ТЕХНОЛОГИЯ ПРОИЗВОДСТВА ПРОКАТНОГО ОБОРУДОВАНИЯ
ШЕСТЕРЕННАЯ КЛЕТЬ
Назначение шестеренных клетей — передавать вращение от одного вала нескольким.
Основные типы шестеренных клетей:
1) Дуо — с двумя шестеренными валками.
2) Трио —с тремя шестеренными валками.
3) Комбинированные — объединяющие в одном корпусе шестеренную клеть и редуктор. Применяются при небольших мощностях в листовых станах. Шестеренные клети изготовляют с подшипниками скольжения или качения.
Наиболее широкое распространение имеют шестеренные клети дуо с подшипниками качения. Сборку такой клети (фиг. 101) рассмотрим ниже.
На фиг. 102 представлена технологическая схема сборки узлов и. общей сборки такой клети, достаточно полно отражающая технологию сборки шестеренной клети.
Перед сборкой необходимо произвести следующие подготовительные работы (поз. по фиг. 101):
I. По узлу станин: а) в крышке 46 клети подмечают через отверстия в планках 43 отверстия, сверлят их, нарезают резьбу и закрепляют планки; б) в станине подмечают отверстия через отверстия в лотках 40, сверлят их и нарезают резьбы; в) изготовляют из картона прокладки 35 и 58.
II. По узлу валков: а) распаковывают подшипники качения, промывают их и подбирают с одинаковыми осевыми зазорами для каждой шейки; б) проверяют посадочные размеры и перпендикулярность упорных торцов шестеренных валков и в отверстиях станины.
III. По узлу подушек: а) проверяют посадочные размеры в подушках по наружным кольцам подшипников; в местах разъема по всей длине производят развалку края отверстия.
IV. Разное: а) нарезают резьбы в отверстиях станины, подушек и валков; б) очищают и окрашивают все необработанные внутренние и наружные поверхности согласно ТУ на отделку машин.
Основные узлы клети —шестеренные валки. При их сборке должны быть выполнены следующие технические условия (ТУ):
1) Для каждой шейки должны быть подобраны два подшипника с одинаковыми осевыми зазорами.
2) Зазоры' между торцами внутренних колец и заплечиками или дистанционными кольцами не допускаются.
3) Суммарный зазор по деталям, фиксирующим (внутреннее кольцо подшипника № 77788, допускается не более 0,5 мм.
Кроме указанных технических условий, при сборке узлов обоих шестеренных валков необходимо выполнить иструкцию по посадке подшипников качения и проследить, чтобы после посадки не образовались зазоры между торцами. Для этого надо в процессе остывания подшипниках с помощью втулок-наставок легкими ударами в торец внутреннего кольца периодически устранять эти зазоры. 1 Толщины дистанционных колец 11 должны быть обработаны по замерам.
- Для общей сборки станину устанавливают на стенде по уровню таким образом, чтобы можно было поставить рядом редуктор и электродвигатель для прокручивания. Затем (см. схему сборки на фиг. 102) заводят в нее нижние подушки, укладывают нижний валок в оборе, устанавливают и закрепляют лоток 40, заводят средние подушки, укладывают верхний валок в сборе и заводят верхние подушки. Устанавливают на место крышку 46 станины, ставят болты 42 и закрепляют их гайками. Развертывают отверстия под штифты 57 и ставят их.
Кладут на крышку шайбы 47, заводят стяжные болты 50; в пазы станины и болтов ставят чеки, завертывают гайки 48, производят затяжку их и закрепляют клиньями (если клинья окажутся свободными, надо отрегулировать их за счет толщины шайбы 47). В отверстия средних подушек ввертывают угольники, ниппели и трубки 13, 14, 15, 18 и 19 для смазки. Укладывают в канавках на торцовых плоскостях станины и крышки резиновый шнур 3, предварительно смазав канавки густой смазкой (чтобы удержать шнур); устанавливают верхнюю 20 и нижнюю 29 боковые крышки одной стороны, закрепляют их болтами, затем ставят две верхние 12 и '56 и нижнюю 4 боковые крышки другой стороны, проложив между ними прокладку 58, и закрепляют их болтами 55. Устанавливают на прокладках 35 и закрепляют на станине две крышки люка 37. Устанавливают на крышке станины две отдушины'5І.
При сборке клети проверяют прилегание зубьев на краску: контактная зона должна располагаться в средней плоскости шеврона и по размерам соответствовать техническим условиям.
При испытании клети необходимо проверить: 1) все стыковые места на маслонепроницаемость (просачивание масла через плоскости разъемов и стыков и через уплотнения не допускается); 2) нагрев подшипников (не более 50—60°); 3) через люки — контакт и состояние зацепления (отсутствие задиров); 4) боковой зазор (с помощью листового свинца); 5) шумовую характеристику (шум должен быть ровный, без стуков, не резкий).
Испытание должно производиться прокручиванием от электродвигателя через редуктор, подключенный к нижнему валку, не менее чем при 50—60 об/мин. в течение 4 час., по 2 часа в одну и в другую сторону. Перед испытанием в шестеренную клеть ДОЛЖНО" быть залито масло до уровня, обеспечивающего погружение в масло зубьев нижней части нижнего валка.
После испытания отключают редуктор, разбирают шестеренную* клеть, предварительно замаркировав все детали и узлы согласно- монтажно-маркировочной схеме. Сливают масло, промывают и обезжиривают все детали, внутренние необработанные - поверхности! вторично окрашивают маслостойкой краской, наружные поверхности станины и крышек шпаклюют, грунтуют и окрашивают.
Подшипники качения консервируют на шестеренных валках: в соответствии с инструкцией и упаковывают. Обработанные места покрывают антикоррозионным лаком, а шлифованные шейки валков смазывают густой смазкой, обертывают бумагой и толем и обкладывают сверху деревом, обвязав его проволокой.
Комплектование и упаковку производят в соответствии с указа'-- ниями, сделанными в комплектно-отгрузочной ведомости.
Если проверенное при общей сборке клети прилегание зубьев - шестеренных валков не соответствует заданному техническими условиями, то должна быть произведена доводка зацепления с помощью доводочной пасты. При плохом контакте зубьев перед доводкой пастой производят шабрение зубьев шестеренных валков - на карску. Перед пригонкой зубьев обязательно маркировать по впадине зуба одного валка выступ сопрягающегося с ней зуба другого - валка таким образом, чтобы при повторной сборке, при шабрении и при монтаже было обеспечено сопряжение зубьев с теми же впадинами, которое имело место при пригонке.