов, которые в соответствии с ним будут писать программы (рис. 5.15).
3. Спецификация базы данных. Документ с таким названием содержит описание логических и физических характеристик базы данных. В него включаются также инструкции и указания по использованию базы данных, определяемые применительно
Системная спецификация и описания подсистем
1. ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ
1.1. Аннотация. Дается общая характеристика функций системы, подлежащей разработке, и ее подсистем.
1.2. Условия разработки. Стороны, финансирующие проект, разработчик, Поіьзователь, вычислительный центр илн сеть, на которых предстоит реализация проекта.
1.3. Используемые материалы. Перечень материалов, положенных в основу проекта:
А. Сведения о заказчике проекта (с приложением утвержденных документов).
Б. Ранее опубликованные материалы по проекту.
В. Документация по другим родственным цроектам.
Г. Прочие материалы.
2. ТЕХНИЧЕСКИЕ ТРЕБОВАНИЯ
2.1. Общее описание. Коротко описываются система и ее подсистемы с целью обеспечения ссылок на этот раздел в последующих разделах документа. Перечисляются требования, которым должны удовлетворять система и подсистемы в плане выполняемых ими функций. Характеризуются основные взаимосвязи компонентов системы и подсистем.
2.2. Функции. Определяются функции всей системы и отдельных подсистем В количественном и качественном выражении в привязке к конкретным Функциональным требованиям.
2.3. Рабочие характеристики. Определяются требования к рабочим характеристикам системы:
2.3.1. Точность. Описываются требования к точности системы и подсистем, в том числе
А) Математическая точность;
Б) Логическая точность;
В) Юридическая точность;
Г) Точность передачи данных.
2.3.2. Контроль достоверности. Определяются требования к проверке правильности данных, диктуемые особенностями разрабатываемой системы и ее подсистем.
2.3.3. Временные параметры. Указываются применительно к различным условиям работы:
А. Время реакции.
Б. Время обновления данных.
В. Время пересылки данных и передачи нх по каналам связи.
Г. Полное время обработки.
2.3.4. Гибкость. Описываются возможности системы и подсистем в части приспособления к изменяющимся требованиям:
А. Изменение режимов ррбогы.
Б. Изменение операционного окружения.
В. Изменение интерфейсов с другими программными средствами.
Г. Изменение требований к точности и процедурам ее контроля.
Д. Планируемые изменения и улучшения.
В данном разделе указываются также компоненты системы и подсистем, специально предназначенные для обеспечения необходимой гибкости системы.
Рис. 5.14. Содержание системной спецификации и описания подсистем [8J.
3. Рабочая среда
3.1. Оборудование. Определяется комплект оборудования, требующийся для нормальной работы системы и ее подсистем. Если необходимо какое - то новое оборудование, то оно описывается с привязкой к функциям н требованиям, для которых предназначено. Дается следующая информация:
А. Тип процессора и объем внутренней памяти.
Б. Запоминающие устройства, оперативно-доступные и автономные средства, запоминающие среды, формы хранения информации и используемая аппаратура.
В. Оперативно-доступные и автономные устройства ввода — вывода.
Г. Аппаратура передачи данных.
3.2. Вспомогательные программные средства. Характеризуются вспомогательные программы н испытательные программные средства. Если работа системы н подсистем зависит от изменений средств программной поддержки, то необходимо определить характер и сроки планируемых изменений.
3.3. Интерфейсы. Описываются средства сопряжения с другими системами программного обеспечения.
3.4. Защита и обеспечение конфиденциальности. Формулируются общие требования к уровню защиты системы и подсистем. Если никаких особых требований ие выдвигается, этот факт должен быть зафиксирован в явном виде.
3.5. Способы контроля. Характеризуются процедуры контроля за функционированием системы и подсистем. Указываются условия, приводящие к выполнению тех илн нных действий по контролю.
4. Проектные характеристики
4.1. Рабочие операции. Описываются условия эксплуатации ПО системы в
Вычислительных центрах и в пользовательской среде.
4.2. Логика взаимодействия подсистем. Приводится блок-схема, отображающая логику функционирования всех подсистем. При этом должно быть дано целостное представление динамики системы, ее входов и выходов, машинных программ, вспомогательных программных средств, процедур контроля н информационных потоков.
5. Требования к программам
5.1. Описание программы (имя). Определяются функции системы или подсистемы, обеспечиваемые данной программой:
А. Формулируются требования к программе.
Б. Характеризуется операционное окружение.
В. Указываются проектные параметры программы, включая входы, алгоритм обработки, выходы и базу данных.
