Экономика предприятия

Годовой план предприятия

Наиболее распространенной формой текущего планирования является годовой план, который в прежние годы носил название техпромфинплана. На предприятиях определяется себестоимость по элементам и статьям затрат, планируются выручка от реализа­ции, прибыль и платежи в бюджет и во внебюджетные фонды. В не­которых случаях планируются издержки по производственным под­разделениям и проводятся более сложные специальные расчеты.

Данные для составления годового плана. Если раньше годовой план предприятия составлялся на основе наличных производствен­ных ресурсов, то в современных условиях он разрабатывается исхо­дя из прогнозов сбыта продукции и анализа наличных и перспек­тивных потребностей рынка. Помимо этого, при составлении годо­вого плана опираются на результаты деятельности предприятия в предшествующем периоде, показатели выполнения прежних пла­нов, фактический спрос на продукцию. Сбором и обработкой такой информации занимаются информационно-аналитические отделы предприятия.

Прогноз сбыта составляется по каждому виду производимой предприятием продукции с разбивкой по месяцам и территориям. Объем сбыта каждого продукта показывается в натуральном и стои­мостном выражении. Исключения составляют предприятия с инди­видуальным характером производства или с большим ассортиментом продукции. В этом случае прогноз сбыта делается по ассортимент­ным группам (связь продукции по сбыту) или товарным линиям (связь по технологии). Таким образом, прогноз сбыта может быть представлен в следующем виде (табл. 9.1).

Правила разработки годового плана. Разработка годового плана подчиняется строго определенным правилам, связанным со срока­ми его составления, порядком доведения до подразделений, а также структуры и конкретных показателей.

Составление годового плана предприятия осуществляется пла­ново-экономическим отделом до начала планируемого года (как правило, в ноябре или декабре предшествующего года). В задачи этого отдела входит доведение обязательных разделов плана до структурных подразделений организации и ведение контроля над ходом его выполнения. Как правило, годовой план имеет поквар­тальную разбивку всех показателей.

На крупных предприятиях годовой план разрабатывается на ос­новании предварительных расчетов, проведенных для структурных подразделений предприятия (цехов, филиалов). При этом необхо-

Таблица 9.1

Всего

Регион 1

Регион 2

Шт.

Руб.

Шт.

Руб.

Шт.

Руб.

1. Продукция А:

Январь

Февраль

Декабрь

Итого

За кварталы:

I

II

III

IV

2. Продукция В:

І

1

Димо строго следить за тем, чтобы эти планы полностью соответст­вовали годовому плану всего предприятия. Все показатели (и нату­ральные, и стоимостные) плана всего предприятия и его подразде­лений должны быть увязаны между собой.

Состав показателей планов подразделений может изменяться в зависимости от технологического назначения этих подразделений и типа производства. Однако в качестве общей основы можно счи­тать, что квартальный (годовой) план основного подразделения (це­ха) содержит:

Производственную программу по номенклатуре и объему производимых товаров и услуг;

План по труду, включающий численность персонала, фонд заработной платы, выработку на одного работающего, сред­нюю заработную плату;

План по себестоимости, который предполагает смету цеховых расходов и задание по себестоимости продукции (например, в виде плановой себестоимости);

Организационно-технический план цеха, включающий орга­низационные мероприятия подразделения, вопросы исполь­зования и обслуживания технологии и пр.

Сбыт готовой продукции

Показатели годового плана. Все показатели, используемые в пла­нировании деятельности предприятия, а именно финансовые,
структурные и качественные, находят свое применение в годовом плане организации.

К финансовым показателям относятся: объем продукции в от­пускных ценах, объем реализации продукции в стоимостном выра­жении (по видам продукции), прибыль предприятия, кредиторская и дебиторская задолженности, платежи в федеральный и муници­пальный бюджеты, фонд оплаты труда и пр.

Структурные показатели: доля средств юридических лиц в при­влеченных ресурсах, доля кредитов физическим лицам в чистых ак­тивах, доля вложений в ценные бумаги в чистых активах, доля вкла­дов в привлеченных ресурсах и пр.

