В боевой упряжке
Едва велосипед утвердился в быту, как его определили на военную службу. Одним из первых в мире «специальный военный самокат» появился в России в конце XIX века, а точнее — осенью 1889 года. Были, конечно, и более ранние попытки приспособить самобеглую коляску для военных целей. Древние летописи упоминают о так называемых гуляй-городах — полевых подвижных укреплениях на колесах, сослуживших службу войскам Ивана Грозного при взятии Казани (1552 год).
Необыкновенные экипажи использовались и в битвах с крымскими татарами (1572 год), и в казачьих походах по Сибири (так называемые «острожки»). На эти повозки навешивались деревянные щиты с бойницами, и воины, размещавшиеся внутри, приводили свои «крепости» в движение исключительно благодаря собственным физическим усилиям. Строили гуляй-города русские розмыслы
(инженеры), в числе которых был прекрасный изобретатель этих самодвижущихся колесниц Иван Григорьевич Выродков.
В XVIII веке в Германии офицеры заинтересовались самокаткой, они даже пытались укрепить на ней пушку — маленькую, не тяжелую, но все же самое настоящее боевое орудие, однако это начинание не увенчалось успехом. Но вернемся к русскому военному велосипеду.
Его рамы в погоне за прочностью были сделаны из толстых водопроводных труб, на массивные обода надевались узкие литые резиновые шины, а в итоге — вес около двух пудов. Изготовитель самоката — Артиллерийское ведомство не задумывалось над тем, что военным самокатчикам-ординарцам придется поспешать с донесениями. Машина, хотя и прочная, оказалась непомерно тяжелой и поэтому широкого распространения не получила.
Чуть позже в обиход всех русских войсковых частей вошел военный самокат, почти ничем не отличавшийся от обыкновенного дорожного велосипеда первого десятилетия XX века, только к раме военной «двухколески» привинчивался специальный сабле - или ружьедержатель. Этот самокат обладал большой прочностью, был удивительно прост по конструкции и, что особенно важно в условиях военных походов,— складывался, открывая собой эру складных велосипедов, столь популярных в наши дни. Складывать его приходилось довольно часто — и при переправах вброд, и на горных тропах, и при перелезании через ограды, стенки и другие препятствия.
Складной самокат висел за спиной, как верный солдатский ранец, руки были свободны и для винтовки, и для пулемета.
Но по-прежнему камнем преткновения оставались шины. Делать их сплошными — тяжело ездить, а пневматическими — частые проколы. Кроме того, велосипед, как и его предшественник, был слишком тяжел.
Наконец, был придуман новый складной самокат, который ко времени первой мировой войны вытеснил все остальные модели. Он выгодно отличался от зарубежных собратьев, поскольку, несмотря на раз - борность, в нем удалось сохранить свободный ход и автоматический тормоз, лишь подкрепив конструкцию.
Самокатчик теперь мог без труда заменить во многих случаях кавалериста, а иногда даже превосходил его: «велоконь» не требовал ни корма, ни ухода и не выдавал себя неприятелю ржанием. Из военных велосипедистов начинают формировать команды, роты и даже батальоны для совместных боевых действий с кавалерией. И по каким только дорогам первой мировой не колесили самокатчики! Их присутствие становилось все необходимее, и прежде всего в «службе связи»,— появляются посты «летучей почты», сигнальные станции и т. д.
Яростным энтузиастом «военной велосипедии» был гонщик русской армии офицер Келлескраус. Он устраивал своему облегченному самокату весьма тяжелые испытания на выносливость. Круглый год, в любую погоду Келлескраус гонял между батареями и укреплениями на расстояния в несколько десятков километров. В результате скорость его велосипеда возросла до 20 километров в час — утомленный всадник ездит почти в два раза медленнее. Если, скажем, потребуется отправить срочный пакет с нарочным, можно ли использовать не верхового, а самокатчика? Такой опыт проделали. Оказалось, что за сутки удается проезжать около 200 верст.
Устраивались и военные пробеги на многие сотни верст. Например, самокатчики 3-й гренадерской дивизии покрывали расстояние от Ярославля до Москвы (через Владимир) — 400 верст — за 4 дня.
Рекогносцировка! Не успевает еще дежурный по штабу произнести это слово, а двое самокатчиков уже наготове. Им предстоит осуществить на своем колесном коне военно-глазомерную съемку дорог, позиций, расположения противника и т. д. Причем офицеры выполняют приказ на удивление быстро.
Интересная деталь. Оказывается, было продумано даже и то, как циклисту приветствовать начальство: «Отдавание чести не требует прикладывания руки к козырьку, а заключается в уменьшении хода машины и поворачивании головы к начальству, держась при этом прямо в седле».
Велосипед прочно утвердился в армии, однако у русского самоката оставался один существенный «недостаток» — отечественное происхождение. Тре-
Бовалась «лучшая» (иначе говоря — иностранная) модель. Как тут не вспомнить Грибоедова:
«А все Кузнецкий мост и вечные французы.
Оттуда моды к нам, и авторы, и музы: Губители карманов и сердец!»
С 1915 года в русской армии почему-то широко распространился складной самокат системы капитана Жерара, француза, хотя русская конструкция была значительно удобнее, а главное — легче. Вот, например, какого отзыва удостоился самокат русского офицера-спортсмена А. Базилевского. Русское Военное министерство еще в 1913 году заключило: «Сохраняя все качества современной машины, отличается простотой конструкции, удобством носки, быстротой складывания и легче модели капитана Жерара на 31/2 фунта».
В верхнюю и нижнюю трубки рамы Базилевский вмонтировал четыре стальных шарнира, которые позволяли складывать велосипед втрое, вес его составлял всего 39 фунтов (15,6 кг), что даже по современным понятиям неплохо. Однако началась война, и был закуплен образец Жерара.