ПРЕДИСЛОВИЕ КО ВТОРОМУ ИЗДАНИЮ
Эта книга, первое издание которой вышло в 1989 г., была написана с целью способствовать выполнению задачи, поставленной нашими выдающимися физиками — академиками JI. A. Арцимовичем, П. Л. Капицей и И. Е. Таммом — «закрыть дорогу рекламе чудес, дискредитирующих науку».
Первое место среди таких «чудес» занимал (и теперь занимает) т. н. «вечный двигатель». Истории попыток его создания и современному состоянию дел с ним и была посвящена книга.
Судя по отзывам, полученным издательством и автором, она была благоприятно встречена читателями и быстро разошлась.
В отзывах, в частности, отмечалось, что книга может быть полезной и для самообразования, и в качестве пособия при изучении физики в средней школе и термодинамики — в высшей. На книгу откликнулись и изобретатели «вечного двигателя», от них пришло более 200 писем. Большинство этих писем было посвящено опровержению научных положений, изложенных в книге, а также описанию проектов различных устройств, взятых из литературы или разработанных самими авторами. Что касается последних, то я отвечал всем изобретателям одинаково: «приносите (привозите) Вашу машину или пригласите меня на ее испытания. Если она будет работать, я публично отрекусь от своих убеждений, стану Вашим сторонником и буду помогать «пробивать ее в жизнь».
Ни одного приглашения так и не пришло...
Три письма надо отметить особо. Два из них содержали поэтические произведения, восхваляющие вечные двигатели: одно в виде поэмы (часть стихов я привожу в этом издании книги), другое в виде песни (но без нот). Наконец, одно письмо, совершенно уникальное, было написано кандидатом технических наук. Оно содержало просьбу указать, «где можно прочесть о действующих вечных двигателях и патентах на них, а, если возможно, увидеть их в работе». При всем желании я ответить ученому автору, всерьез верящему в существование таких «действующих машин», не мог.
Все это лишний раз показывает, что идея «вечного двигателя», возникшая много лет назад, не умирает. Именно поэтому дискуссия вокруг perpetuum mobile должна быть продолжена и на страницах специальных изданий и в научно-популярной литературе (включая СМИ). Она, надеюсь, окажет влияние на ход мыслей и деятельность значительной части изобретателей, выдумка и усилия которых могут быть направлены на более реальные проблемы. К сожалению, в начале XXI века все еще находятся люди, всерьез занимающиеся этим безнадежным делом, несмотря на все усилия как экспертов, так и преподавателей средней и высшей школы.
Нельзя пройти мимо и того неожиданного факта, что к защите такой деятельности подключаются в поисках сенсаций не только некоторые журналисты, но и люди, имеющие научные степени и ученые звания. Самое тревожное, что «ученые труды» последних проникают даже на страницы серьезных академических научных изданий. Такого рода поддержка, естественно, вдохновляет изобретателей на новые попытки штурмовать «устаревшие догмы».
Повышение интереса к проблеме «вечного двигателя» в последнее время не случайно. Оно определяется не только современной ситуацией в энергетике, но и актуальными проблемами экологии, тесно с ней связанными. Против соблазна услышать, что эти проблемы могут быть решены сразу, «под корень», не в силах устоять и некоторые, даже, казалось бы, достаточно образованные люди. Они, как и изобретатели, в большинстве своем соглашаются с тем, что энергию «из ничего» получить нельзя. Поэтому только немногие защищают «устаревшие» вечные двигатели Первого рода. Но они никак не могут примириться с более трудным для понимания положением, вытекающим из Второго закона термодинамики: можно иметь огромное количество энергии в равновесной окружающей среде, которую в принципе нельзя использовать для получения полезной энергии.
Эта ситуация по-видимому, в какой-то степени неизбежна не только в силу сложности развития, свойственной любому направлению техники. Она в значительной связана с недостаточной научной подготовкой каї тателей «вечных двигателей», так и тех, кто их п< вает. Соответственно не снимается с повестки дш димость продолжать работу как по разъяснению с законов природы и анализу ошибок искренне заС щихся изобретателей, так и разоблачению всякого магогии, часто сопровождающей дискуссии об из энергии «разлитой в окружающей среде».
Все эти обстоятельства показывают, что выпус издания книги «Вечный двигатель прежде и тепер] быть полезен.
Второе издание книги подверглось доработке советов читателей и новых материалов, полученн] выхода первого издания. Пополнен также списоб туры.
Автор выражает благодарность академику РАН онтьеву и чл. корр. РАН Э. Э. Шпильрайну за ш работы и полезные советы, а также редактору эт< ния Е. С. Артоболевской за помощь при работе над книги.