Экономика предприятия

Оценка инновационного проекта

Кратко рассмотрим критерии и условия оценки инновационно­го проекта.

Цели, стратегия, политика предприятия. Проводя оценку в этом направлении, необходимо выявить, насколько цели и задачи инно­вационного проекта совпадают с целями и стратегией развития предприятия, так как если направление проекта противоречит об­щей политике фирмы, то возникает большая вероятность того, что ожидаемого результата достичь не удастся.

Маркетинг. Для реализации инновационного проекта необходи­мо, чтобы маркетинговые исследования рынка подтвердили его вос­требованность, выявили конкретных будущих потребителей. В том случае, если конечный результат инновационного проекта — про­дуктовая инновация, целью маркетингового исследования будет прогнозирование спроса на новый продукт. В начальный период предложения на рынке в силу патентной или иной временной мо­нополии данного предприятия на новый продукт спрос на него бу­дет одновременно и спросом на продукцию предприятия.

Сюда же можно отнести и технологические инновации, улуч­шающие качество продукта, создающие новую его модификацию. Однако провести маркетинговое исследование по инновационному проекту, предлагающему принципиально новый продукт или услу­гу, очень сложно, так как в некоторых случаях они могут быть на­столько новы, что их потенциальными покупателями еще не осоз­нана потребность в них. Маркетинговое исследование такой ситуа­ции с большой долей вероятности может дать ошибочный и даже отрицательный результат.

Технологические инновации, ориентированные на повышение производительности продукта (в перспективе обеспечивающие рез­кое увеличение объема выпуска прежнего по качеству продукта при прежних или незначительно больших затратах на его производство) или на резкое снижение себестоимости его производства, позво­ляющие снижать оптовые и розничные цены и вытеснять конкурен­тов, нуждаются в проведении сложных маркетинговых исследова­ний по оценке резервов емкости рынка предлагаемого проектом продукта или услуги.

Однако целью маркетингового исследования инновационного проекта является не только оценка спроса, но и оценка объема про­даж, который будет обеспечен в результате выпуска товара или услу­ги, причем эта оценка имеет очень важное значение, так как объем продаж — это конечный показатель успеха проекта. При оценке возможного объема продаж необходимо оценить общий размер рынка, долю рынка, срок выпуска новой продукции, вероятность коммерческого успеха.

При оценке инновационного проекта следует выявить действи­тельных, а также потенциальных конкурентов. Однако необходимо не только сравнить продукт — результат инновационного проекта с аналогами конкурентов, но и оценить вероятные последствия дей­ствий конкурентов на рынке.

Стадия НИОКР является начальной стадией инновационного проекта, на которой следует оценить вероятность достижения тре­буемых научно-технических показателей проекта и влияние их на результаты деятельности предприятия. Технический успех — это получение желаемых технических показателей, при этом они долж­ны быть достигнуты в рамках выделенных на проект средств и в тре­буемые сроки. Инновационный проект может быть как изолирован­ной разработкой, так и родоначальником семейства новых про­дуктов, определяющим дальнейшую специализацию предприятия. Поэтому оценку следует проводить не только с позиций непосред­ственно нового проекта. Целесообразно выявить и учесть возмож­ные перспективы разработки семейства продуктов в течение не­скольких лет, а также применения соответствующей технологии для дальнейших разработок продукта или других сфер его приложения.

Для предприятия большей привлекательностью обладает тот ин­новационный проект, результат которого имеет долгосрочные пер­спективы. Оценивая инновационный проект с позиций достижения научно-технических критериев, следует учитывать не только веро­ятность технического успеха, но и воздействие этого проекта на бюджет НИОКР предприятия и деятельность подразделений, кото­рые выполняют НИОКР.

При оценке инновационного проекта необходимо проверить, не нарушает ли реализация данного проекта права на интеллектуаль­ную собственность какого-либо патентодержателя, а также выяс­нить, не ведутся ли конкурентами параллельные разработки и не поданы ли заявки в Патентное ведомство, иначе эффективность проекта может быть оценена неверно.

На принятие решения об оценке инновационного проекта ока­зывает влияние возможное отрицательное воздействие процесса его реализации на окружающую среду. Поскольку в некоторых случаях экологические последствия научно-технического проекта могут оказаться негативными, его дальнейшая реализация может быть за­прещена законодательным путем или же на предприятие будут на­ложены большие штрафы, что вызовет непредвиденные убытки и поставит под вопрос эффективность инновационного проекта.

