Оценка эффективности использования текстовых редакторов
Все предшествующие разделы данной главы представляли собой главным образом анализ тех основных вопросов, которые следует принять во внимание при проектировании систем текстового редактирования. Обсуждались многие возможные варианты решения задач, связанных с разными аспектами пользовательского интерфейса, с указанием наиболее благоприятных условий их применения, хотя в общем случае авторы стремились избегать строгих предписаний. Сделано это было намеренно, так как, во-первых, результаты исследований не позволяют отдать явное предпочтение какому-либо одному типу пользовательского интерфейса, во-вторых, применение различных видов широко распространенных в настоящее время терминалов обусловливает разные требования к создаваемым на их основе системам, в-третьих, разные требования к системе предъявляются со стороны индивидуальных пользователей, что может быть связано с различным характером решаемых задач, и, в-четвертых, множество успешно работающих систем является убедительным доказательством того, что самые разные подходы при проектировании могут быть полностью адекватны. Действительно, качество системы определяется скорее тем, насколько хорошо взаимосвязаны все ее функциональные возможности в рамках экономной системной модели, чем анализом какого-либо множества ее отдельных аспектов.
Для анализа согласованности пользовательской модели представления информации и используемого системой командного языка были предложены различные формальные методы, однако их применение к системам реальных масштабов по - прежнему считается нецелесообразным вследствие больших временных затрат [30, 38]. Наиболее эффективным способом оценки качества работы системы с точки зрения определенного класса пользователей с учетом стоящих перед ними задач является проверка ее функциональных возможностей в процессе непосредственной работы с ней пользователей.
К высокоэффективному, выполняемому вручную методу быстрой оценки качества любой интерактивной машинной системы следует отнести использование «модели определения качественного уровня работы с клавиатурой» (Keystroke-Level Model) [10]. Применение этой модели позволяет приблизительно рассчитывать количество рабочего времени, которое потребуется опытному пользователю для выполнения поставленных задач, в зависимости от объема ввода информации с клавиатуры, числа разного рода указаний, продолжительности обдумывания задачи, времени ожидания ответа и т. п., т. е. от всего того, что характеризует процесс выполнения задания по редактированию. При этом оценивающий качество системы разработчик, как правило, разбивает всю работу пользователя на отдельные единичные задачи и подробно перечисляет выполняемые пользователем действия для решения каждой конкретной задачи. Затем он определяет частоту используемых операций каждого типа (нажатия клавиш, указания и т. п.), умножает их на установленную константу и суммирует все компоненты. Упрощенный список компонентов процесса редактирования с указанием соответствующих им временных затрат представлен в табл. 4.2. Правила расчета по включению мыслительных операций в общую последовательность действий приводятся в табл. 4.3.
Специальным методом оценки систем текстового редактирования, дающих экспериментальные результаты в дополнение к аналитическим, является проведение эталонного тестирования с помощью ряда тестов, созданных на основе оцениваемого текстового редактора (см. работы [30, 38]). Такая система оценки включает экспериментальную проверку выполнения опытными специалистами наиболее общих задач смысловой ориентации и проверку эффективности обучения методам решения этих задач начинающих пользователей. Помимо того, что применение данного метода оценивания систем текстового редактирования вполне обоснованно, его главное преимущество состоит в том,
Таблица 4 9. Компоненты процесса редактирования, используемые в «модели определения качественного уровня работы с клавиатурой» 110 J
|
Что он обеспечивает количественное сравнение эффективности использования новой разрабатываемой системы с возможностями девяти наиболее распространенных текстовых редакторов. Слабость данного метода состоит в невозможности качественной оценки удобства используемых в системе возможностей форматирования и разбивки текста на страницы; кроме того, с его помощью нельзя указать те конкретные параметры разрабатываемой системы, по которым пользовательский интерфейс мог бы совершенствоваться.
В конечном счете наиболее надежным способом обоснования целесообразности практического использования той или иной системы текстового редактирования является метод, применяемый ко всем человеко-машинным системам, который заключается в использовании стандартных методик эргономики. Применение данного метода может выглядеть, например, следующим образом: разработчик системы прежде всего проводит мысленный эксперимент, связанный с решением тех задач редактирования, которые система должна будет выполнять неоднократно. Как только станет возможным построение прототипа редактора, его можно проверить на работе «небрежных» пользователей (т. е. таких, которые не заботятся о предохранении системы от аварийных отказов и нетерпимо относятся ко всем конструктивным недостаткам пользовательского интерфейса) при выполнении ими задач как специальных текстовых, так и своих собственных. И наконец, в связи с тем что в настоящее время системы позволяют решать все более сложные задачи, проведение
Таблица 4.3. Эвристические правила включения М-операторов (операторов мысленной подготовки к выполнению действия) В общую последовательность операторов редактирования [10]
Вначале закодируйте все встречающиеся выполняемые физические операции и ответные операции. Используя правило 0, разместите операторы М и затем, просмотрев правила от 1 до 4 для каждого оператора М, определите, не следует ли его исключить
Вставьте М-операторы перед выполнением всех К-операторов, не являющихся частью ввода единой цепочки аргументов (например, текста или числа). Установите М-операторы перед всеми Р-операторами, которые указывают команды (а не аргументы операций)
Если оператор, следующий за М, полностью предопределен оператором, непосредственно предшествующим М, то вычеркните М-оператор (например, РМК —>■ РК) Если строка (М-операторы, К-операторы) является «когнитивной единицей» (например, именем или командой), то удалите все М-операторы, кроме первого
Если К-оператор является служебным терминатором, не несущим никакой смысловой нагрузки (как, например, признак конца команды, непосредственно следующий за признаком конца ее аргументов), то вычеркните перед ним М-оператор Если К-оператор заканчивает ввод постоянной цепочки символов (например, имя команды), то вычеркните перед ним М-оператор, но если К-оператор завершает переменную цепочку символов (например, цепочку аргументов), то поместите перед ним М-оператор
Тестирования можно распространить уже на более широкие категории пользователей. Но даже в этом случае по-прежнему необходимо концентрировать внимание главным образом на получении знаний «вглубь» (основанных на наблюдении за работой нескольких конкретных пользователей) в дополнение к исследованиям «вширь» (по результатам наблюдения за работой большой группы пользователей).