5.N. Описание программы (имя). По типу п. 5.1 описывается каждая из программ.
Рис. 5.14. Продолжение.
К конкретному проекту. Это тоже документ технического характера, ориентированный на разработчиков проекта и программистов (рис. 5.16).
4. Руководство для пользователя. Документ предназначен для пользователей системы и потому не должен содержать сугубо технической терминологии. Цель этого документа — объяснить все, что должен знать пользователь для эффективной
Программная спецификация
1. ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ
1.1. Аннотация. Дается общее описание и характеризуются функции машинной программы, подлежащей разработке
1.2. Условия разработки. Стороны, финансирующие проект, разработчик, пользователь, вычислительный центр илн сеть, на которых предстоит эксплуатировать программу.
1.3. Используемые материалы. Перечень материалов, положенных в основу проекта:
А. Сведения о заказчике проекта (с приложением утвержденных документов) .
Б. Ранее опубликованные материалы по объекту проектирования.
В. Документация по другим родственным проектам.
Г. Прочие справочные материалы.
2. ТЕХНИЧЕСКИЕ ТРЕБОВАНИЯ
2.1. Общее описание программы. Дается общее описание программы с целью обеспечения ссылок на этот раздел в последующих разделах документа. Описываются функции системы или подсистемы, которые должны реализовываться данной программой.
2.2. Функции. Определяются функции программы, подлежащей разработке. Если программа не целиком покрывает какуюто функцию системы или подсистемы, то характеризуются ее связи с другими программами, которые в сочетании с данной программой полностью реализуют нужную функцию системы.
2.3. Рабочие характеристики. Определяются требования к рабочим характеристикам программы.
2.3Л. Точность. Описываются требования к точности данных, в том числе
А) математическая точность;
Б) логическая точность;
В) юридическая точность;
Г) точность передачи данных.
2.3.2. Контроль достоверности. Определяются требования к проверке правильности данных, диктуемые особенностями разрабатываемой программы.
2.3.3. Временные параметры. Указываются применительно к различным условиям работы:
А. Время реакции.
Б. Время обновления данных.
В. Время пересылки данных и передачи их по каналам связи.
Г. Полное время обработки.
2.3.4. Гибкость. Описываются возможности программы в части приспособления к изменяющимся требованиям:
А. Изменение режимов работы.
Б. Изменение операционного окружения.
В Изменение интерфейсов с другими программными средстВами.
Г. Изменение требований к точности и процедурам ее контроля.
Д. Планируемые изменения и улучшения.
В данном разделе указываются также компоненты программы, специально предназначенные для обеспечения необходимой гибкости.
Рис. 5.15. Содержание программной спецификации [8].
3. РАБОЧАЯ СРЕДА
3.1. Оборудование. Определяется комплект оборудования, требующийся для нормальной работы программы Дается следующая информация:
А. Тип процессора и объем внутренней памяти.
Б. Запоминающие устройства, оперативно-доступные и автономные средства, запоминающие среды, формы хранения информации и используемая аппаратура.
В. Оперативно-доступные и автономные устройства ввода — вывода и их производительность
Г. Аппаратура передачи данных
3.2. Вспомогательные программные средства. Характеризуются вспомогательные программы и испытательные программные средства. Если работа программы зависит от изменений средств программной поддержки, то необходимо определить характер и сроки планируемых изменений.
3.3. Интерфейсы. Описываются все взаимодействия с оператором, а также средства сопряжения с другими программами, включая последовательности процедур и информационные интерфейсы
3.4. Хранение информации. Определяются требуемые объемы памяти, условия хранения и действующие ограничения.
А. Внутренняя память. Описывается и иллюстрируется примерами использование различных областей внутренней памяти, включая индексную адресацию и рабочее пространство. Коротко характеризуются аппаратные ограничения и проектные соображения, влияющие на организацию использования внутренней памяти.
Б. Запоминающие устройства. Перечисляются все типы требуемых внешних (ЗУ. Вкратце рассматриваются все ограничения, свойственные каждому типу Излагаются требования к ЗУ для постоянного н временного хранения информации, в том числе оверлейной структуры.
В. Автономные ЗУ. Формулируются требования к форме хранения, запоминающей среде и необходимому объему памяти применительно ко всем автономным ЗУ.
3.5. Защита и обеспечение конфиденциальности. Формулируются общие требования к уровню защиты программ, входной информации, выходной информации и баз данных Если никаких особых требований не выдвигается, этот факт должен быть зафиксирован в явном виде.
