УЧЕТ СУБЪЕКТИВНЫХ ФАКТОРОВ ПРИ ОРГАНИЗАЦИИ ДИАЛОГА ЧЕЛОВЕК—ЭВМ
В условиях широкого распространения интерактивных вычислительных систем и все возрастающего числа пользователей, не являющихся профессиональными іпрограмміистам>и, оптимизация взаимодействия человека с ЭВМ должна осуществляться посредством формирования диалога и управления им. Традиционно учет поведенческого фактора при создании интерфейса <с ЭВМ сводится в основном к рассмотрению аппаратных особенностей и организации рабочего места пользователя. При разработке аппаратных средств вычислительных машин человеческий фактор учитывается при выборе клавиатуры, расчете времени реакции системы и обеспечении требуемого качества экранов дисплеев. В то же время при проектировании рабочего места используется информация, связанная с антропометрическими характеристиками пользователя и факторами, обеспечивающими нормальную рабочую обстановку, такими, как освещение, вентиляция и пространственное расположение блоков вычислительной установки.
Правильная организация информационного интерфейса между человеком и ЭВМ, особенно для пользователя-непрофессионала, зачастую может оказаться более важной, чем вопросы оптимального выбора аппаратуры и ее размещения на рабочем месте. Передача и получение данных через такой информационный интерфейс могут быть охарактеризованы как проблемы коммуникации или диалога между человеком и вычислительной машиной. Правильная организация диалога человек — ЭВМ в значительной степени определяет количество информационного обмена и возможности пользователей по принятию решений в ответственных задачах оперативного управления. Цель данного раздела — рассмотреть человеческие факторы, которые следует учитывать при создании программного обеспечения таких интерфейсов, и обсудить возможности разработки систем, которые были бы еще лучше приспособлены к работе неопытных пользователей.