ТЕХНОЛОГИЯ ПРОИЗВОДСТВА ПРОКАТНОГО ОБОРУДОВАНИЯ
РОЛЬГАНГ
Рольганги по назначению делят на рабочие и транспортные. По конструкции их можно разделить на следующие основные типы:
1. С групповым приводом (рабочие и транспортные): а) имеющие неприводные рамы, отлитые вместе с корпусами подшипников, а приводные, отлитые с корпусами подшипников и картерами для трансмиссии и редуктора; б) имеющие отдельные подшипники для неприводной стороны и отдельные коробки с подшипниками для роликов и трансмиссионного вала для приводной стороны, устанавливаемые и закрепляемые единично или группами на балках; в) повторные рольганги, изменяющие при надобности направление движения проката.
2. С индивидуальным приводом (транспортные): а) с рамой для одного ролика; б) с рамой для группы (до шести) роликов; в) поворотные.
3. Неприводные (транспортные): а) наклонные; б) наклонно - поворотные.
Рассмотрим сборку одного из наиболее распространенных типо» рольганга с групповым приводом и рамами, отлитыми вместе с корпусами подшипников (фиг. 105). На фиг. 106 дана схема сборкиг такого рольганга, состоящего из одной секции (одной пары рам). Схемы сборки узлов ролика и трансмиссии предусматривают достаточно подробно технологию сборки этих узлов. Схема общей сборки рольганга дает представление о последовательности работ при общей сборке. В этой схеме выделена сборка базового под - узла (рам с распорками), являющегося основанием машины.
Перед началом сборки все детали должны быть промыты, обработанные места зачищены от заусенцев, смазочные и резьбовые - отверстия очищены от стружки и грязи, промыты и продуты сжатым воздухом, крепежные и чисто обработанные детали смазаны.
Кроме того, в порядке подготовки к сборке должны быть произведены следующие работы (поз. по фиг. 105):
I. По узлу рам: а) во всех крышках подшипников 4 я 11 я торцовых крышках 1 нарезают резьбу; б) разбирают все приводные 35 и трансмиссионные 30, 42 и 43 подшипники (после расточки) и нарезают в них предусмотренные чертежами резьбы; в) проверяют наружными кольцами подшипников прилегание их в расточках,, зачищают эти места шкуркой и производят развалку краев по всей, длине расточки; г) , нарезают необходимые резьбы в отверстиях крышек масляных ванн (для болтов 27) я стыкового полукольца (для болтов 32).
II. По узлу ролика: а) нарезают резьбу М12 в торцовых отверстиях; б) проверяют посадочные размеры на шейках ролика и в - отверстиях конических шестерен; в) распаковывают и промывают подшипники качения. >
III. По узлу трансмиссии: а) проверяют размеры посадочных мест на валу и в отверстиях сопрягаемых деталей; б) в отверстиях" хомута нарезают резьбу М8.
IV. По узлу ведомого вала: а) проверяют размеры посадочных, мест на валу и в отверстиях сопрягаемых деталей; б) распаковывают, промывают и проверяют подшипники качения.
V. По узлу ведущего вала: кроме работ, указанных в п. IV, разбирают зубчатую муфту.
В связи с особенностями конструкций рольгангов с групповым1 приводом (сборная рама с большим количеством расточек под подшипники, расположенных в разных местах и сопрягаемых между собой; большое количество шестеренных пар, зацепление которых зависит от большого количества размерных цепей) сборку узла рам> и контрольную (предварительную) сборку рольганга целесообразно вести одновременно после окончания сборки узлов роликов, ве - , домого и ведущего валов редуктора и трансмиссии, причем окончательная регулировка зацепления конических пар за счет уточне
24 і |
Ния их положения на трансмиссионном валу должна быть произведена в процессе контрольной сборки рольганга.
Сборка узла ролика. Ролик 9 должен быть уложен на удобное для сборки место. Предварительно распакованные, промытые и проверенные подшипники (с витыми роликами № 5826 и двухрядный роликовый конический № 97526) нагревают в масле до температуры 85—90° и насаживают на соответствующие шейки оси ролика до упора торца внутреннего кольца в бурт ролика. Со стороны подшипника с витыми роликами 3 ставят стопорное кольцо 2, а со стороны второго подшипника 13 устанавливают последовательно втулку 20 и уплотнительное кольцо 15\ устанавливают уплотнение с пружиной 16 и 17 и уплотнительное кольцо 18, закрепив его болтами 19, пригоняют и забивают в пазы вала две призматические шпонки 22, нагревают до температуры 150° коническую шестерню 21 и насаживают ее на ось, устанавливают и закрепляют болтами 24 концевую шайбу 23 и, продев в отверстия, просверленные в головках этих болтов, проволоку 25, скручивают ее концы. После установки ролика в раму проверяют ширину кольца 14 для обработки по месту и после обработки устанавливают его.