3.6. Способы контроля. Характеризуются способы контроля правильности работы программы: подсчет числа записей, нарастающие нтогн н контрольные суммы. Указываются условия, приводящие к выполнению тех или иных действий по контролю.
4. ПРОЕКТНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ
4.1. Рабочие операции. Описываются рабочие процедуры н все специальные функции программы или требования к условиям ее использования. Характеризуются процедуры загрузки, запуска, останова, восстановления работоспособности н рестарта программы. Описываются все необходимые каналы взаимодействия программы с оператором.
4.2. Входы. Приводятся характеристики каждого программного входа:
А. Имя и метка.
Б. Формат и тип данных с указанием шаблона записи.
В. Критерии правильности.
Г. Объем и частота.
Д. Способ ввода.
Е. Первичный документ-источник н его местонахождение или соответствующий интерфейсный источник.
Ж. Условия защиты и обеспечения конфиденциальности.
4.3. Логика программы. Описывается программная логика и представляет алгоритм в виде блок-схемы либо таблицы решений с сопутствующими текстовыми пояснениями.
4.4. Выходы. Приводятся характеристики каждого программного выхода:
А. Имя и метка.
Б. Формат (например, в виде отчета).
В. Критерии отбора для отображения на экране, выдачи на печать или передачи по каналу связи.
Г. Объем и частота.
Д. Выходные носители.
Е. Описание графических отображений и символических представлений.
Ж. Условия защиты и обеспечения конфиденциальности.
З. Местонахождение результатов.
И. Описание последовательности отображений, содержания информационных кадров, фиксированных и переменных форматов, условий возникновения ошибок.
4.5. База данных. Описываются логические и физические характеристики всех баз данных, с которыми работает программа.
4.5.1. Логические характеристики. По каждому уникальному набору данных, файлу, записи, элементу или позиции указываются идентификатор, определение и существующие связи.
4.5.2. Физические характеристики. В терминах конкретной базы данных формулируются требования к памяти данных, указывается метод доступа, физические параметры обращения (индекс, устройство, область), проектные решения и механизмы защиты от несанкционированного доступа.
Рис. 5.15. Продолжение.
Работы в системе. В зависимости от конкретной направленности руководство пользователя может носить характер (либо учебного пособия, либо справочника, однако в обоих случаях оно содержит детальное описание процедур ввода данных и параметров программ, интерпретации результатов и исправления ошибок. Применительно к сложным процессам взаимодействия пользователя с ЭВМ должны обязательно представляться рисунки или иные иллюстрации содержимого дисплейных кадров информации наряду с описанием манипуляций на клавиатуре, соответствующих приводимым кадрам.
Описание пользовательского интерфейса, выполненное на начальных этапах стадии проектирования, может быть альтернативой излишне раннему написанию руководства пользователя. Такое описание облегчает принятие проектных решений по системе и образует хорошую основу для составления в дальнейшем хорошо продуманного руководства пользователя. В любом случае, если проектировщики стремятся создать систему, Удобную в освоении и использовании, человеко-машинный интерфейс должен проектироваться уже на самых ранних этапах жизненного цикла, а не додумываться впоследствии (рис. 5.17).
Спецификация базы данных
1. ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ
1.1. Аннотация. Характеризуется целевое назначение базы данных и перечисляются функции ПО, которое в ней используется.
1.2. Условия разработки. Стороны, финансирующие проект, разработчик, пользователь, вычислительный центр или сеть, на которых предстоит реализовывать базу данных.
1.3. Используемые материалы. Перечень материалов, положенных в основу разработки базы данных:
А. Сведения о заказчике проекта (с приложением утвержденных документов).
Б. Ранее опубликованные материалы по объекту проектирования.
В. Документация по другим родственным проектам.
Г. Прочие справочные материалы.
2. ОПИСАНИЕ БАЗЫ ДАННЫХ
2.1. Способ идентификации. Указываются имя, ярлык или метка, по которым Возможна идентификация базы данных Если бант да Іььіх я^тяется Экспериментальной, испытательной или временной, то сообщается этот признак, а также планируемый срок ее существования. Должна указываться и любая другая идентифицирующая информация.
2.2. Используемые программные средства. Определяются все программные средства, работающие с рассматриваемой базой данных. По каждой из программ указываются имя системы ПО, в которую она чходит, имя самой программы и номер версии.
2.3. Соглашения. Описываются все принятые соглашения относительно обозначений меток и ярлыков, существенные для программиста или системного аналитика, использующего данную спецификацию.
