ТЕХНОЛОГИЯ ПРОИЗВОДСТВА ПРОКАТНОГО ОБОРУДОВАНИЯ
ВИДЫ СБОРКИ
В машиностроении различают пять видов оборки.
1. Сборка по принципу полной взаимозаменяемости деталей
В этом случае сборка деталей осуществляется без какой-либо пригонки или дополнительной работы, соблюдая все технические требования, предъявляемые к изделию.
2. Сборка по принципу неполной (частичной) взаимозаменяемости деталей характеризуется тем, что одна из деталей, входящих в данное соединение, подвергается дополнительной обработке. В данном случае эта деталь является компенсатором.
3. Сборка по принципу подбора или селекционная сборка выполняется методом подбора парных деталей, обеспечивающих необходимое сопряжение. При этом может производиться непосредственный подбор деталей из общего количества или из предварительно рассортированных деталей. Применяется также комбинированный метод.
4. Сборка по принципу индивидуальной пригонки осуществляется путем дополнительной обработки деталей на станках или слесарной обработкой.
13 Заказ 222
5. Сборка с применением регулируемых или подвижны* компенсаторов применяется там, где это предусмотрено, главным образом по конструктивным или эксплуатационным соображениям. В этом случае необходимое сопряжение обеспечивается регулировкой деталей по месту.
Все эти виды сборки характерны для определенного типа производства и применяются главным образом в зависимости от экономической целесообразности. Прокатостроение характеризуется изготовлением единичных машин, редко небольших партий, поэтому сборка производится в основном по принципу индивидуальной пригонки.
При единичном производстве детали в механических цехах изготовляют преимущественно без применения специальной оснастки на универсальных станках. Сложность обработки с необходимой точностью крупных деталей прокатного оборудования, имеющих значительные размеры и сложную форму, часто приводит к погрешностям обработки, которые требуют выполнения пригоночных работ при сборке.
Трудоемкость слесарно-пригоночных работ и сборочных работ при производстве узлов прокатных станов нередко составляет 50% и более трудоемкости обработки деталей на металлорежущих станках. Слесарно-пригоночные работы в общем объеме сборки машин прокатного оборудования составляют около 60—70%. Поэтому максимальное приближение к принципам серийного производства и возможное сокращение слесарно-пригоночных работ является одним из основных направлений технологии производства прокатного оборудования.