ТЕХНОЛОГИЯ ПРОИЗВОДСТВА ПРОКАТНОГО ОБОРУДОВАНИЯ
ОБЩИЕ ВОПРОСЫ МОНТАЖА ОБОРУДОВАНИЯ
Основным характерным признаком монтажа оборудования является его установка на определенном назначенном для постоянной работы этого оборудования сооружении в отличие от сборки, которая производится без привязки к такому определенному месту.
Из всех видов монтажных работ монтаж современных прокатных станов является одним из наиболее сложных.
Это объясняется тем, что каждый прокатный стан представляет собой большой комплекс (много десятков) механизмов разной сложности и обслуживающих их систем смазки, гидравлики, пневматики, сигнализации и других, стоящих в общей цепи и группами и требующих строгой взаимной увязки как по осям (продольным и поперечным), так и по высоте, а для механизмов, стыкующихся между собой,— увязки и стыковых элементов: плоскостей, отверстий, пазов, выступов, впадин и т. п.
Кроме того, темпы роста нашей промышленности, приведшие к развитию современных методов организации строительства скоростными способами, требуют, чтобы монтажные работы в строящихся прокатных цехах велись не последовательно по технологической линии, а параллельно на ряде участков этой линии или на всех участках одновременно.
Параллельное ведение работ в условиях сложной и точной увязки многочисленных механизмов прокатного стана обязывает к особенно тщательной разработке проекта организации монтажных работ, создаваемого на основании технической документации о монтируемом оборудовании.
Техническая документация монтируемого оборудования должна быть получена до начала монтажа. В нее входят:
1) общий вид стана и сводная спецификация оборудования;
2) общие виды узловых и детальных чертежей каждого механизма;
3) технические условия на монтаж, включающие инструкции на установку и испытание отдельных машин и механизмов;
4) чертежи на фундаменты (с расположением анкерных болтов);
5) смета на монтаж, испытание и опробование оборудования;
6) паспорта на все механизмы с маркировочными схемами;
7) отгрузочная документация, состоящая из ведомостей отгрузки, составленных на каждый отгруженный механизм, и упаковочных листов, составленных на каждое отгруженное место.
Технические условия на монтаж, испытание и опробование механизмов предусматривают:
1) Общие технические условия для всех механизмов стана, общие требования, предъявляемые ко всем фундаментам, указания о подготовке их к монтажу, о размерах и расположении подкладок под оборудованием, условия подготовки оборудования к монтажу, подливки цементным раствором установленного оборудования и условия сборки, а также указания о порядке и общих условиях испытания механизмов.
2) Технические условия на каждый механизм, которые состоят из указаний о допусках на установку механизма, о выборе базы для установки, о контроле сопрягаемых узлов и отдельных мест механизма, о допускаемых зазорах между сопряжениями и условиях, обеспечивающих увязку сопряжения между соседними узлами (например, смещения и перекосы осей, допускаемые в центрируемых валах), о продолжительности испытания механизма и тому подобных указаний.
3) Порядок проведения комплексного испытания всех механизмов вхолостую и горячего (под нагрузкой) их опробования.
Паспорта на оборудование составляет завод-изготовитель. На каждый механизм стана должен быть паспорт, в котором указывается назначение механизма, дается краткое описание, а также характеристика (общая и по узлам), особенности конструкции или кинематическая схема и схема управления, данные об установленных подшипниках качения, сертификаты материалов особенно ответственных деталей и результаты их испытаний, данные испытаний отдельных деталей под давлением и заводских испытаний узлов и механизма в целом, а также маркировочная схема сборки.
Монтажным работам предшествует составление проекта организации этих работ, который представляет собой комплекс организационных и технических мероприятий, необходимых для наиболее рационального и экономически выгодного производства всех работ, согласованных с общим планом-графиком строительных, сантехнических, электромонтажных и других видов работ, которые связаны с монтажом и пуском прокатного оборудования, а также с осуществлением всех подготовительных работ и мероприятий, предусмотренных этим проектом.
В проекте организации монтажных работ отражены следующие вопросы:
1. Состав, краткая характеристика оборудования, подлежащего монтажу, и объем монтажных работ.
2. Сроки поставки технологического оборудования, изготовления фундаментов и выполнения других строительных л монтажных работ, связанных с монтажом (монтажа мостовых кранов, электромонтажа, сантехники и др.).
. При определении трудоемкости отдельных этапов монтажа можно руководствоваться следующими данными: а) приемка и ревизия оборудования 20—25%; б) установка на фундамент под подливку 15—20%; в) оборка после подливки 40—45%; г) опробование вхолостую и наладка 25—10% (от общего объема).
3. Обеспечение каждого участка тем или иным видом подъемно - транспортного оборудования или приспособлений, а также возможности и способы транспортировки деталей с приобъектного склада на место ревизии и монтажа (с использованием железнодорожного транспорта).