2.4. Особые указания. Формулируются специальные инструкции персоналу, который будет участвовать в формировании базы данных либо может использовать ее с целью контроля или применения в своей работе. 'іакие инструкции включают в себя критерии, процедуры и форматы:
А) для отбора информации для ввода в базу данных и определения организапин, ответственной за ее контроль.
Б) для ввода отобранной информации в базу данных
В случае слишком пространных инструкций даются отсылки к соответствующим разделам других документов.
2.5. Ееомогательные грогр^мм!'ые средства. Кратко характеризуются все вспомогательные программы, непосредственно связанные с базой данных. Описание должно включать в себя имя программы, выполняемые функции, основные рабочие характеристики и инструкции по использованию. В ссылках на документацию вспомогательных программных средств указываются название документа, номер тома и номер соответствующего раздела.
Примеры вспомогательных программных средств:
А. Системы управления базами данных.
Б. Программы распределение памяти.
В. Программы загрузки базы данных
Г. Программы обработки файлов.
Д. Прочие генерирующие, модифицирующие нли обновляющие программы.
Рис. 5 16. Содержание спецификации базы данных [8].
Гчявя "і
3. Логические характеристики
База данных представляет собой совокупность логически упорядоченных информационных объектов. Наборы (агрегаты) данных, файлы, записи, элементы и позиции могут различаться по месту расположения в логической структуре и по имеющимся связям. Настоящий раздел «Спецификации» должен быть организован таким образом, чтобы у читающего этот документ складывалось целостное и осмысленное представление о логической структуре базы данных. В этом разделе по каждому информационному объекту определяются:
А. Способ идентификации. Имя и метка или ярлык.
Б. Описание. Стандартный это объект или уникальный; цель его хранения в базе данных; какими программами используется; носитель; форма представления; формат н размеры; критерии и условия обновления; атрибуты конфиденциальности, ограничения н условия доступа (для обновления или для чтения); характеристика целостности и достоверности; контрольные элементы; графические представления.
В. Связи. Описываются связи с вышестоящими и нижележащими элементами, а также порядок обращения н обновления.
4. Физические характеристики
4.1. Хранение информации. Определяются требования к ЗУ для хранения базы данных, действующие условия и ограничения
А. Внутренняя память. Описываются н иллюстрируются примерами используемые области внутренней памяти, отведенные для данных с учетом индексной адресации и рабочего пространства. Коротко характеризуются аппаратные ограничения н проектные соображения, влияющие на организацию использования внутренней памяти.
Б. Запоминающие устройства. Перечисляются все типы требуемых внешних ЗУ для хранения базы данных. Вкратце рассматриваются все ограничения, свойственные каждому типу. Излагаются требования к ЗУ для постоянного и временного хранения информации, в том числе оверлейной структуры.
В. Автономные ЗУ. Формулируются требования к форме хранения, запоминающей среде и необходимому объему памяти применительно ко всем автономным ЗУ.
4.2. Организация доступа. Указывается метод доступа и его физические параметры (индекс, устройство, область). Характеризуются механизмы защиты от несанкционированного доступа.
4.3. Проектные решения. Излагаются проектные решения по организации работы с базой данных н по введению всевозможных блокировок. Особо подчеркиваются те физические аспекты, которые связаны с эффективным использованием базы данных.
Рис. 5.16. Продолжение.
5. План испытаний. План испытаний обеспечивает программиста подробным описанием всех тестов, которые должны пройти разрабатываемые программные средства. Этот документ содержит текстовые данные и оценочные критерии; содержание документа представлено на рис. 5.18.
244 |
Стадия программирования. Основной продукт этой стадии — закодированные программы. Одновременно подготавливаются руководство по сопровождению и инструкция по эксплуатации;
Руководство пользователя
1. ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ
Аннотация. Дается общая характеристика прикладной области, для которой предназначено ПО, н описываются его основные функции.
Условия фуикционироваиня. Определяется организация пользователя или вычислительный центр, где устанавливаются созданные программные средства.
Используемые материалы. Перечень материалов, положенных в основу проекта
А. Сведения о заказчике проекта (с приложением утвержденных документов).
Б. Ранее опубликованные документы по проекту.
В. Документация по другим родственным проектам.
Г. Прочие справочные материалы.
2. ОПИСАНИЕ ПРИМЕНЕНИЯ
Общее описание. Определяются время и способ использования ПО, а также выгоды организации от его применения. В описании должны присутствовать разделы:
А. Назначение ПО.
Б. Предоставляемые возможности и достигаемые улучшения.
В. Выполняемые функции.