Качественные показатели: рентабельность, ликвидность, произ­водительность труда, показатели использования производственных мощностей, текучесть, обновление кадров, повышение их квалифи­кации, оснащенности электронной техникой и пр.

Все эти показатели, как правило, раскрываются в аналитиче­ской записке к годовому плану предприятия, представляемому на утверждение руководству (дирекции) предприятия.

Структура годового плана. Годовой план предприятия разрабаты­вается по заранее принятой форме, которая включает следующие разделы и показатели.

1. Производство продукции.

1.1. Объем производства в натуральном и стоимостном выраже­нии.

1.2. Реализация в натуральном и стоимостном выражении.

2. Ресурсное обеспечение.

2.1. Основные производственные фонды (обновление и исполь­зование).

2.2. Оборотные производственные фонды (нормативная потреб­ность и использование).

2.3. Оборотные средства (собственные и заемные).

2.4. Трудовой потенциал (численность занятых, затраты на оп­лату труда, отчисления на социальное страхование).

3. Оценочные показатели.

3.1. Себестоимость продукции.

3.2. Производительность труда.

3.3. Процент реализованной продукции.

3.4. Прибыль, рентабельность.

4. Финансовые обязательства.

4.1. Платежи в федеральный и муниципальный бюджеты.

4.2. Погашение кредита (задолженности) и выплата процентов.

5. Социальное развитие.

5.1. Развитие непроизводственной сферы.

5.2. Улучшение условий труда. Охрана труда.

5.3. Подготовка и переподготовка кадров.

6. Природоохранные мероприятия.

6.1. Влияние производства на окружающую среду (последствия производства, отходы от производственной деятельности и пр.).

6.2. Безопасность продукции для человека и внешней среды.

В системе показателей, используемых в годовом плане, сущест­венная роль отводится натуральным, качественным показателям, ориентирующим деятельность предприятия на достижение конеч­ных результатов.

В системе годового планирования за последние десять лет число показателей заметно сократилось. Многие недооценивают такие раз­делы годового плана, как социальное развитие и природоохранные мероприятия. Зачастую планирование по этим разделам вообще от­сутствует.

Бюджет как форма реализации текущих планов. Реализацию теку­щих планов осуществляют через систему бюджетов, или финансовых планов, которые составляют обычно на год или на более короткий срок по каждому отдельному подразделению — центру прибыли, а затем объединяют в единый бюджет, или финансовый план пред­приятия.

Бюджет представляет собой план расходов и доходов в стоимо­стном и натуральном выражении. Он должен соответствовать всем разделам плана и охватывать все стороны деятельности предпри­ятия. Бюджеты можно как составлять укрупненно, так и разрабаты­вать в деталях. Общий бюджет предприятия включает все бюджеты по различным направлениям планируемой деятельности.

Выделяют два основных вида бюджетов: бюджеты капитальных затрат и бюджеты текущих операций. Бюджеты капитальных за­трат применяют исключительно для контроля и оценки долгосроч­ных планов, требующих для реализации больших капитальных вло­жений.

Бюджеты текущих операций используют для планирования и контроля повседневной производственной и сбытовой деятельно­сти и связанных с этим функций.

Если условия функционирования предприятия быстро меняют­ся, то применяют метод непрерывного составления бюджетов. Он предусматривает разработку текущего бюджета (например, на год) с пересмотром его в конце каждого месяца путем исключения этого месяца и добавления бюджетных оценок на месяц, следующий за окончанием первоначального бюджетного периода.

Используют также метод различных вариантов бюджета, при котором параллельно составляют несколько бюджетов: запланиро­ванный, ниже и выше запланированного уровня.

