МЕХАНИЗАЦИЯ ПРОИЗВОДСТВА И ХРАНЕНИЯ КАРТОФЕЛЯ
СНИЖЕНИЕ ПОВРЕЖДАЕМОСТИ КЛУБНЕЙ В ПОЛЕВЫХ УСЛОВИЯХ
Определенный процент поврежденных клубней неизбежен. Интенсивное внедрение методов уборки и транспортировки картофеля, ориентированных на сокращение доли ручного труда, резко повышает этот процент.
Из расчетов видно, что 20 % всего картофеля получает механические повреждения непосредственно в ходе уборки и транспортировки, а затем еще 10 % повреждений проявляются уже в хранилище в виде посинения или почернения клубней. Названные цифры могут колебаться в зависимости от погодных условий. У некоторых фермеров потери значительно больше, однако есть и такие фермеры, у которых так организованы уборка и хранение, что процент механических повреждений и заболеваний клубней гораздо ниже среднего по стране, причем дело не только в разновидности почвы или в составе оборудования: контрастные Цифры потерь демонстрируют хозяйства, эквивалентные по упомянутым показателям (табл. 12).
Ясно, что высокий процент потерь часто определяйся организационно-управленческими факторами. ° некоторых случаях причину повреждений определить легко, и тогда потери можно существенно сни - ЗИТЬ с помощью простой регулировки комбайна или
?АБЛЙЦА 13. Тип комбайна и уровень повреждаемости клубней
|
Комбайнов |
Путем несложной реорганизации уборочной или транспортной системы.
Почвенные условия. Из исследований и отчетов известно, что почвенные условия также сильно влияют на уровень повреждаемости убираемой культуры. На сухих легких почвах заметно увеличивается количество поверхностных повреждений (до 20%) и повреждений мякоти клубней (до 30 %), в то время как на торфяных и глинистых почвах — только две трети от названных значений. Несомненно, это результат потери почвенной «подушки» на основном элеваторе при уборке в сухую погоду.
Процентное содержание камней в почве — следующий фактор, влияющий на уровень повреждаемости (табл. 13). Так как камни неправильной формы при-
ТАБЛИЦА 13. Камни и их влияние на повреждаемость кпубней, %
Сильные ме |
Общие по |
||
Камни |
Ушибы |
Ханические |
Вреждения |
Повреждения |
Мякоти |
||
Много, правильной формы |
17,3 |
11,0 |
28,0 |
Много, неправильной формы |
13,7 |
12,7 |
31,6 |
Незначительное количество |
13,1 |
7,5 |
20,4 |
Чиняют клубням особо сильные повреждения, имеет значение и тип камней, характерный для зоны уборки. Именно в таких случаях особую роль играют методы борьбы с камнями, с помощью которых удается резко сократить процент повреждений и одновременно повысить производительность уборки на 25 %, еслй
Допустимо использование автоматических комбайнов.
Типы повреждений и причины, их вызывающие, обобщаются в табл. 14.
ТАБЛИЦА 14. Типы повреждений и причины, их вызвавшие
Типы повреждении
По вине комбайна |
Повреждение из-аа состоянии поля
Транспортировка от комбайна к краиилищу
Раскалывание
Расплющивание
Срез
Внутреннее повреждение
Задиры
Порезы
Щербины
Давление на гребень
Давление на гребень
Давление на гребень, каменистая нлн комковатая почва
Каменистая, комковатая почва
Регулировка диска (лемеха) Превышение скорости элеваторов комбайна
Превышение скорости элеваторов комбайна Превышение скорости элеваторов комбайна
Падение в прицеп, в элеватор ■бункера
Разгрузка в элеватор бункера
Падение в прицеп, разгрузка в элеватор бункера
Острые выступы иа оборудовании
Острые выступы на оборудовании
Подготовка комбайна. Комбайн должен быть в хорошем механическом состоянии, все резиновые покрытия и предохранительные материалы не должны иметь повреждений. На рынок поступил упругий пенопласт (пластазот), обладающий хорошими водоотталкивающими и защитными свойствами. Этот материал можно наклеивать на плоские твердые поверхности машины, с которыми контактируют клубни. Все узлы, перемещающиеся при движении комбайна, должны тщательно проверяться, так же как и ведущие звездочки элеваторов, зубья которых могут повредить клубни.