Условия эксплуатации. Характеризуются оперативные взаимосвязи функций ПО, ориентированных на задачи организации, которая осуществляет ввод исходных данных н использует результаты Излагаются сведения о системе защиты и обеспечения конфиденциальности информации Прилагаются обобщенные схемы с описанием фигурирующих в них входов и выходов.
Оборудование. Характеризуются аппаратные средства, на которых реализуется ПО
Структура ПО. Показывается структура программного обеспечения и указывается роль каждого его компонента в функционировании всей системы ПО в целом.
Рабочие характеристики. Описываются функциональные возможности н в тех случаях, когда это достижимо, характеризуются:
А. Количественные параметры входов, выходов, времени реакции, времени обработки и частоты ошибок.
Б. Качественная информация о свойствах функциональной гибкости и надежности.
База данных. Описываются все файлы данных, запрашиваемые, поддерживаемые или* сохраняемые в неизменном виде программными средствами. Должны обязательно указываться цели ведения каждого из файлов
Входы, процесс обработки и выходы. Приводится описание входов, потоков обрабатываемых данных через весь цикл обработки и результирующих выходов. Характеризуются все существующие взаимосвязи входов и выходов.
3. ТРЕБОВАНИЯ К ПРОЦЕДУРАМ
В этом разделе должна быть представлена информация о необходимых процедурах запуска системы, подготовки данных для программ и настройки параметров Масштабы описания, информация о качественных характеристиках и логика расположения соответствующих сведений должны быть такими, чтобы пользователю облегчались требуемые от него
Рис. 5.17. Содержание руководства для пользователя [8].
Действия по подготовке нужных входов и он понимал детально характеристики и назначение всех выходов. Здесь же должны быть охарактеризованы процедуры обработки ошибок, восстановления информации, запроса файлов и требования к этим процедурам.
Запуск. Описывается каждый шаг процедур, необходимых для инициализации процесса обработки.
Ввод данных. Определяются требования к процедуре подготовки входных данных и настройке параметров. При этом характеризуются:
А. Условия — необходимый персонал, производимые перемещения или нехватка нужных специалистов и др.
Б. Частота ввода — например периодически, в случайные моменты времени, в зависимости от рабочей обстановки.
В. Источники данных—например отдел кадров, система управления запасами.
Г. Носители информации — например клавиатура, перфокарта, магнитная лента, бумажная лента.
Д. Ограничения — например приоритеты, грифы секретности, запреты, относящиеся к данному типу транзакций в части обращения к определенным файлам.
Е. Контроль достоверности — например инструкции по проверке допустимости конкретных значений входных данных, необходимые действия по устранению обнаруживаемых ошибок, документирование ошибок.
Ж. Указания — например инструкции, касающиеся способа сохранения нли пересылки всех получаемых файлов данных, а также других потребителей результатов.
З.2.1. Форматы ввода. Представляются макеты входных форм, используемых для предварительной подготовки данных, нужных пропрамме, н для задания входных параметров. Объясняется назначение каждого реквизита и дается его привязка к выбранной форме ввода. Описываются грамматические правила н принятые соглашения по подготовке входных данных, в том числе
А) длина — например число знаков в строке и в элементе данных;
Б) формат—например текст, выровненный по левому краю;
В) метки — например ярлыки или идентификаторы;
Г) порядок расположения — например последовательность и местоположение всех элементов входного сообщения;
Д) правила пунктуации — например правила использования пробелов и специальных символов (запятой, звездочки, символьных комбинаций и т. п.) для обозначения начала н коица ввода, начала и конца строк или блоков данных и т. д.;
Е) сочетания символов — например правила, запрещающие использование конкретных комбинаций символов или определенных сочетаний параметров входных сообщений;
Ж) словарь — например в виде приложения, в котором перечислены допустимые комбинации символов нли разрешенные коды для идентификации либо компоновки элементов входных сообщений;
З) опускаемые или повторяемые элементы — например элементы, которые не обязательны илн могут многократно повторяться в сообщении;
И) контрольные элементы — например контрольные данные в заголовке нли концевой части сообщения.
3.2.2. Примеры форм ввода. Приводятся образцы всех сложных входных форм с сопутствующим их описанием, в котором должны быть представлены:
А) контрольные данные или заголовок — например элементы, обозначающие класс или тип входного сообщения, дату и время ввода, источник, а также коды, предназначенные для соответствующей программы обработки;
Б) текстовая информация — например блоки входного сообщения, которые содержат данные для рабочих файлов, параметры запросов и сведения, необходимые информационно - поисковой программе;
В) концевик — например контрольные данные, обозначающие конец ввода, и т. п.;
Г) опускаемые элементы — например классы или типы элементов входных сообщений, которые могут опускаться или являются не обязательными;
Д) повторения — например элементы входного сообщения, которые могут многократно повторяться.
