Велостоянку! И как можно скорее!
Чем больше велосипедов на улицах, тем нужнее велостоянки. Зависимость прямая.
Хотя уже давно признана необходимость резервации маленьких зон — своеобразного велосипедного паркинга для двухколесных друзей человека, это не решение проблемы велосипедных стоянок. В последние годы «велосипедные стада», временно оставляемые хозяевами, начинают заметно редеть. Падает увлеченность? Наоборот, слишком растет — даже у тех, кто не считает нужным покупать велосипед. Велосипеды похищают. Ведь номеров нет, особых примет как будто тоже, а велосипедов в го-
Родах тысячи и тысячи — найти украденный почти невозможно.
Каков же выход? Американцы, например, сажают велосипеды «на цепь». С середины 70-х годов они стали рекламировать специальные металлические стойки для временного хранения велосипедов, оснащенные замками, цепочками и т. д. «Немые телохранители» предусмотрены для пяти типов велосипедов.
Раз уж велосипедные стоянки заявляют о себе, они должны быть эстетичными. Возможностей здесь много, и они значительно шире, чем для автостоянок. Например, велостоянка для лекционного зала в Кембридже удачно спроектирована и сооружена с использованием кирпича и бетона: круглые площадки диаметром в несколько метров выложены кирпичом по кругу, кольца сходятся к центру и завершаются декоративными пазами для 20—25 велосипедов, бетонные пазы-держатели чередуются с металлическими. Вечером круги-стоянки заботливо освещает уличный фонарь. За пределами велостоян - ки — тротуар из рустованного бетонного покрытия.
А вот шведский вариант. Шведы «вписывают» велостоянки в окружающий пейзаж, «привязывают» легкие, ажурные конструкции к группам деревьев, кустам, цветникам, декоративным бассейнам. Круглые овальные опоры повторяют очертания растительности. Примерные размеры одной такой секции по наружному и внутреннему диаметру соответственно 2,3 и 1,7 метра, высота 50, 70 сантиметров. Это одновременно и декоративные ограждения-решетки, и «пристанища» 20 велосипедов. Конструкция тщательно продумана, стоянка по-настоящему красива не только тогда, когда заполнена велосипедами, но и без них.
Большое количество велосипедов на стоянках потребует, возможно, «двухэтажного» (один над другим) хранения или установки велосипеда в вертикальном положении. Примеры таких решений уже есть. Если француз Роберт Бенуа ухитрился поставить даже мотоцикл вертикально, сэкономив много места, то подобная идея еще больше подходит для велосипеда. Специальные опоры у багажника — и двухколесный экипаж занимает на вело - стоянке площадь всего лишь 30X70 см.
Световой сигнал - катафот сменил звуковой рожок
Нять камеры не сжатым воздухом, а пенополиуретаном. Этим шинам не страшны ни камни, ни гвозди.
Какова же технология процесса? Сначала вводят порошкообразный полимер и вспенивающий реагент, затем колесо нагревают. В результате реакции образуется пластмассовая пена с ячейками, заполненными газом,— шина становится более долговечной. Правда, такие эксперименты проводятся итальянцами пока на автомобильных шинах, но если опыт увенчается успехом, он пригодится и велосипедистам.
Рекомендуется также использовать шины со светоотражающим ободом. Решение очень оригинально: на обод наклеивается пластиковая пленка с миллионами мельчайших, мелькающих, блестящих шариков. Эти стеклянные шарики и позволяют колесам в ночное время сверкать и искриться.
Становится достаточно разнообразной палитра велосипедных покрытий — пять, шесть, двадцать, тридцать цветов, оттенков и сочетаний. Мало того.
Помимо таких «деловых» стоянок, устраиваются стоянки для туристов, совмещенные с зоной отдыха — удобными скамейками, шезлонгами.
Существует еще одна разновидность велосипедных «пристанищ». Это так называемые мобильные стоянки, то есть специальные автобусы с вел оплат - формой, колесящие по пятам за велосипедистами. Устал ездок — устанавливает на платформу свой велосипед и отдыхает в автобусе. Затем снова в седло.
Мобильные стоянки особенно удобны для складных велосипедов. Если габариты гоночных, спортивных велосипедов никак нельзя уменьшить (только лишь сняв колесо), складные разбираются до размеров рюкзака, большой спортивной сумки. В таком виде их может быть уложено на велоплат - форме автобуса до 50—60 штук. Для лучшей сохранности используются чехлы из синтетических материалов.
В нашей стране велостоянок самых разнообразных форм и конструкций много в городах и поселках Прибалтики: Вильянди, Тарту, Тракае, Шяуляе, Лентварисе, Веркяе и многих других. И можно надеяться, что стоянки — этот своеобразный барометр велосипедизма — будут расширяться и совершенствоваться не только в Латвии, Эстонии и Литве, но и в других республиках нашей страны.