МЕХАНИЗАЦИЯ ПРОИЗВОДСТВА И ХРАНЕНИЯ КАРТОФЕЛЯ
ТРАНСПОРТИРОВКА И ВЫГРУЗКА КАРТОФЕЛЯ
Доставка и выгрузка картофеля в хранилище могут производиться разными способами. В Великобритании чаще всего используются стандартные сельскохозяйственные прицепы грузоподъемностью от 2 до 10 т. Эти прицепы со смещенными назад ходовыми колесами передают часть своей массы на заднюю ось трактора. Большинство таких прицепов большой грузоподъемности оснащается тандемными колесами или шинами низкого давления и пригодно для выполнения любых транспортных работ. Разгрузка их производится путем опрокидывания, которое может обеспечивать достаточную осторожность обращения с клубнями, если высота падения клубней в бункер сведена к минимуму. Задний борт с верхней подвеской, который поднимается одновременно с опрокидыванием кузова, создает значительные технологические удобства. Некоторые прицепы оборудуются передней решеткой, которая обеспечивает водителю возможность наблюдать за ходом наполнения прицепа. Такая доработка существующих кузовов представляется целесообразной как в технологическом, так и в экономическом отношении.
Загрузка прицепа с высокими бортами может быть затруднительной и создает опасность повреждения клубней. Поэтому желательно уменьшить один борт до половины, что облегчит загрузку прицепа и уменьшит число повреждений.
Трудно предположить, что в ближайшее время может произойти заметный отход от тенденции производства многоцелевых прицепов и переход к созданию специальных прицепов для перевозок картофеля. Тем не менее, улучшенная подвеска позволила бы увеличить допустимую скорость и уменьшила бы вероятность повреждения клубней. Прицеп «люлька» Шотландского института сельскохозяйственного машиностроения разработан специально для транспортировки картофеля (рис. 45). Он оборудован подвеской и может разгружаться через днище. Прицеп раскрывается подобно раковине моллюска, обеспечивая выгрузку клубней с малым числом повреждений. Оборудование в стандартных прицепах амортизирующего пола может компенсировать плохую подвеску при движении по плохим дорогам. Другой широко используемый тип прицепа оснащен узким саморазгружающимся транспортером, который стыкуется с бортами кузова. Разгрузку можно регулировать степенью раскрытия заднего борта.
Рис. 45. Прицеп «люлька» Шотландского института сельскохозяйственного машиностроения, предназначенный для транспортировки и выгрузки картофеля с малым риском повреждений. |
В Великобритании для транспортировки картофеля с поля в хранилище грузовые автомобили используются редко, хотя в значительной части хозяйств Центральной и Восточной Англии это было бы вполне возможным. На более крупных фермах представляется целесообразным использовать автомобильные прицепы с кузовами для сыпучих грузов. Такие прицепы при движении по полю можно прицеплять к те
лежке сельскохозяйственного трактора, а при движении по дороге (к хранилищу) — к более скоростному грузовому трактору. При наполнении кузова с высокими бортами необходимо соблюдать меры предохранения клубней от повреждений. Число прицепов, необходимых для перевозки картофеля с поля в хранилище, диктуется производительностью уборки, дальностью перевозок и временем, затрачиваемым на разгрузку. Чем больше прицеп, тем больше «чистого» времени оказывается в распоряжении фермера для проведения транспортных и разгрузочных работ. Это часто позволяет сократить число используемых прицепов малой грузоподъемности.
При ручных методах уборки вполне приемлемой оказывается транспортировка картофеля в контейнерах. Однако в тех случаях, когда приходится иметь дело с разгрузкой комбайна, наполнить контейнеры, не причинив повреждений клубням, весьма затруднительно. Поэтому загрузка картофеля в контейнеры в настоящее время производится главным образом в хранилищах или других хозяйственных помещениях фермы после осмотра и калибровки. Некоторые комбайны, правда, могут быть оборудованы специальными тележками для контейнеров, которые после наполнения сгружаются с помощью вильчатых погрузчиков, приспособленных для работы на неровном грунте.