Финансы. При выборе инновационного проекта большое значе­ние имеет правильная оценка его эффективности (прибыльности). Проект должен рассматриваться в совокупности с уже разрабаты­ваемыми инновационными проектами, которые также требуют фи­нансирования.

В некоторых случаях требующие значительных капитальных вложений проекты могут быть отвергнуты в пользу менее эффек­тивных, но требующих меньших затрат из-за того, что финансовые ресурсы необходимы для других инновационных проектов предпри­ятия. Концентрировать все финансовые ресурсы фирмы на разра­ботке одного проекта не всегда целесообразно.

Предприятие может себе это позволить лишь в том случае, если инновационному проекту гарантирован 100%-ный технический и коммерческий успех. В других случаях выгоднее направлять ресур­сы на разработку нескольких инновационных проектов. Тогда появ­ление неудач при разработке одного из проектов будет компенсиро­вано успехом от реализации.

Производство. Стадия производства является заключительной стадией реализации инновационного проекта, требующей тщатель­ного анализа, в результате которого исследуются все вопросы, свя­занные с обеспечением производственными помещениями, обору­дованием, его расположением, персоналом.

Обстоятельно анализируется производственный процесс: как должна быть организована система выпуска продукции и каким об­разом должен осуществляться контроль над соблюдением техноло­гических процессов, обеспечивает ли оборудование достижение требуемого качества нового продукта и т. д. Если какие-то работы по инновационному проекту предприятие не может выполнить са­мостоятельно, необходимо выявить потенциальных субподрядчи­ков и оценить примерную стоимость этих работ.

К моменту, когда завершается стадия НИОКР и инновацион­ный проект внедряется в производство, в первую очередь необходи­
мо оценить потребность производства в специализированном обо­рудовании и высококвалифицированных кадрах для перехода к вы­пуску больших объемов продуктов или услуг.

Скорость внедрения в производство и издержки, сопровождаю­щие этот процесс, различны у разных проектов. Обычно чем больше разрыв между необходимыми для организации производства нового продукта и существующими производственными возможностями, тем больше соответствующие затраты по реализации инновацион­ного проекта.

При оценке проекта необходимо выявить те характеристики но­вого продукта или услуги, которые с большой вероятностью вызовут дополнительные производственные затраты. Определив эти трудно­сти и затраты, можно спланировать переход инновационного про­екта от стадии НИОКР к стадии производства.

Критерии оценки инновационного проекта

Полная оценка инновационного проекта включает в себя анализ всех вышеперечисленных основных элементов его реализации. Для того чтобы свести полученные результаты в единое целое для полу­чения общей оценки, можно использовать критерии, перечислен­ные в табл. 11.1.

Таблица 11.1

Критерии

Оценки

1

2

3

4

5

Цели, стратегия, политика и ценности предприятия

1. Совместимость проекта с текущей страте­гией.

2. Согласованность проекта с представле­ниями потребителей о предприятии.

3. Соответствует ли проект отношению предприятия к риску?

4. Временной аспект риска.

Маркетинг

1. Соответствие проекта определенным по­требностям рынка.

2. Оценка общей емкости рынка.

3. Оценка доли рынка.

4. Вероятность коммерческого успеха.

5. Возможный объем продаж.

6. Оценка конкурентов.

Продолжение табл. 11.1

Критерии

Оценки

1

2

3

4

5

7. Согласованность с существующими кана­лами сбыта.

8. Общественное мнение о новом продукте.

Научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы

1. Соответствие проекта инновационной стратегии предприятия.

2. Вероятность технического успеха.

3. Стоимость и время разработки проекта.

4. Отсутствие патентных нарушений.

5. Наличие научно-технических ресурсов.

6. Возможность будущих разработок про­дукта и дальнейшее применение внедряе­мой технологии.

7. Согласованность с другими инновацион­ными проектами предприятия, влияние его производства на окружающую среду.

8. Соответствие проекта текущему и пер­спективному законодательству об охране окружающей среды.

Финансы

1. Стоимость НИОКР.

2. Затраты на производство.

3. Стоимость маркетинговых исследований.

4. Наличие финансовых средств в необхо­димые сроки.