Гребни. Повреждения, с наибольшей вероятностью возникающие в этой точке, — раскалывание или расплющивание клубней, вызываемые боковым давлением на гребень. Уровень повреждений здесь может достигать 10 %, и причины этого следующие:
— главной причиной часто оказывается малая ширина ряда. Следует помнить, что она должна быть °коло 90 см;
— несогласованность ширины шины с шириной борозды. Это относится не только к фазе уборки, но и к любой предшествовавшей операции например к обработке ботвы химическими препаратами. Комбайны с
■боковым размещением приемной части в этом смысле имеют преимущества. Там, где получение необходимого тягового усилия при работе с большими комбайнами составляет проблему, следует применять машины с четырьмя ведущими колесами с более узкими шинами или специальные двухколесные тандемы. Самоходные комбайны имеют большие ведущие колеса, движущиеся вне рядов картофеля;
— несоосность. Комбайны очень часто бывают не- соосны с трактором, и колеса, движущиеся по борозде, оказывают давление на гребень;
— недостаточные пространства в конце гонов, не позволяющие производить нормальные развороты. В этих случаях целесообразно использовать комбайны с управляемыми колесами и самоходные комбайны.
Лемех. Повреждения клубней лемехом встречаются из-за недостаточного заглубления его в почву чаще всего. Главной причиной этого является неравномерность размещения клубней по глубине, и, если регулировка заглубления при посадке была неэффективной, опасность среза остается даже при самой поверхностной обработке. Выходом из положения может послужить автоматический контроль заглубления или, если позволяет почва, — копирующие катки.
Причиной среза клубней на краях гребня часто является неправильная регулировка дисков (у дисковых копачей). Испытания показали, что этот тип лемеха не требует большого тягового усилия и что при правильной регулировке риск среза уменьшается.
Основной элеватор. Это зона наибольшего числа повреждений, для предупреждения которых, однако, можно многое сделать. Основными источниками потерь картофеля здесь являются поверхностные повреждения, порезы и задиры клубней. Доля этих сильных повреждений доходит до 30 % •
Комбайны предназначаются для работы в разнообразных условиях, поэтому рабочее пространство, отведенное под сепарацию, достаточно велико. При работе на легких почвах и в сухую погоду почва быстро просеивается сквозь зазоры основного элеватора. Последний в этих условиях должен работать на самой малой скорости для эффективной сепарации клубней, с одной стороны, и для сохранения почвенной «подуй1' ки» практически на всей длине полотна элеватора-'
Рис. 42. Передача на элеватор комбайна: вариатор скорости.
С другой. На легких почвах скорость элеватора может находиться в соотношении 1:1с рабочей скоростью комбайна. Для выбора оптимального соотношения этих скоростей целесообразно пользоваться цифровым счетчиком. Лучше всего, если скорость элеватора независима от рабочей скорости комбайна и регулируется комбайнером. В настоящее время такая форма управления уже реализована на ряде комбайнов (рис. 42).
Если используются встряхиватели, увеличение скорости транспортера приводит к соответственному увеличению интенсивности встряхивания. При необходимости сохранения почвенной «подушки» встряхивание нецелесообразно.
При работе в сухую погоду могут оказаться полезными регулировки угла наклона транспортера и шага его прутков. Первая из них предотвращает скатывание клубней и позволяет сохранить почвенную «подушку».