4. Перечень, план расположения и сроки осуществления временных сооружений.
Для монтажа современного прокатного стана средней величины (вес оборудования 8000—12 000 г) должны быть организованы:
А) Площадки для складирования, ревизии и поузловой сборки оборудования (приобъектный склад). Они должны быть расположены недалеко от монтажной зоны и удобны для передачи оборудования на монтаж. Для промывания и монтажа подшипников качения должна быть выделена отдельная, изолированная площадь.
Б) Площадки для технологического оборудования в зоне монтажа. Все указанные площадки должны иметь полы, очищенные от земли и леска, должны быть оборудованы кранами, подъездными путями, проводкой силовой электросети, освещения, сжатого воздуха и находиться, как правило, под крышей.
В) Механическая мастерская для исправления небольших деталей монтируемого оборудования и для других нужд, мастерская для заготовки трубопроводов, систем смазки и гидравлических систем (с отделением для травления труб) и мастерская-кладовая такелажного, электро - и газосварочного оборудования.
Г) Центральная и участковые инструментальные кладовые и материальный склад, кладовые горючих и смазочных материалов и бригадные переносные кладовые.
Д) Контора монтажной организации и участковые конторы для начальников участков и мастеров.
5. Перечень необходимого подъемно-транспортного, такелажного оборудования и приапособлений с планом расположения их на всех местах работы.
При подсчете потребности можно ориентировочно руководствоваться таким нормативом: на 1 т монтируемого оборудования требуется для мелкого оборудования около трех крано-часов, для среднего— свыше двух и для крупного — около двух.
6. Технология монтажа на отдельные особо сложные или особо ответственные механизмы или инструктивные указания на их монтаж (например, летучие ножницы, моталки горячего листа и др.).
7. План комплектования рабочих разной квалификации по месяцам.
8. Потребность в станочном и монтажном оборудовании, инструментах, приспособлениях, основных и вспомогательных материалах и сроки их поставки по месяцам.
Материалы условно делят на основные, идущие в машину и в ней остающиеся (например, электроды, которые в виде электросварочных швов остаются на детали; паронит, фольга, белая жесть, остающиеся в механизме в виде прокладок, и т. д.), и вспомогательные, необходимые для производства монтажных работ, но не остающиеся в монтируемом оборудовании (например бензин, концы, ча - лочный канат и т. п.).
Потребность в материалах, инструментах и приспособлениях может быть подсчитана по нормам расхода на 1000 т монтируемого оборудования.
9. Разные мероприятия по ускорению работ. Для сокращения продолжительности монтажных работ применяют следующие мероприятия:
А) Сборку механизмов после ревизии возможно более укрупненными узлами, а когда можно — даже полностью всего механизма. Эффективность этого метода велика, особенно с одновременной подготовкой фундаментов к установке механизмов; помимо значительного сокращения цикла монтажа, при этом методе, учитывая, что ревизия и сборка производились на специальной (комплектовочной) площадке в стороне от фундаментов, достигается уменьшение загрузки кранового оборудования в зоне монтажа и при передаче оборудования с комплектовочной площадки на монтажную.
Б) Параллельную установку механизмов на фундаменты на ряде участков одновременно по всей линии стана. Этот метод дает наибольший эффект в ускорении монтажных работ, так как позволяет включить в работу сразу много бригад и вести монтаж широким фронтом. Он всюду имеет большое распространение, но требует тщательной проверки и приемки фундаментов, точной работы геодезистов при нанесении осевых и высотных отметок, а также обеспечивания подъемно-транспортным оборудованием.
В) Специализацию монтажных бригад. Она может проводиться в разных направлениях. Например, одним направлением может быть специализация определенных бригад на отдельных операциях монтажа: на приемке фундаментов и установке на них оснований механизмов (с расширением этой специализации по видам оборудования— установщики рольгангов, рабочих линий станов и т. д.); на сборке и регулировке тормозов всех систем и электромагнитных муфт; на проверке в регулировке подшипников качения и т. д. Такая специализация ускоряет сроки выполнения работ и улучшает их качество. К недостаткам относятся затруднения в обеспечении работой бригад при расстановке по этому принципу и в нормировании, так как оплата относится к монтажу всего механизма. Однако при
Невысокой квалификации слесарей-монтажников следует максимально практиковать такую специализацию.
В другом направлении специализацию бригад можно осуществлять, специализируя их на монтаже определенных машин, например: одним поручать только монтаж механизмов, входящих в состав рабочей линии стана (рабочей и шестеренной клетей, редуктора, шпинделей, перевалочной машины), другим — только рольгангов (можно по типам), третьим — систем смазки и т. д., с ведением работ от приемки фундамента до сдачи механизма по акту. Такая специализация тоже способствует ускорению и улучшению качества монтажа и применяется достаточно широко, так как удобна для внедрения как по распределению работ, так и по оплате.
