Экономика предприятия

Предпринимательский сектор в экономике

Предпринимательство как форма социально-экономической активности играет незаменимую роль как в общественном разви­тии, так и в экономической динамике. При этом взаимодействия между предпринимательским сектором (под которым понимается совокупность предпринимателей как физических лиц, а также юри­дических лиц — предприятий, возглавляемых предпринимателя­ми-собственниками), экономикой в целом и обществом носят дос­таточно сложный характер. По существу, можно говорить об особой миссии предпринимательского сектора в экономике и обществе и о факторах, тормозящих или ускоряющих ее реализацию в конкрет­ный период. Рассмотрим функциональные компоненты этой мис­сии и проблемы, с которыми связана реализация миссии предпри­нимательства в период становления и развития рыночной экономи­ки России.

Функции предпринимательства целесообразно изучать в эконо­мическом и социальном аспектах раздельно. Если в первом случае речь идет об экономической эффективности предпринимательства как социально-экономического института и роли отдельных инди­видов-предпринимателей в деятельности этого института, то во втором — о роли предпринимательства в социальном развитии об­щества.

Рассмотрим сначала основные компоненты функциональной роли предпринимательства в экономике.

1. Главная функция предпринимательства в экономике состоит в том, что предприниматели образуют своего рода «передовой от­ряд» экономики: они сознательно принимают, а порой и провоци­руют риск, возникающий в связи с созданием новой локальной эко­номической ситуации. Такую ситуацию создает сам предпринима­тель, приобретая и на свой страх и риск комбинируя и организуя ресурсы в расчете на получение в будущем дохода от реализации то­вара или оказания услуги. Успех предпринимателя, таким образом, зависит от его личной прозорливости и предприимчивости.

Если обнаруживается неудовлетворенный спрос или хотя бы возможность его образования, то предприниматель, подобно репор­теру ежедневной хроники, первым должен оказаться на месте этого социально-экономического «происшествия» и принять все меры к тому, чтобы этот спрос был создан, а затем и удовлетворен. Поэтому предпринимательская деятельность позволяет постоянно снимать напряжение, возникающее из-за локальных дисбалансов спроса и предложения в экономике. Кратко эту часть миссии предпринима­тельства можно выразить следующим образом: предприниматель — разведчик будущего.

2. Предприниматель легче, чем кто бы то ни было, улавливает не только возникающий спрос, но и появляющееся предложение, в особенности — новые технологии, продукты, способы организации производства и распределения продукции. Основная часть иннова­ционной экономики в развитых странах мира базируется на пред­принимательском секторе. Крупные корпорации, производящие массовую продукцию, как правило, не могут позволить себе реаги­ровать на «слабые инновационные сигналы», перестраивать сло­жившуюся структуру производства. Одна из причин слабой воспри­имчивости к научно-техническому прогрессу централизованно управляемой экономики СССР — отсутствие в стране развитого предпринимательского сектора. Эту функцию предпринимательства кратко можно выразить так: предприниматель — инновационный лидер.

3. Крупные предприятия, специализирующиеся на производст­ве массовой продукции, действуют, как правило, в рамках одного сектора рынка. Межсекторное пространство должно заполняться предпринимателями, которые могут оперативно сконцентрировать ресурсы на «белых пятнах» рыночной карты. При низком уровне развития предпринимательства в стране межсекторные промежут­ки либо останутся источниками дефицита, либо будут заполняться импортными товарами. Поэтому функционирование предприни­мательства обеспечивает целостность экономики и противодейст­вует ее фрагментаризации. Таким образом, предпринимательский сектор — структура, связывающая различные предметные секторы рынка.

4. Крупные предприятия слабо приспособлены для производст­ва товаров индивидуального и «мелкосерийного» спроса. Только мобильные предпринимательские фирмы могут в целом решить проблему освоения рынка индивидуальной продукции с учетом де­мографических, национальных, региональных, социокультурных и других особенностей потребителей. Предпринимательство является единственной экономической силой, способной обеспечить ста­бильное создание индивидуализированных благ и удовлетворение инди­видуального спроса.

5. Борьба с властью «олигархов» в России затруднена тем, что фактически «олигарх» ни от кого и ни от чего не зависит: ни от ак­ционеров и работников его предприятий, ни от действий властных или силовых структур (за исключением самых одиозных случаев), ни даже от экономической конъюнктуры. На другом полюсе — по­люсе наемного труда — работники частных предприятий и государ­ственные служащие, которые зависят главным образом от непо­средственного начальства, работодателя.

И только предприниматель напрямую зависит от рынка, от пот­ребителей, которых он не может заставить пользоваться его продук­цией или услугами, а может только убедить. Поэтому именно через предпринимательство осуществляется подлинная экономическая демократия. Демократия в стране — это не только и не столько вы­боры разнообразных начальников и властей. Это прежде всего де­мократия в экономике — чуткое, честное и энергичное предприни­мательство. Следовательно, предприниматель является носителем основ экономической демократии.