Ботвоудалители. При определенных условиях, в •Особенности когда клубни прочно прикреплены к бот - Ве, последняя может увлечь за собою клубни, что при - в°Дит к их раздавливанию между роликами. Полез - н°й в этом смысле является операция предварительно опрыскивания ботвы. Ролики должны быть очи-
'-516 <29
Дочки: А — «гнездовые» элеваторы; б — малая верхняя звездочка. |
Щены от растительных остатков и правильно отрегулированы.
Механизмы сепарации камней и комьев и другие транспортеры. Исследования показывают, что комбайны, оснащенные механизмами сепарации камней, становятся причиной повреждений клубней, в особенности поверхностных. Однако трудно однозначно определить, кто конкретный «виновник» — условия уборки или механизм. Важно отметить, что смесь камней и клубней всегда несет в себе опасность повреждений и что любая промежуточная операция увеличивает эту опасность. Повышенное внимание и постоянный контроль повреждений поверхности и мякоти клубней особенно важны при работе в сухую погоду.
Для оптимального выбора скоростей других транспортеров комбайна необходимо обеспечить независимое регулирование скорости каждого из них, если они не определяются частотой вращения ВОМ. Предотвращение скатывания клубней важно в той же мере, что и поддержание целостности резиновых покрытий, так как и то и другое способствует снижению повреждаемости. Увеличения амортизации можно добиться с помощью покрытий разного типа, например двойных покрытий и покрытий с воздушной полостью.
Падения и смена направления. Переход с одного транспортера на другой — всегда источник повреждений. Некоторые фирмы разработали методы ослабления этого эффекта (рис. 43).
В так называемых гнездовых транспортерах полотна проходят одно сквозь другое под прямым углом, а перевод клубней с одного полотна на другое осуществляется с помощью дефлектора. Кроме того, можно использовать небольшую концевую звездочку, уменЬ" шающую диаметр перегиба полотна транспортёра. При этом клубни при переходе на следующий транспортер падают с очень небольшой высоты. Все выступы и жесткие поверхности следует покрывать упругим пенопластом (пластоазотом) толщиной 13 мм. Для уменьшения скорости движения клубней в местах смены направления можно использовать резиновые фартуки.
Выгрузка в прицеп. Падения должны быть сведены к минимуму. Наиболее частые виды повреждений при этой операции — растрескивание и повреждение мякоти клубней. К средствам их предупреждения относятся:
— опускание выгрузного элеватора в прицеп настолько низко, насколько это возможно;
— амортизация пола прицепа (как правило, в этом нуждается только часть пола):
— улучшение необходимого обзора для комбайнера путем изготовления переднего борта прицепа в виде решетки.
Чтобы сократить число повреждений при падении, прицеп следует наполнять, начиная с переднего его края (это экономит тяговое усилие) до половины глу-
Рис. 44. Прибор для автоматического контроля высоты (Шотландский институт сельскохозяйственного машиностроения). |
Бины. При дальнейшем наполнении клубни должны падать на откос насыпи, обращенный к задней части прицепа. Такой способ сводит регулировки выгрузного транспортера к минимуму, обеспечивая небольшую высоту падения клубней.
Комбайн может быть оснащен прибором для автоматического контроля высоты, устанавливаемым на выгрузном транспортере (рис. 44). Этот прибор разработан Шотландским институтом сельскохозяйственного машиностроения. Стоимость проведения работ по полной амортизации пола прицепа, типичного для использования на фермах, составляет от 90 до 120 ф. ст. в зависимости от размера прицепа.
Исследования показывают высокую эффективность использования подрессоренных прицепов, которые значительно сокращают число повреждений картофеля при транспортировке. Однако маловероятно, что в этом направлении произойдут решительные изменения, так как сельскохозяйственный прицеп имеет очень широкую область применения. В ближайшем будущем следует ожидать улучшения подвески и широкого применения шин с низким давлением.
Если подвеска прицепа жесткая, по неровной почве следует ездить на малой скорости.