3.3. Выходы. Описываются требования, предъявляемые к каждому выходу.
При этом характеризуются:
А) способ использования — например кто и для чего использует данный результат;
Б) частота — например неделя, конкретный период или выдача по запросу;
В) варианты — например возможные модификации результата;
Г) назначение — например другой узел вычислительной системы или удаленный терминал;
Д) информационный носитель — например распечатка, экран дисплея, лента, карты;
Е) контроль достоверности — например инструкции по идентификации, проверке допустимости, редактированию и исправлению ошибок;
Ж) специальные указания — например инструкции по сохранению или пересылке, распространению, передаче по каналам связи, приоритетной обработке и учету грифа секретности.
3.3.1. Форматы вывода Представляются макеты всех выходов. Объяснения привязываются к конкретным разделам выходной формы:
А) заголовок — например название, идентификатор, дата, число, количество разделов;
Б) наполнение — например информация, которая появляется в теле документа или его результирующий текст, наименования граф в табличных формах, макеты записей, предназначенных для машинного считывания. Отмечаются позиции, которые могут опускаться или повторяться;
В) концевик — например итоговые суммы для контроля и концевые метки.
3.3.2. Образцы выходных форм. Представляются примеры каждого типа результатов. По каждому примеру даются:
А) определение — например смысл и способ использовании каждой переменной, присутствующей в информации;
Б) источник данных — например элемент, извлеченный из конкретного входного документа, из файла базы данных, или вычисленный программой;
В) характеристики — например наличие или отсутствие конкретной позиции при определенных условиях формирования результата, диапазон значений, единицы измерения.
3.4. Возможные ошибки и процедуры их устранения. Перечисляются коды ошибок или условий, порождаемые программными средствами, и необходимые корректирующие действия пользователя. Указываются процедуры, которым должен следовать пользователь, чтобы гарантировать успешное применение возможных операций восстановления (работоспособности системы и ее повторного запуска.
3.5. Запросы к файлам. Этот раздел пишется только при наличии ПО, осуществляющего информационный понск и извлечение информации из файлов. Даются необходимые инструкции по инициированию, подготовке и обработке запросов, допустимых применительно к конкретной базе данных. Описываются возможные запросы, их формы, используемые команды и управляющие директивы.
Если нужные программы запускаются с терминала, то даются инструкции операторам терминалов Описываются процедуры настройки и установления соединения, ввода данных и параметров, а также указания по контролю. Приводятся ссылки на соответствующие материалы, в которых описаны возможные запросы, языки, ограничивающие условия, процедуры установки ПО, вспомогательные программные средства и т. п.
Рис. 5.17. Продолжение.
План испытаний
1. ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ
1.1. Аннотация. Кратко описываются функции ПО и необходимые тесты.
1.2. Условия проведения испытаний и предыспытательный период. Излагается краткая предыстория проекта. Определяются организация пользователя и вычислительный центр, где должны Проводиться испытания. Описываются все предшествующие результаты тестирования и отмечаются те из них, которые могут повлиять на проведение текущих испытаний.
1.3. Используемые материалы. Перечень материалов, положенных в основу проекта:
А. Сведения о заказчике проекта (с приложением утвержденных документов) .
Б. Ранее опубликованные документы по проекту.
В. Документация по другим родственным проектам.
Г. Прочие справочные материалы.
2. ПЛАН ИСПЫТАНИЙ
2.1. Описание программных средств. Приводится блок-схема и дается краткая характеристика входов, выходов, функций системы ПО, подлежащей испытаниям, для обеспечения последующих ссылок при описании тестов.
2.2. Основные этапы. Определяются пункты проведения испытаний, основные фиксируемые события и даты испытаний.
2.3. Программа испытаний (в конкретном пункте). Указываются участвующие организации и место проведения испытаний ПО.
2.3.1. График испытаний. Приводится детализированный график проводимых в данном пункте испытаний, содержащий ключевые даты и события. К числу таких событий могут относиться ознакомление с испытываемой системой ПО, обучение, получение нужных данных, объем и частота ввода.
Рис. 5.18. Содержание документа «План испытаний» [8].