В процессе остывания конического роликоподшипника (до насадки шестерни) надо следить, чтобы между торцами подшипника и ролика не образовался зазор. Если зазор появляется, его уничтожают, удаїряя в торец втулки 20 специальной втулкой-наставкой. При посадке конической шестерни не допускают образования за^ зора между дистанционной втулкой и шестерней.
Если нет уверенности в правильности обработки размеров шеек роликов по длине со стороны привода и торцов расточек в рамах рольганга, то не следует насаживать на ролики втулку 20 и конические шестерни.
В этом случае в процессе контрольной оборки, когда установлены только рамы рольганга; укладывают в них узлы всех роликов со втулкой 14 (без втулки 20, колец 15, 18 и 23 и шестерен) для определения длины этих втулок по месту для каждого ролика. Длины эти определяют исходя из того, что образующие начальных конусов конических шестерен, находящихся в зацеплении, должны пересекаться в одной точке, являющейся и центром пересечения осей этих шестерен. Центры пересечения осей всех находящихся в зацеплении конических пар должны лежать на одной линии, являющейся осью трансмиссионного вала. Исходя из этого, если замерить расстояние от внутреннего кольца подшипника (в которое упирается торец втулки 20) каждого ролика до торца контрольной линейки, приложенной к боковым плоскостям опоры корпуса трансмиссионного подшипника, можно вычислить необходимую длину каждой втулки 20 и обработать ее по заданным замерам (втулки маркировать по роликам). На фиг. 107 показана схема этих замеров. Длина втулки
С — замеряют шаблоном на конусе шестерни (показан пункти-- ром).
После подрезки втулок по замерам устанавливают их и шестер - • ни на место и продолжают контрольную оборку рольганга по описанной ниже технологии.
Сборка узла трансмиссии. Она делится на два этапа: предварительная сборка (до регулировки зацепления) и окончательная, (после регулировки). Вал 40 укладывают на подставки. Начав
Фиг. 107. Схема определения длины дистанционной втулки ролика рольганга. |
Сборку с установки на вал конической шестерни 55 с предварительно посаженным на нее после пригонки и установки шпонок 54 зубчатым колесом 53, продолжают устанавливать детали на вал до конца одной стороны без установки кольца из двух половин 28, а затем до конца второй стороны до установки дюбелей 44, причем все клиновые шпонки 56 и 48 должны быть пригнаны, но до регулировки зацепления их забивают предварительно. В процессе выполнения этой сборки роликоподшипник 58 должен быть насажен на вал после предварительной запрессовки на втулку 57.
После выполнения контрольной сборки рольганга (см. ниже), в процессе которой должны быть точно определены и подмечены положения всех конических шестерен и дюбелей на трансмиссионном валу и определена толщина кольца из двух половин 28, полностью заканчивают оборку вала. Для этого, выбив все клиновые шпонки (предварительно замаркированные по месту), сдвигают в сторону все шестерни и подшипники, открыв места для сверления отверстий под дюбеля. Разметив по подметке эти отверстия, после сверления и развертывания в них забивают дюбеля 44, устанавли - 16*
Вают на место все подшипники и шестерни, окончательно заколачивают все клиновые шпонки. После этого пригоняют в шпоночные. пазы на валу все планки 51. Через отверстия в планках подмечают на валу отверстия. Замаркировав и выбив планки, сверлят и наре - . зают резьбу, зачищают, выдувают сжатым воздухом стружку, устанавливают на место планки 51, предохранительные планки 50 и закрепляют их болтами 49. После обработки по замеру кольцо 28 устанавливают на место.
Параллельно со сборкой узлов ролика и трансмиссии собирают узлы ведомого и ведущего валов редуктора рольганга.
При сборке ведомого вала 37, запрессовывая его в колесо 38, нужно обратить внимание на направление угла наклона зуба (чтобы было соответствие углу наклона зуба на ведущем валу). После сборки производят балансировку этого узла на собственных подшипниках (после установки рам по уровню). Контрольный момент Мк = 10 кгсм, что при D = 43,3 см допускает небаланс 0,273 кг.
При сборке ведущего вала 36 до запрессовки зубчатой втулки устанавливают на вал торцовую крышку подшипника и кольцо.
Произведя все перечисленные выше подготовительные работы (см. п. I—V) и сборку четырех узлов, приступают к контрольной общей сборке рольганга и одновременно к контрольной сборке узла рам.
На стенде устанавливают рамы 6 к 10 по уровню и осям, укладывают в крайние подшипники рам по одному ролику в сборе для' проверки соосности расточек по радиальным зазорам роликоподшипников.
Отрегулировав установку рам, ставят в приводную раму корпусы трансмиссионных 30, 39 и 42, упорного 43 и редукторных 35 подшипников, и, натянув струну, проверяют правильность положения их оси, затем укладывают в корпусы подшипников остальные ролики, узлы трансмиссионного, ведомого и ведущего валов и регулируют Зацепление.