5. Согласованность с финансированием других проектов предприятия.

6. Ожидаемая норма прибыли.

7. Соответствие проекта критериям эффек­тивности финансовых вложений, приня­тых на предприятии.

Производство

1. Соответствие численности и квалифика­ции производственного персонала пред­приятия для реализации инновационного проекта.

Продолжение табл. 11.1

Критерии

Оценки

1

2

3

4

5

2. Согласованность проекта с имеющимися мощностями предприятия.

3. Стоимость и наличие необходимых сырья, материалов, комплектующих изделий.

4. Издержки производства.

5. Уровень безопасности производства.

Примечание:

1 — очень высокая оценка;

2 — высокая оценка;

3 — удовлетворительная оценка;

4 — низкая оценка;

5 — очень низкая оценка.

Следует отметить, что приведенный в табл. 11.1 перечень не явля­ется универсальным и в зависимости от целей и направления конкрет­ного инновационного проекта может быть расширен. Каждое предпри­ятие может использовать те критерии оценки проектов, которые счита­ет для себя наиболее существенными и значимыми.

Для получения полной оценки инновационного проекта необ­ходимо оценить каждую позицию, а затем уже на основе обобщен­ной оценки принимать решение об эффективности анализируемого проекта.

Риски в инновационном предпринимательстве. Инновационная деятельность в большей степени, чем другие направления предпри­нимательства, сопряжена с риском, так как полная гарантия благо­получного результата в инновационном предпринимательстве прак­тически отсутствует. В крупных организациях этот риск, однако, значительно меньше, поскольку перекрывается масштабами обыч­ной хозяйственной деятельности (отлаженной и чаще всего дивер­сифицированной) .

В общем виде риски в инновационном предпринимательстве мож­но определить как вероятность потерь, возникающих при вложении фирмой средств в производство новых товаров и услуг, в разработку новой техники и технологий, которые, возможно, не найдут ожи­даемого спроса на рынке, а также при вложении средств в разработ­ку управленческих инноваций, которые не принесут ожидаемого эффекта.

В целом риск, возникающий в инновационном предпринима­тельстве, включает в себя следующие основные виды рисков: риски ошибочного выбора инновационного проекта; >► риски необеспечения инновационного проекта достаточным

Уровнем финансирования; >• маркетинговые риски текущего снабжения ресурсами, необ­ходимыми для реализации инновационного проекта; > маркетинговые риски сбыта результатов инновационного проекта;

>► риски неисполнения хозяйственных договоров (контрактов); >► риски возникновения непредвиденных затрат и снижения

Доходов; >► риски усиления конкуренции;

>► риски, связанные с недостаточным уровнем кадрового обес­печения;

>► риски, связанные с обеспечением прав собственности на ин­новационный проект, и др. Одной из причин возникновения риска ошибочного выбора ин­новационного проекта является необоснованное определение при­оритетов экономической и рыночной стратегии предприниматель­ской фирмы, а также соответствующих приоритетов различных видов инноваций, способных внести вклад в достижение целей предприятия.

Это может произойти в силу ошибочной оценки роли кратко­срочных и долгосрочных интересов собственников предприятия. Если собственники предприятия стремятся к быстрейшему нараста­нию капитала или к распределению прибылей от его деятельности в пользу других предприятий, владельцами которых они являются, то в этом случае долгосрочная экономическая цель реализации инно­вационного проекта в виде максимизации доли предприятия на рынках сбыта не будет достигнута.

Следующей причиной возникновения риска неправильного вы­бора цели инновационного проекта может явиться ошибочная оценка рынка потребления. Данная причина характерна для так на­зываемых «авторских» инновационных проектов, разрабатываемых учеными.

Риски необеспечения инновационного проекта достаточным уровнем финансирования включают в себя следующие:

1) риск неполучения средств, необходимых дли разработки ин­новационного проекта. Данный риск характерен для ситуаций, ко­гда инновационный проект требует больших финансовых средств, а предприятие не смогло их получить. Этот вид риска возникает в случае, если предприятие не сможет привлечь инвесторов для фи­нансирования проекта, т. е. если не сможет убедить их в достаточ­ной эффективности инновационного проекта;

2) при выборе источника финансирования инновационного проекта у предприятий существует три возможных варианта финан­сирования. Первый метод — самофинансирование проекта, при втором опора делается на внешние источники финансирования, третий представляет собой комбинацию вышеназванных. Соответ­ственно возникает риск неполучения финансовых средств в резуль­тате неправильно выбранного метода финансирования.