2.3.2. Требования. Определяются потребности в соответствующих ресурсах, в том числе
А) оборудование. Указываются ожидаемый период использования в испытательных целях, >типы и количество необходимых единиц оборудования;
Б) программные средства. Перечисляются внешние программные средства, которые потребуются для проведения испытаний данной системы ПО;
В) персонал. Определяются потребности в персонале различной квалификации как со стороны пользователя, так и со стороны разработчика. Отмечаются все специфические требования типа многосменной работы или необходимых основных категорий персонала.
2.3.3. Материалы по проведению испытаний. Перечисляются все технические материалы, необходимые для Оіраннзации испытаний:
А. Документация.
Б. Испытываемые программные средства на соответствующих носителях.
В. Контрольные примеры с их ожидаемыми выходами.
Г. Испытательные программные средства и бланки, подлежащие заполнению.
2.3.4. Подготовка персонала к испытаниям. Описывается план обучения использованию испытываемых программных средств или даются ссылки на него. Определяются направления обучения, персонал, подлежащий обучению, и штат инструкторов по обучению.
2.4. Программа испытаний (в очередном пункте). Приводится план испытаний во втором пункте, а затем во всех последующих аналогично тому, как это сделано применительно к первому /пункту в соответствии с разд. 2.3.
3. ТЕХНИЧЕСКИЕ ТРЕБОВАНИЯ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ
3.1. Спецификация испытаний.
3.1.1. Требования. Перечисляются требования к функционированию, изложенные в предшествующих документах.
3.1.2. Функции ПО. Подробно перечисляются функции ПО, подлежащие Іпроверке в ходе испытаний.
3.1.3. Распределение тестов по функциям ПО. Характеризуются тесты, подлежащие прогону при проверке каждой функции из разд. 3.1.2.
3.1.4. Последовательность тестов Описывается порядок перехода от одного теста к другому для обеспечения выполнения полного цикла проверок.
3.2. Методы и ограничения.
3.2 1. Методология проведения испытаний. Описывается основной метод илн выбранная стратегия испытаний. 3 2 2. Условия испытаний. Определяется тип используемых входов (например, реальные или тестовые данные), а также устанавливаются необходимые объем и частота ввода. 3.2.3. Глубина проверок. Указывается уровень проводимых испытаний (полные или частичные). Приводятся обоснования правомерности частичных испытаний 3 24. Регистрация проверок. Описывается необходимый метод фиксации результатов испытаний и другой сопутствующей испытаниям информации.
3.2J5. Ограничения. Определяются предвидимые ограничения возможностей испытаний вследствие наличия конкретных условий испытаний, диктуемых интерфейсами, оборудованием, персоналом и базами данных.
3.3. Оценка результатов.
3.3.1. Критерии оценивания. Описываются правила оценки результатов проверок с учетом использованных диапазонов значений данных, комбинаций входов разных типов, максимально допустимого числа перерывов и остановок.
3.3.2. Преобразования данных. Описываются методы манипулирования тестовыми данными, представленными в форме, удобной для оценивания человеком или автоматическими средствами и допускающей сопоставление того, что должно получиться, с Тем, что реально получено.
4. описание испытании
4.1. Тест (с идентификатором). Описывается выполняемый тест.
4.1.1. Организация прогона. Характеризуется способ управления тестированием (ручной, полуавтоматический, автоматический) применительно к заданию входов, упорядочению операций и регистрации результатов.
4.1.2. Входы. Описываются входные данные и команды ввода, используемые Піри прогоне теста.
4.1.3. Выходы. Описываются выходные данные, ожидаемые в качестве результата тестирования, и возможные промежуточные сообщения.
4.1.4. Процедуры. Определяются по шагам процедуры реализации теста, включая настройку, инициирование, пошаговое выполнение и завершение.
4.2. Тест (с идентификатором). Далее описываются второй и все последующие тесты аналогично тому, как это сделано в разд. 4.1.
Рис. 5.18. Продолжение.
Сам текст программы может включаться в руководство по сопровождению.
1. Руководство по эксплуатации. Этот документ предоставляет всю информацию, необходимую для правильного использования системы. Документ предназначен для персонала операторов ЭВМ. Он содержит общее описание системы программного обеспечения, рабочих процедур, способов сохранения целостности данных и конкретных требований к регламенту работы (рис. 5.19).
2. Руководство по сопровождению программ. Документ с таким названием обеспечивает программиста-эксплуатационника всей информацией, необходимой для правильной организации внесения изменений в программные средства. Здесь описываются все существующие в системе программы, в том числе служебные, а также процедуры эксплуатационного обслуживания, принятые в программах соглашения, способы исправления ошибок и проверки вносимых изменений. Сюда же могут быть
Руководство по эксплуатации
1. ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ
1.1. Аннотация. Дается общая характеристика функций ПО.
