МАСЛОЭКСТРАКЦИОННОЕ ПРОИЗВОДСТВО
ОЧИСТКА ПАРОБЕНЗИНОВЫХ СМЕСЕЙ
Частицы шрота, выносимые из испарителей потоком паров, служат причиной загрязнения поверхности охлаждения конденсаторов, уменьшения коэффициента теплопередачи и образования эмульсий'воды и растворителя, плохо расслаивающихся в водоотделителях. Накопление промежуточных эмульсионных слоев в водоотделителях приводит к выходу их либо в резервуары обратного растворителя, либо в канализационные воды. Попадание эмульсионного слоя в растворитель вызывает обводнение его, а сброс в канализационные воды обусловливает излишние потери растворителя со сточными водами. Для предотвращения попадания частиц шрота в конденсаторы шнековые испарители снабжают сухими и мокрыми шротоловушками. Сухи з шротоловушки, составляющие, как это указывалось выше, одно целое с испарителем, представляют чаще всего цилиндрические резервуары диаметром 1,25—1,75 м.
В конструкциях одних шрото - ловушек имеются мешалки или шнеки, в других — мешалок нет. Благодаря большому диаметру шроголовушек скорость выходящего из испарителя потока паров при входе в ловушку падает и твердые частицы шрота в основном своем количестве оседают на днище или стенках аппарата, откуда самотеком или принудительно отводятся обратно в испаритель.
Так как в сухих шротоловуш - ках особо мелкие частицы не осаждаются, го на пути движения паров растворителя (от испарителя до конденсатора) на всех современных экстракционных установках монтируются мокрые шротоловушки. Существует несколько типов мокрых шротоловушек, из которых рассмотрим камерную, предварительную и циклонную.
Шротоловушка.
Камерная мокрая шрсгтоловушка, входящая в комплект модернизированной экстракционной установки НД-1250, представляет цилиндр с коническим днищем (рис. 54). Смесь паров воды и растворителя с примесью твердых частиц шрота, уносимых паровым потоком из сухой шротоловушки испарителя, при входе в мокрую шротоловушку орошается через форсунки 6 тонко распыленным факелом горячей (90—9і5°) воды. Применение горячей воды необходимо для того, чтобы не допустить в ловушке конденсации паров растворителя. Смытый шлам с отбойной плоскости 4 стекает в конус, где отстаивается. Отстоявшаяся вода через патрубок 7 направляется к циркуля
ционному насосу, а загрязненная вода непрерьівгіо По сифонной трубе сливается через патрубок 8 в шламовый нагреватель. Очищенные пары растворителя, пройдя под перегородкой 4, выходят через патрубок 3. и направляются в конденсаторы. Орошающая вода циркулирует в замкнутой системе: насос-—пчдо - греватель — форсунки — насос. Циркуляционный насос на всасывающей линии должен снабжаться фильтром для задержки твердых частиц, которые могут забить отверстие форсунки. Напор, создаваемый насосом, составляет 3—4 ати. Расход воды регулируется в зависимости от степени загрязнения паров.
В шламоВыпарибатель
Рис. 55. Малогабаритная мокрая шротоловушка.
Малогабаритная мокрая шротоловушка, рекомендуемая для экстракционных установок НД-1000, изображена «а рис. 55. Смесь паров бензина, воды и шротоюой пыли из испарителя поступает в шротоловушку через патрубок 1, где орошается водой, поступающей по трубке 2. Смываемый шлам подается на шламовыпариватель, а чистые пары уходят через патрубок 3 на конденсатор.
К насосу
Рис. 56. Циклонная мокрая шротоловушка:
/—патрубок для паров; 2—корпус аппарата; 3—.распылительные розетки; 4—патрубок для воды; 5—выводная труба; 6»—гидравлический затвор; 7—люк.
Циклонная мокрая шротоловушка представлена на рис. 56. Смесь паров бензина, воды и пыльных частиц шрота, приобретая круговое движение, входит в кольцевое пространство аппарата. Благодаря центробежной силе твердые частицы оседают на стенке, откуда смываются струей горячей воды, подаваемой через распылители. Очищенные пары выходят в экономайзер или конденсатор. Смытый шлам из конуса направляется в шламовыпариватель. Сифон, заполненный водой, служит предохранителем.
Система мокрого шротоулавлйвания снабжается циркуляционным крыльчатым насосом, фильтром и подогревателем для воды.
'Кондиционер для шрота. Вследствие того, что шрот, выходящий из шнековых испарителей, имеет, как правило, влажность 6—6,5% и содержит значительное количество шро - товой пыли, на транспортере, отводящем шрот из испарителя, рекомендуется устанавливать увлажнительную форсунку для повышения влажности шрота до 9%. Во избежание неравномерного увлажнения шрота требуется очень тонкое и равномерное распределение воды по всей поверхности шрота. Необходимо увлажнять шрот в горячем состоянии непосредственно по выходе из испарителя. Увлажнение остывшего шрота не допускается. Место увлажнения шрота необходимо аспирировать.