Следующая группа рисков, возникающих в процессе инноваци­онной деятельности, — это маркетинговые риски, связанные со снабжением и сбытом. Данные риски в первую очередь обусловле­ны техническими особенностями инновационного проекта. В неко­торых случаях для его реализации необходимо уникальное оборудо­вание или высококачественные комплектующие или материалы, ко­торые также требуют разработки и освоения. Поэтому перед пред­приятием встает проблема поиска поставщиков, способных разра­ботать подобные уникальные ресурсы для инновационного проекта.

Иногда таких поставщиков нет на отечественном рынке, и пред­принимательской фирме приходится выходить с предложениями на международный рынок, что влечет за собой дополнительные затра­ты и риски, связанные с внешнеэкономической деятельностью.

Сюда же можно отнести риск, связанный с тем, что поставщи­ки, на которых рассчитывало предприятие при проектировании ин­новационного проекта, откажутся от своих обязательств, и пред­приятие не сможет получить (приобрести) оборудование, сырье, ма­териалы, комплектующие изделия по ценам, заложенным в проекте. В данном случае затраты предприятия при разработке инновацион­ного проекта могут значительно увеличиться, а ожидаемый эконо­мический эффект — снизиться. Это произойдет и в случае невыпол­нения поставщиками своих обязательств по срокам, по качеству предоставляемых услуг и т. п.

Маркетинговые риски сбыта разработанного инновационного проекта включают следующие:

>> риск недостаточной сегментации рынка, который чаще всего возникает при разработке и внедрении новых товаров и услуг высокого качества и высокой стоимости, в результате чего предполагаемые потребители не смогут их купить, а это, в свою очередь, влияет на объемы реализации новых изделий;

Риск ошибочного выбора целевого сегмента рынка, возни­кающий в следующих ситуациях:

— когда спрос на новшество на выбранном сегменте рынка оказывается нестабильным;

— когда на данном сегменте рынка потребность в новшестве недостаточно сформировалась;

— если выбран сегмент рынка, на котором потребность в новшестве оценена неверно;

— если для продаж выбран сегмент рынка, на котором по­требность в новшестве ограничена, и т. п.;

Риск ошибочного выбора стратегии продаж новшества из-за выбора неудачной организации сети сбыта и системы про­движения новшества к потребителю.

Кроме рассмотренных выше видов рисков, на деятельность ин­новационных предприятий влияют риски, характерные для всех предпринимательских организаций: политические, кредитные, ин­вестиционные и др.

Экономика предприятия

Внедрение энергосберегающих программ для производства, промышленных объектов, предприятий

Чем крупнее предприятие, тем важнее для него экономия ресурсов. Это касается любой промышленности и производства. Именно поэтому так важно обратить внимание на современные программы энергосбережения и энергоэффективности. Вы можете использовать стандартные приемы, проверенные компаниями в …

Что такое экономия для бизнеса?

Как вы считаете, что лучше для бизнеса: заработанный рубль или сэкономленный рубль? Ответ очевиден: лучше и то и другое! Если присмотреться повнимательней, то в любом бизнесе можно увидеть огромные дыры, …

Что даст экономика толпы?

Как и любое новое явления, крауд -экономика вызывает множество вопросов. Кто-то говорит, что ничего нового в этом нет, и на это не стоит акцентировать столько внимания. Кто-то скажет, что это …

Как с нами связаться:

Украина:
г.Александрия
тел./факс +38 05235  77193 Бухгалтерия

+38 050 457 13 30 — Рашид - продажи новинок
e-mail: msd@msd.com.ua
Схема проезда к производственному офису:
Схема проезда к МСД

Партнеры МСД

Контакты для заказов оборудования:

Внимание! На этом сайте большинство материалов - техническая литература в помощь предпринимателю. Так же большинство производственного оборудования сегодня не актуально. Уточнить можно по почте: Эл. почта: msd@msd.com.ua

+38 050 512 1194 Александр
- телефон для консультаций и заказов спец.оборудования, дробилок, уловителей, дражираторов, гереторных насосов и инженерных решений.