При контрольной сборке должны быть соблюдены технические условия:
1) на оборку конических и цилиндрических зубчатых пар;
2) на допуски на неперпендикулярность осей роликов и трансмиссионного вала;
3) на положение верхних кромок роликов (отклонение их от горизонтальной плоскости допускается не более + 1 мм).
Имея правильно установленные рамы и отрегулированное зацепление всех шестеренных пар, производят следующие работы:
1) по отверстиям в корпусах трансмиссионных, упорного и редукторных подшипников подмечают отверстия в приводной раме;
2) подмечают на трансмиссионном валу отверстия для дюбелей;
3) замеряют по установленным рамам размеры для обработки распорок по длине;
4) производят маркировку деталей и узлов согласно монтажно- маркировочной схеме;
5) разбирают всю установку для сверления всех подмеченных отверстий в раме и в трансмиссионном валу.
После сверления, обработки распорок и кольца ив двух половин приступают к окончательной сборке узла рам и общей сборке рольганга:
1) устанавливают рамы на стенде по уровню, проверив соосность расточек по уложенным в крайние подшипники роликам;
2) ставят распорки 8, скрепляют ірамьі стяжными шпильками 7 и гайками 5;
3) укладывают согласно маркировке все ролики, корпусы подшипников, трансмиссию, узлы ведомого и ведущего валов (перед укладкой ведомого вала устанавливают ванну 26);
4) проверяют зацепление всех зубчатых пар;
5) устанавливают и закрепляют крышки подшипников (развертывают отверстия через крышку, корпус и опору упорного подшипника трансмиссии и устанавливают плотные шпильки, а в шпильках для крепления подшипников аверлят отверстия для шплинтов и устанавливают шплинты), торцовые крышки 1 и крышки масляных ванн 65 и 68, положив между. последними навивку из пеньки 166; ставят и закрепляют болтами 32 полукольцо 67; . ,
6) устанавливают и закрепляют кожухи 33 и 41, закрывающие концы приводного вала.
Дополнительно, к проверкам, произведенным при контрольной сборке рольганга, при общей сборке и после окончания ее должны быть обеспечены следующие технические условия:
1) после затяжки болтов не допускаются зазоры между крышками подшипников и рамами, между крышками и корпусами трансмиссионных и редукторних подшипников, между крьгшками масляных ванн и рамой;
2) рольганг должен легко прокручиваться от руки за муфту ведущего вала редуктора;
3) рольганг должен быть кратковременно прокручен несколько раз от электродвигателя и выявленные при'этом недостатки должны быть устранены.
4) рольганг должен быть прокручен вхолостую в течение Двух часов (по одному часу в одну и в другую сторону) от электродвигателя на номинальных оборотах, запроектированных для него (645 об/мин). Во время прокручивания рольганг должен иметь легкий и ровный ход без посторонних шумов и стуков. Нагрев подшипников не должен превышать 50°.
Кратковременное прокручивание рольганга должно быть произведено до закрытия масляной ванны крышками. Если при этом будет установлено несоответствие зацепления техническим условиям, то необходимо произвести пригонку зацепления. В этом случае после окончания пригонки промывают все шестерни и картеры, а - при надобности и подшипники каїчения.
Перед двухчасовым испытанием рольганга - в картеры привод - гной рамы заливают масло. Электродвигатель может быть подсоединен к приводному валу с помощью временной муфты. Перед его подключением должно быть проверено вращение рольганга вручную.
После испытания производят незаконченную монтажную маркировку деталей и разбирают рольганг: снимают все крышки, отключают и отодвигают двигатель, снимают временную полумуфту, вынимают ролики, трансмиссию, ведущий и ведомый валы редуктора. Из картеров сливают масло, промывают ©се детали, комплектуют их и подготовляют к упаковке.
Отделку и покраску деталей и узлов производят согласно инструкции и техническим условиям:
1) внутренние необработанные поверхности и необработанные поверхности деталей, установленных внутри масляных ванн, очищают от пригара, песка, коррозии и грязи, обезжиривают и окрашивают в два слоя маслостойкой краской;
^ 2) наружные необработанные поверхности не должны иметь значительных неровностей, а Также должны быть очищены от пригара, песка, коррозии и грязи, после чего их обезжиривают, загрунтовывают и окрашивают одним слоем краски. Отделка производится в процесее подготовки деталей к сборке, а покраска—о два этапа: первый-—перед установкой детали в машину, второй — перед упаковкой для отгрузки (с повторным обезжириванием).
Обработанные места перед упаковкой покрывают густой смазкой или антикоррозионным лаком.
Детали упаковывают в соответствии с комплектно-отгрузочной ведомостью. Узлы роликов, трансмиссии и валов редуктора после консервации подшипников качения упаковывают в ящики. В рамах рольганга производят местную упаковку гнезд подшипников и обработанных торцов рам щитками, закрепленными на шпильках или болтах.