Искусство интерпретации
РАБОТА МЕНЕДЖЕРА-ИНТЕРПРЕТАТОРА существенно отличается от деятельности руководителя-аналитика. Успех требует не только нового взгляда на вещи, но и новых навыков. Мы хотели бы дать менеджерам, стремящимся сделать интерпретативный подход неотъемлемой частью своей ежедневной практики, следующие советы.
Ищите новые пути для организации обсуждений будущего
Поскольку обсуждение очень важно для интерпретации, необходимо создавать стимулы и площадки для продуктивных дискуссий. В отделе разработок IBM, например, не так давно было решено, что ведущие ученые компании должны покидать лаборатории и уделять время общению с потребителями, «Нам не нужны монахи-капуцины, которые прячутся в своих кельях, — пояснял бывший директор исследовательского отдела Джим Макгроди. — Мы предпочитаем францисканцев, разгуливающих по улицам». Такие вылазки помогают ученым решать проблемы потребителей, но их польза этим не ограничивается. Такое общение меняет мировосприятие ученых, позволяя им по-новому взглянуть на свою работу, что, в свою очередь, нередко ведет к революционным прорывам.
Макгроди вспоминал: «Недавно я встретил на парковке двух наших математиков, направлявшихся на встречу с клиентом. Для обоих это был первый опыт подобного общения, но мы хорошо подготовили встречу, поэтому никаких трудностей не возникло. Математики вернулись в лабораторию очень воодушевленными, а их впечатления были учтены при составлении плана исследований». А компания Andersen Consulting создала в разных уголках мира несколько виртуальных моделей супермаркетов, розничных магазинов, даже целых компаний, где консультанты могут встречаться с клиентами и обсуждать, чего они могли бы достичь с помощью новых технологий. Эти площадки предназначены не для того, чтобы точно рассчитать, что произойдет в будущем, а скорее, чтобы стимулировать обмен идеями о возможном ходе событий.
Многих людей, особенно инженеров, отпугивает мысль об открытых, творческих обсуждениях, поэтому нужно на - учитыгя их инициировать. Один из хороших способов — выдвинуть так называемую эластичную цель. Будет в действительности достигнута эта цель или нет, нередко не имеет особого значения. Главное — побудить компанию выйти за рамки привычных предпочтений, заставить ее двигаться вперед и искать новые решения. Самый известный пример такой цели — система качества «шесть сигм», внедренная компанией Motorola в 80-х гг. Долгое время занимавший пост председателя правления Motorola Боб Гэлвин заявил в своем недавнем интервью: «Не так важно, какова цель, если она разумна. Она должна побуждать, подталкивать». В действительности Motorola не сумела достичь поставленной цели, но программа «шесть сигм» положила начало многим чрезвычайно выгодным совместным проектам, объединившим усилия разных подразделений компании, а впоследствии и ее поставщиков. Интересно, что многие из этих проектов первоначально не входили в планы компании — их идеи возникли в ходе реализации программы «шесть сигм».