Нет пророка
В конце XIX века самокат как бы самосовершенствуется и будто за руку подводит изобретателей к самой оптимальной форме. Так появляется трубка под седлом, замыкая в крепкий треугольник седло, каретку и втулку колеса.
Год 1900-й преподносит «Рэллей олл стил». По-инженерски совершенен силуэт, и выглядит модель вполне современно, а ведь ей более восьмидесяти лет. Все дело в том, что велосипед обрел наконец свой устойчивый абрис.
Велосипеды широко рекламируются: «Рэллей» № 31 дамский. В течение 1895 года все всероссийские рекорды установлены на велосипеде «Рэл - лей» — на них же выиграно и звание лучшего ездока России на 71/2 верст.
Единственный представитель для всей России торговый дом «Стрела».
В других объявлениях не прельщают лаврами чемпионов, а просто, по-деловому предлагают: «Самый легкий вес. Самый легкий ход. Самый изящный вид». А чтобы у возможного покупателя при слове «изящный» не закралось сомнение в прочности товара, тут же гарантируется его «без-
Условная прочность (из никелевой стали) и полная гарантия».
В России того времени рекламировали по большей части иностранные марки велосипедов, не относясь всерьез к «велосипедным пророкам» в своем отечестве. А их было немало. Например, в последний год XIX века надворный советник В. Черепанов сконструировал велосипед с кольцеобразным ремнем, охватывающим переднее и заднее колеса, причем между основными колесами по ремню катилась миниатюрная четырехколесная тележка, своеобразная резиновая гусеница — как у теперешних тракторов. По мнению изобретателя, это должно было облегчить езду по рыхлой почве, песку и грязи в 8 раз. А через год другой русский изобретатель, коллежский советник из Симбирска, предложил не менее оригинальную идею: паруса для велосипедиста в виде двух больших вееров из десятков металлических перьев. Паруса укреплялись на руле, при попутном ветре они подталкивали велосипед, а при встречном служили обтекателями. Этот «окрыленный» велосипед был снабжен механизмом, позволяющим регулировать площадь «перьев» в зависимости от силы ветра.