Г) Овладение слесарями смежными профессиями, чтобы они могли выполнять такелажные, трубопроводные, электросварочные и другие работы.
Д) Применение геодезической проверки при установке оборудования на фундамент, которая очень облегчает и ускоряет работу,
*. особенно с механизмами, занимающими большие площади (шлеп - перы, конвейеры и др.) или большую длину (рольганги). При этом достигается достаточно высокая точность установки.
10. Механизация монтажных работ. Ведение монтажа оборудования широким фронтом на больших площадях требует всесторонней и максимальной механизации всех его процессов на всех этапах. Механизация ускоряет работу, облегчает труд, повышая этим его производительность, и позволяет сократить число рабочих, удешевляет стоимость работ.
Для механизации должны быть использованы всевозможные механизмы, приспособления и инструменты, ускоряющие, облегчающие и улучшающие работу и ее качество.
Для механизации важны не только подъемно-транспортные механизмы или пневматические и электрические инструменты, но и стяжные скобы, масляные и сухие электрические ванны для нагрева деталей, сжатый воздух, применяемый для очистки деталей продувкой, насосы для перекачивания масла и многие другие.
Учитывая, что подъемно-транспортное и такелажное оборудование является основным и решающим в деле механизации монтажных работ, в первую очередь после окончания строительства здания цеха должны быть смонтированы все мостовые краны, полученные для установки в цехе.
В отдельных случаях, для выполнения главным образом вспомогательных (погрузочно-разгрузочных) работ могут быть использованы «раны на железнодорожном, гусеничном ходу (первые обычно грузоподъемностью до 45 т).
На монтажных работах пользуются также лебедками (электрическими и ручными), которые в сочетании с полиспастами (системами подвижных и неподвижных роликов, сгруппированных в обоймы), блоками и мачтами применяют для подъема грузов весом до
50 г и более. Для некоторой разгрузки мостовых кранов применяют и разные другие менее удобные и менее производительные грузоподъемные устройства: а) Козлы (металлические и деревянные) высотой 3—4 м состоят из двух стоек, несущих верхние поперечины. На последних укрепляют двутавровую балку. На балке подвешивают электроталь или кошку с ручной талью. Предельная грузоподъемность такого приспособления 10 т. б) Треноги грузоподъемностью до 3 т. Груз поднимают ручной талью, в) В некоторых случаях для подъема или опускания грузов пользуются домкратами (реечными, винтовыми и гидравлическими); грузоподъемность реечных домкратов до 6 т, винтовых — до 20 т, гидравлических— до 300 т.
Для горизонтального перемещения грузов иногда применяют простейшие устройства — катки (деревянные или ' металлические кругляки) или металлические листы. Если груз перемещают по твердому грунту, под катки подкладывают доски, а если по мягкому, то под доски кладут шпалы.
При перемещении грузов на листах к последним приваривают J крючки для крепления троса и волокут с помощью тягача или автомашины.
Канаты — важнейшая такелажная оснастка. В условиях монтажа применяют чаще стальные и значительно реже пеньковые канаты. Последние применяют для строповки шлифованных и других подобных деталей. Иногда используют цепи.
При пользовании канатами необходимо следить, чтобы канат - не имел повреждений. Если число поврежденных проволок достигает 5% на протяжении одного шага свивки, канат не применяют' для ответственных грузов, а при повреждении до 10% его бракуют. Для изношенных канатов грузоподъемность понижают от 20 до 40% в зависимости от степени износа.
Следует помнить, что грузоподъемность каната и (цепи) снижается по мере увеличения угла наклона к вертикали при строповке детали. Так, при угле 60° грузоподъемность каната снижается вдвое по сравнению с вертикальной нагрузкой на канат.
Для удобной и быстрой строповки грузов при подъеме служат рым-болты, широко распространенные в машиностроении. Их изготовляют грузоподъемностью от 120 кг (М8) до 20 000 кг (М100).
Очень удобен для быстрой строповки деталей мелких и средних размеров трос, имеющий на одном конце крючок, а на другом петлю. Петлю набрасывают на крюк крана, а крючок (после охвата тросом детали) набрасывают на ветвь троса, закрепленную на крюке крана. Применяют также восьмерки грузоподъемностью до 1500 кг и разные захваты.
При недостаточной грузоподъемности мостового крана груз может быть поднят спаренными кранами с помощью специальной траверсы, имеющей на концах петли для надевания на крюки кранов, а посередине (или не посередине, если спариваемые краны разной грузоподъемности) —для палочного стропа. Без кантовки длинная деталь может быть поднята двумя кранами без помощи траверсы.