ЗАКРЕПКА ДРАГОЦЕННЫХ КАМНЕЙ
Подобрать в соответствии с замыслом красивые драгоценные камни и прочно закрепить их в оправе — это задача закрепщика. Та часть ювелирного изделия, в которую закрепляют отдельные камни, называется оправой (также кастой, в профессиональном словаре — царгой, с захватывающими лапками — шатоном). Ознакомимся с двумя основными видами закрепки: глухой каст — камень покоится в замкнутом касте, т. е. в оправе с подложенной под низ пластинкой; ажур — камень просматривается со всех сторон.
В глухой каст (рис. 28) крепят камни только с плоским дном. Подкладки, например при изготовлении брошек, увеличивают общую прочность драгоценностей. Усиление блеска и яркости прозрачных камней достигается тем, что под камни подкладывают полированную металлическую фольгу, например в бриллиантах и чешских гранатах, ограненных розой.
Чаще весго ажур применяется в конических, сужающихся книзу оправах, в верхней внутренней части которых юстировочным резцом вырезают борозды, чтобы
Рис. 28. Глухой каст |
Камень точно зашел в лунку. Этим одновременно ослабляют выступающий над бороздками материал, с помощью которого камень крепят (по рундисту) к оправе. Лунку для круглого камня можно сделать также с помощью фрезы. Вставленный в оправу камень крепят (схватывают) посредством бокфуса: сначала — с двух противоположных сторон, затем — крестом с двух последующих сторон. При этом следует проверить, ровно ли сидит камень, и нажатием или ослаблением придать камню нужное положение. Только после этого камень закрепляют бокфусом по всей окружности, ослабленный рант оправы загибают за рундист камня и плоским полировальным штихелем глянцуют. Мелкие корнеры оправ вокруг камней делают при помощи колесика (мит - тельгрифа).
Для высоких камней, ограненных линзой или розой, или камней с особым рантом (например камея) делают двойную оправу (ауфруру), т. е. оправу со вставной царгой меньшей высоты, которая служит опорой для камня, а внешняя (более высокая) оправа камень закрепляет.' По окончании закрепки край оправы обрабатывают фляхштихелем для получения блестящей поверхности или миттельгрифом для нанесения орнамента.
Крапановая оправа имеет захваты, которые делают из круглой или плоской проволоки и располагают по сторонам оправы либо выпиливают из основного материала оправы в так называемый шатон. При закреплении камня крапаны прижимают крест-накрест, чтобы камень
был установлен точно и ровно. Если же рундист камня имеет дефекты, например трещины и царапины, то его закрепляют так, чтобы дефектное место было закрыто крапанами.
В массивных предметах, например в заглаженных перстнях, камни закрепляют посредством закатки. В точ-
Рис. 29. Оправы драгоценных камней: А —с круглыми крапанами; б —с плоскими крапанами; в —шатон; г—американский шатон с четырехгранными крапанами; д — корнеровые; е — открытые; ж — заглаженный перстень. |
Tfcf А |
W |
Г е ж |
Но подогнанную лунку (ажур) вставляют камень и закрепляют по рундисту постукиванием молоточка по гладкому чекану, называемому обжимкой.
В корнеровых оправах вырезанием или подчеканкой формируют узелки металла (корнеры), с помощью которых камни удерживаются в оправе. Этот способ нашел широкое применение при закреплении камней в несколько рядов и в орнаментально монтируемых поверхностях. Ювелир, закрепляющий камень вручную, имеет неограниченные возможности для декоративного украшения
Предмета. В брусчатой оправе (паве) вся металлическая поверхность также покрыта мелкими камнями, которые удерживаются в ней с помощью надрезанных корнеров. Каждый круглый камень (особенно бриллианты в белом металле), закрепленный с помощью корнеров в четырехгранной рамке, выглядит на вид крупнее, чем он есть.
Следующим способом закрепки камней является открытая закрепка. Между отдельными крапанами, с помощью которых камень удерживается в оправе, в толстом металлическом ободке плоским резцом наискось вниз проводят блестящие полосы, в результате чего кра - паны открываются. Этот способ закрепки часто встречался в старинных ювелирных изделиях и дожил до наших дней. На рис. 29 показаны оправы драгоценных камней.
Закрепка драгоценных камней в украшениях считается сложной ювелирной работой, требующей большого мастерства ювелира-закрепщика и знаний, особенно в отношении твердости, хрупкости и прочности камней. Результат работы, однако, зависит от качества инструментов (особенно стальных резцов различных форм) и других вспомогательных материалов.
При закрепке камней предметы фиксируют в специальных тисочках или в мастике (деревянный колышек, собственно говоря, рукоятка, покрытая с одного конца мастикой). В лунки мелкие камушки вставляют при помощи костяной палочки, на острие которой насажен кусочек пчелиного воска (восковец).