Не реже одного раза в квартал осуществляют анализ и контроль выполнения плановых заданий и бюджетов, проводят их корректи­ровки в разрезе реализуемой продукции, расходов и финансового состояния предприятия. В качестве основы для текущего планиро­вания и различного рода корректировок плана отделы и службы предприятия систематически представляют отчетность:

>■ ежедневную, еженедельную — по реализации продукции, ос­таткам основных товаров на складе (в натуральном выраже­нии), поступлению товаров, наличию денежных средств на счетах и т. д.;

>■ ежемесячную — по товарам на складах, поступлениям, от­грузке и реализации продукции, дебиторской задолженно­сти, основным видам расходов; >■ ежеквартальную (иногда ежемесячную) — составление про­межуточных балансов и их анализ в сопоставлении с плано­выми показателями; >■ полугодовую и годовую — отчетность перед акционерами и

Налоговыми органами. Составлением текущих планов занимаются руководители функ­циональных подразделений и отделов, что обеспечивает вовлечение в процесс разработки тех сотрудников, которые непосредственно занимаются внедрением планов в производство.

Определение же миссии предприятия и постановка конкретных стратегических целей (а эти две задачи являются важнейшими в перспективном планировании) выполняются прежде всего руково­дителями высшего звена, а уже потом специалистами по планирова­нию. При этом определяются долгосрочная стратегия предприятия, основные задачи его развития, разрабатываются основные страте­гии маркетинга и производится укрупненное планирование произ­водства продукции с последующей корректировкой выбранной стра­тегии и способов ее осуществления. Для этого изучается внешняя среда предприятия, его основные конкуренты, возможность воз­никновения непредвиденных рыночных обстоятельств.

Разработка текущих планов является начальным этапом внедре­ния процесса стратегического планирования. Кроме того, текущий план должен соответствовать всем балансовым показателям работы предприятия. Баланс хозяйственной деятельности предприятия, бюд­жет по прибыли, финансовый бюджет и другие формы статистиче­ской отчетности выполняют следующие важные функции по отно­шению к текущему планированию: во-первых, они отражают распре­деление ресурсов (финансовых, трудовых, материальных) по кон­кретным направлениям деятельности; во-вторых, выполняют функ­цию мониторинга и оценки эффективности внедрения стратегии.

Текущие планы разрабатываются в виде производственной про­граммы на основе поступивших заказов или результатов маркетин­говых исследований. В них показатели устанавливаются на год с разбивкой по кварталам и конкретизируются для отдельных подраз­делений на квартал или месяц. Задачей текущего планирования яв­ляется обеспечение производства материально-техническими и тру­довыми ресурсами с минимальными затратами.

Основой планирования является план сбыта, так как производ­ство ориентировано в первую очередь на ту продукцию, которая бу­дет продаваться, т. е. пользоваться спросом на рынке. Объем сбыта определяет объем производства, который, в свою очередь, опреде­ляет планирование всех видов ресурсов, в том числе трудовых, сырьевых и материальных. Это обусловливает необходимость пла­нирования издержек и прибыли.

Экономика предприятия

Внедрение энергосберегающих программ для производства, промышленных объектов, предприятий

Чем крупнее предприятие, тем важнее для него экономия ресурсов. Это касается любой промышленности и производства. Именно поэтому так важно обратить внимание на современные программы энергосбережения и энергоэффективности. Вы можете использовать стандартные приемы, проверенные компаниями в …

Что такое экономия для бизнеса?

Как вы считаете, что лучше для бизнеса: заработанный рубль или сэкономленный рубль? Ответ очевиден: лучше и то и другое! Если присмотреться повнимательней, то в любом бизнесе можно увидеть огромные дыры, …

Что даст экономика толпы?

Как и любое новое явления, крауд -экономика вызывает множество вопросов. Кто-то говорит, что ничего нового в этом нет, и на это не стоит акцентировать столько внимания. Кто-то скажет, что это …

Как с нами связаться:

Украина:
г.Александрия
тел./факс +38 05235  77193 Бухгалтерия

+38 050 457 13 30 — Рашид - продажи новинок
e-mail: msd@msd.com.ua
Схема проезда к производственному офису:
Схема проезда к МСД

Партнеры МСД

Контакты для заказов оборудования:

Внимание! На этом сайте большинство материалов - техническая литература в помощь предпринимателю. Так же большинство производственного оборудования сегодня не актуально. Уточнить можно по почте: Эл. почта: msd@msd.com.ua

+38 050 512 1194 Александр
- телефон для консультаций и заказов спец.оборудования, дробилок, уловителей, дражираторов, гереторных насосов и инженерных решений.