1.2. Условия разработки. Стороны, финансирующие проект, разработчик, пользователь, вычислительный центр, где предстоит установка программных средств.
1.3. Используемые материалы. Перечень цитируемых материалов:
А. Сведения о заказчике проекта (с приложением утвержденных документов).
Б. Ранее опубликованные материалы по проекту.
В. Документация по другим родственным проектам.
Г. Прочие справочные материалы.
2. КРАТКОЕ ОПИСАНИЕ СИСТЕМЫ
2.1. Структура и организация ПО. Представляется схема с указанием входов, выходов, файлов данных и последовательности работы программ. Рабочие прогоны группируются по периодам времени конкретных циклов, организационным уровням, на которых они должны использоваться, нли по каким-то иным признакам.
2.2. Опись программ. Идентифицируется каждая программа по ее имени, номеру и мнемоническому коду для обращения.
2.3. Опись файлов. Идентифицируется каждый долговременный файл, который используется, создается или обновляется системой. Указываются наименование файла, мнемоническое имя для обращения, занимаемый объем памяти и запоминающая среда, в которой он хранится.
3. ОПИСАНИЕ ПРОГОНОВ
3.1. Опись рабочих прогонов. Перечисляются возможные ситуации использования и характеризуются цели каждого ирогона. Указываются программы, участвующие в каждом прогоне.
3.2. Организация рабочих прогонов. Описывается способ организации рабочего цикла с переходом от одного прогона к другому вплоть до полного завершения цикла.
3.3. Описание прогона (с привязкой к идентификатору). Информация, характеризующая порядок работы в рамках данного прогона, представляется в форме, наиболее удобной для оперативного центра и оперативного персонала.
3.3.1. Управляющие входы. Перечисляются управляющие команды,
Необходимые для выполнения прогона. 3 3.2. Эксплуатационные характеристики. Представляется информация для эксплуатационного персонала и для руководства вычислительного центра:
А. Идентификатор прогона.
Б. Функциональные требования.
В. Способ инициализации (по запросу, в установленное время и т. п.).
Г. Оценка длительности прогона и полного цикла обработки.
Д. Операторские команды и сообщения.
Е. Специалисты для контактов при возникновении цроблем.
3 3.3. Входные и выходные файлы. Приводятся сведения о файлах, создаваемых или обновляемых в ходе прогона:
А. Имя или метка файла.
Б. Запоминающая среда.
В. Срок хранения.
Рис. 5.ІІ9. Содержание инструкции по эксплуатации [8].
Г. Местонахождение файла.
3.3.4. Результирующие отчеты. По каждому выходному документу или типу документов дается следующая информация:
А. Идентификатор отчета.
Б. Носитель.
В. Объем.
Г. Количество экземпляров.
Д. Порядок распространения.
3.3.5. Размножаемые выходные документы. По тем отчетам, которые формируются машивой, а затем размножаются с помощью других средств, представляется следующая информация:
А. Идентификатор отчета.
Б. Способ репродуцирования.
В. Формат бумаги или иных носителей.
Г. Способ брошюровки.
Д. Порядок распространения.
3.3.6. Процедуры восстановления и рестарта.
3.4. Описание прогона (с привязкой к идентификатору). Представляется информация о следующем по порядку прогоне — по типу описания в Разд. 3.3.
4. НЕСТАНДАРТНЫЕ ПРОЦЕДУРЫ
Излагаются сведения, относящиеся к организации работы в аварийных ситуациях или к нестандартным операциям:
А. Переключение на резервную систему.
Б. Процедуры обращения к программистам группы сопровождения.
5. ДИСТАНЦИОННЫЕ ОПЕРАЦИИ
Описываются процедуры, связанные с прогоном программ по запросу удаленных терминалов.
Рис. 5.19. Продолжение.
Включены проектная документация и тексты программ (рис. 5.20).
Стадия испытаний. На стадии испытаний программные средства проверяются на отсутствие ошибок и на соответствие спецификациям, разработанным в ходе проектирования. Результатом этой стадии является документ, который называется отчетом о результатах испытаний. Этот отчет содержит описание всех выполненных процедур тестирования и сравнение их результатов с ожидаемыми. В отчете отмечаются выявленные функциональные возможности программного обеспечения и обнаруженные недостатки, а также дается оценка степени готовности программных изделий к выпуску (рис. 5.21).