6. Фирмы, руководимые предпринимателями, как правило, реа­лизуют низкозатратные технологии, имеют возможность ввиду обо­зримых размеров производства сократить непроизводительные из­держки. Предприниматели и их семьи добровольно берут на себя высокую нагрузку и готовы работать в тяжелых условиях, на что не согласились бы другие работники. Поэтому производительность труда в наиболее эффективных звеньях предпринимательского сек­тора может существенно превосходить этот показатель на наиболее эффективных крупных предприятиях.

Предприниматель — потенциальный лидер в снижении затрат и повышении производительности труда.

7. Финансирование предпринимательского сектора основано на собственных или приравненных к ним капиталах. Порой предпри­ниматель, создавая свой бизнес, использует свои или семейные лич­ные сбережения, деньги друзей и знакомых и непосредственно, ми­нуя финансово-кредитных посредников, трансформирует их в ин­вестиции в сектор производства товаров и оказания услуг. Тем самым предпринимательский сектор потенциально может стать ис­точником взаимного доверия, которого так не хватает в нашей стра­не. Если же удастся достигнуть взаимного доверия в предпринима­тельском секторе, в конечном счете будет обеспечено и доверие ме­жду государством и населением.

Предпринимательство — эффективный способ вовлечения личных сбережений в инвестиционный процесс и создания благоприятного де­лового климата.

8. Предприниматели как самая мобильная и мотивированная часть экономических агентов хорошо зарекомендовали себя в каче­стве первопроходцев наиболее эффективных направлений внешне­экономической деятельности. «Тропинки» на зарубежные рынки, проложенные в начале экономических реформ «челноками», по прошествии времени пытаются освоить крупные предприятия, хотя и с очевидно меньшим успехом.

Предприниматель — лидер в освоении внешних рынков.

9. Такие качества малых и многих средних предприятий, как гибкость, адаптивность и мобильность, остаются недостижимыми для крупных предприятий как в промышленности, так и в сельском хозяйстве. Предпринимательские предприятия в городе, фермер­ские хозяйства на селе должны послужить образцами рыночного поведения в экономике. Многие малые предприятия, которые функционируют как сателлиты крупных, смягчают агрессивность рыночной среды для масштабных предприятий, принимают на себя их рыночные риски, обеспечивая тем самым рыночный симбиоз и единство экономики.

Вместе с тем совместное, а порой и конкурентное функциони­рование крупных и малых предприятий оказывает и обратное влия­ние — крупные предприятия более успешно осваивают рыночные способы поведения. «Экономическая физиономия» крупных пред­приятий приобретает предпринимательские, рыночные черты.

Предпринимательские предприятия могут и должны стать об­разцами рыночного поведения для крупных компаний.

10. Предпринимательство должно сыграть важную роль в реше­нии задачи подъема российской науки. Ключевыми здесь являются два момента. Первый — коммерциализация НИОКР, придание ры­ночных качеств процессам распространения результатов научных и прикладных исследований. Эту роль могли бы выполнить специа­лизированные малые предпринимательские предприятия. Второй момент — использование результатов НИОКР для нужд самих ма­лых предприятий. Энергетически низкозатратные производствен­ные технологии, эффективные маркетинговые решения, методы управления малыми и рассредоточенными коллективами и многое другое могло бы стать предметом сотрудничества предприниматель­ского сектора и исследовательских коллективов.

Предпринимательский потенциал — средство и стимул возрож­дения российской науки.

В итоге можно сделать вывод, что современная экономика не может сохранить целостность и конкурентоспособность без эффек­тивного развития предпринимательства. Следует ожидать, что в XXI в. «предпринимательская экономика» придет на смену «управ­ленческой экономике».

Экономика предприятия

Внедрение энергосберегающих программ для производства, промышленных объектов, предприятий

Чем крупнее предприятие, тем важнее для него экономия ресурсов. Это касается любой промышленности и производства. Именно поэтому так важно обратить внимание на современные программы энергосбережения и энергоэффективности. Вы можете использовать стандартные приемы, проверенные компаниями в …

Что такое экономия для бизнеса?

Как вы считаете, что лучше для бизнеса: заработанный рубль или сэкономленный рубль? Ответ очевиден: лучше и то и другое! Если присмотреться повнимательней, то в любом бизнесе можно увидеть огромные дыры, …

Что даст экономика толпы?

Как и любое новое явления, крауд -экономика вызывает множество вопросов. Кто-то говорит, что ничего нового в этом нет, и на это не стоит акцентировать столько внимания. Кто-то скажет, что это …

Как с нами связаться:

Украина:
г.Александрия
тел./факс +38 05235  77193 Бухгалтерия

+38 050 457 13 30 — Рашид - продажи новинок
e-mail: msd@msd.com.ua
Схема проезда к производственному офису:
Схема проезда к МСД

Партнеры МСД

Контакты для заказов оборудования:

Внимание! На этом сайте большинство материалов - техническая литература в помощь предпринимателю. Так же большинство производственного оборудования сегодня не актуально. Уточнить можно по почте: Эл. почта: msd@msd.com.ua

+38 050 512 1194 Александр
- телефон для консультаций и заказов спец.оборудования, дробилок, уловителей, дражираторов, гереторных насосов и инженерных решений.