Вечный двигатель

ПРЕДИСЛОВИЕ КО ВТОРОМУ ИЗДАНИЮ

Эта книга, первое издание которой вышло в 1989 г., была написана с целью способствовать выполнению задачи, поставленной нашими выдающимися физиками — акаде­миками JI. A. Арцимовичем, П. Л. Капицей и И. Е. Таммом — «закрыть дорогу рекламе чудес, дискредитирующих науку».

Первое место среди таких «чудес» занимал (и теперь занимает) т. н. «вечный двигатель». Истории попыток его создания и современному состоянию дел с ним и была по­священа книга.

Судя по отзывам, полученным издательством и автором, она была благоприятно встречена читателями и быстро ра­зошлась.

В отзывах, в частности, отмечалось, что книга может быть полезной и для самообразования, и в качестве по­собия при изучении физики в средней школе и термоди­намики — в высшей. На книгу откликнулись и изобрета­тели «вечного двигателя», от них пришло более 200 писем. Большинство этих писем было посвящено опровержению научных положений, изложенных в книге, а также описа­нию проектов различных устройств, взятых из литературы или разработанных самими авторами. Что касается послед­них, то я отвечал всем изобретателям одинаково: «прино­сите (привозите) Вашу машину или пригласите меня на ее испытания. Если она будет работать, я публично отрекусь от своих убеждений, стану Вашим сторонником и буду по­могать «пробивать ее в жизнь».

Ни одного приглашения так и не пришло...

Три письма надо отметить особо. Два из них содержали поэтические произведения, восхваляющие вечные двига­тели: одно в виде поэмы (часть стихов я привожу в этом издании книги), другое в виде песни (но без нот). Нако­нец, одно письмо, совершенно уникальное, было написано кандидатом технических наук. Оно содержало просьбу ука­зать, «где можно прочесть о действующих вечных двигате­лях и патентах на них, а, если возможно, увидеть их в рабо­те». При всем желании я ответить ученому автору, всерьез верящему в существование таких «действующих машин», не мог.

Все это лишний раз показывает, что идея «вечного дви­гателя», возникшая много лет назад, не умирает. Именно поэтому дискуссия вокруг perpetuum mobile должна быть продолжена и на страницах специальных изданий и в науч­но-популярной литературе (включая СМИ). Она, надеюсь, окажет влияние на ход мыслей и деятельность значитель­ной части изобретателей, выдумка и усилия которых могут быть направлены на более реальные проблемы. К сожале­нию, в начале XXI века все еще находятся люди, всерьез занимающиеся этим безнадежным делом, несмотря на все усилия как экспертов, так и преподавателей средней и выс­шей школы.

Нельзя пройти мимо и того неожиданного факта, что к защите такой деятельности подключаются в поисках сен­саций не только некоторые журналисты, но и люди, имею­щие научные степени и ученые звания. Самое тревожное, что «ученые труды» последних проникают даже на стра­ницы серьезных академических научных изданий. Такого рода поддержка, естественно, вдохновляет изобретателей на новые попытки штурмовать «устаревшие догмы».

Повышение интереса к проблеме «вечного двигателя» в последнее время не случайно. Оно определяется не только современной ситуацией в энергетике, но и актуальными проблемами экологии, тесно с ней связанными. Против со­блазна услышать, что эти проблемы могут быть решены сразу, «под корень», не в силах устоять и некоторые, даже, казалось бы, достаточно образованные люди. Они, как и изобретатели, в большинстве своем соглашаются с тем, что энергию «из ничего» получить нельзя. Поэтому только немногие защищают «устаревшие» вечные двигатели Пер­вого рода. Но они никак не могут примириться с более трудным для понимания положением, вытекающим из Вто­рого закона термодинамики: можно иметь огромное коли­чество энергии в равновесной окружающей среде, которую в принципе нельзя использовать для получения полезной энергии.

Эта ситуация по-видимому, в какой-то степени неиз­бежна не только в силу сложности развития, свойственной любому направлению техники. Она в значительной связана с недостаточной научной подготовкой каї тателей «вечных двигателей», так и тех, кто их п< вает. Соответственно не снимается с повестки дш димость продолжать работу как по разъяснению с законов природы и анализу ошибок искренне заС щихся изобретателей, так и разоблачению всякого магогии, часто сопровождающей дискуссии об из энергии «разлитой в окружающей среде».

Все эти обстоятельства показывают, что выпус издания книги «Вечный двигатель прежде и тепер] быть полезен.

Второе издание книги подверглось доработке советов читателей и новых материалов, полученн] выхода первого издания. Пополнен также списоб туры.

Автор выражает благодарность академику РАН онтьеву и чл. корр. РАН Э. Э. Шпильрайну за ш работы и полезные советы, а также редактору эт< ния Е. С. Артоболевской за помощь при работе над книги.

Вечный двигатель

Тепловой насос — чудо или не чудо?

Напомним принцип действия теплового насоса[35] (о нем уже шла речь в гл. 3). Независимо от типа и конструкции это устройство выполняет, как правило, одну функцию — отбирает теплоту Qo c …

Утверждение закона сохранения энергии. Революция в понятиях и терминах

В предисловии к английскому изданию «Капитала» Ф. Энгельс писал: «В науке каждая новая точка зрения вле­чет за собой революцию в ее технических терминах» [1.4]. Естественно, что такое событие, как установление …

Почему все же изобретают ррт?

До сих пор мы занимались в основном научно-техни­ческой стороной истории вечного двигателя, касаясь лишь попутно личных особенностей людей, связанных с ним. Но человеческая сторона дела тоже заслуживает внима­ния. Более того, …

Как с нами связаться:

Украина:
г.Александрия
тел./факс +38 05235  77193 Бухгалтерия

+38 050 457 13 30 — Рашид - продажи новинок
e-mail: msd@msd.com.ua
Схема проезда к производственному офису:
Схема проезда к МСД

Партнеры МСД

Контакты для заказов оборудования:

Внимание! На этом сайте большинство материалов - техническая литература в помощь предпринимателю. Так же большинство производственного оборудования сегодня не актуально. Уточнить можно по почте: Эл. почта: msd@msd.com.ua

+38 050 512 1194 Александр
- телефон для консультаций и заказов спец.оборудования, дробилок, уловителей, дражираторов, гереторных насосов и инженерных решений.