Управление эффективностью бизнеса
Практический опыт: межбанковская система ипотечного кредитования
В качестве еще одного примера рассмотрим задачу, которая сегодня является весьма актуальной для банковских групп, развивающих свои ипотечные операции. Предположим, что речь идет не об отдельном банке, а о банковской группе, включающей несколько многофилиальных банков, и что эта группа ставит перед собой задачу организации единой системы ипотечного кредитования. Для этого в составе группы выделяется головной банк ипотечного кредитования, в задачи которого входит координация процесса в целом, а также централизованное привлечение ресурсов для рефинансирования ипотечных кредитов.
Понятно, что каждый из банков, входящих в состав группы, имеет собственную информационно-технологическую инфраструктуру (автоматизированные банковские системы, аналитические приложения и т. п.) и, как следствие, — данные, хранящиеся в разных источниках и в разных форматах. К тому же объем данных об ипотечных операциях, весьма велик: количество активных договоров может измеряться миллионами. В то же время необходим «единый взгляд» на информацию, позволяющий обеспечить работоспособность ипотечной системы, включая контроль над финансовой позицией всей системы в целом, анализ рисков и предоставление всем участникам проекта достоверной, своевременной и наглядной информации.
Задача централизованного хранения данных и необходимого информационного взаимодействия участников межбанковской ипотечной группы необходимо создание и поддержка распределенной информационной системы. Прежде всего, эта система должна обеспечить хранение всей необходимой информации и анализ данных о договорах ипотечного кредитования, заключаемых в Головном банке, в других банках группы и их филиалах. Помимо хранения и централизованного анализа информации об ипотечных операциях (размещенных средствах), эта система также должна обеспечивать учет операций по рефинансированию, включая взаимодействие Головного банка с другими банками группы по вопросам привлечения целевых кредитов и расчетов по ним. Наконец, информационная система должна обеспечить формирование регулярной отчетности и ее распространение по всей группе, а также возможность формирования незапланированных (ad-hoc) запросов.
Таким образом, распределенная информационная система ипотечного кредитования должна позволять решать следующие задачи:
— ввод исходных данных с бумажных носителей посредством сканирования договоров или вручную;
— учет выделенных кредитов и расчетов по ним;
— хранение всей информации в централизованном хранилище данных (ЦХД);
— интеграция с существующими в банках автоматизированными банковскими системами (АБС) и организация обмена данными с ЦХД (экспорт и импорт данных);
— анализ данных, хранящихся в ЦХД;
— формирование отчетов и представление их банкам-операторам.
Можно ли для решения поставленной задачи обойтись стандартными (пакетными) средствами автоматизации? В настоящее время на рынке присутствует ряд программных продуктов, которые реализующих отдельные процессы ипотечного кредитования. В качестве примеров можно отметить информационный комплекс ЦФТ-Банк (на платформе Oracle), системы ЕВФРАТ-Документооборот (Cognitive Technologies), разработку на платформе Documentum, отдельные функции модуля RS-Loans. Но можно отметить, что все перечисленные разработки предназначены для автоматизации только на уровне отдельных банков-операторов, в них отсутствует функциональность информационного взаимодействия группы банков, в частности, по взаимодействию головного банка с другими банками группы. Поэтому в качестве адекватного решения был предложен комплекс ВЬсистем, включающих реляционное хранилище данных, OLAP-систему, а также средства построения запросов, анализа данных, формирования отчетности и ее регламентированной доставки пользователям.
Компоненты предлагаемой системы схематично изображены на рисунке 6.2.
Рис. 6.2. Основные элементы распределенной информационной системы ипотечного кредитования |
Как видно из схемы, основными элементами системы являются:
— реляционное хранилище данных (реализуется на платформе MS SQL Server, с использованием набора хранимых процедур);
— многомерное хранилище данных (OLAP-сервер Hyperion Essbase и необходимые компоненты);
— средства построения запросов, анализа данных, формирования отчетности и ее регламентированной доставки (Hyperion Performance Suite);
— сервер приложений (Microsoft IIS, ASP. NET).
Рабочие места администраторов и пользователей системы:
— рабочее место администратора реляционного хранилища (функции: генерация сертификатов и назначение прав доступа,
Регламентированные операции, контроль процессов, обновление версий программного обеспечения на клиентских местах);
— рабочее место администратора многомерного хранилища данных и средств запросов и отчетности (функции: ввод и редактирование описаний пользователей, распределение прав доступа, выполнение регламентированных операций, контроль процессов);
— рабочее место оператора по вводу данных (функции: обмен данными с автоматизированной банковской системой, ввод данных с бумажных носителей, экспорт и импорт данных). При этом рабочее место предусматривает возможность ввода и модификации данных даже в случае отсутствия связи с центральным сервером, путем ввода данных в локальном режиме и последующей синхронизации с центральным хранилищем;
— рабочее место оператора по учету кредитов и расчетам. Рабочее место также предусматривает возможность работы в локальном режиме, с последующей синхронизацией с центральным хранилищем;
— рабочее место аналитика (функции: построение различных аналитических отчетов).
Отметим, что подходы, примененные при проектировании распределенной информационной системы ипотечного кредитования, достаточно универсальны и могут применяться для решения других задач, связанных с централизованным хранением информации, ее аналитической обработкой и доставкой управленческой отчетности в рамках распределенной организационной структуры.
Приведенные примеры применения систем бизнес-интеллекта весьма показательны — тем, что признанные на Западе подходы и технологии успешно приживаются в России. А это означает, что многие отечественные предприятия и организации имеют хорошую возможность повышения эффективности принятия решений — за счет структурирования управленческой информации и оперативности ее обработки.
Директор по информационным технологиям компании «Дельта Телеком»
Современное состояние бизнеса мобильной связи характеризуется чрезвычайно высокой конкуренцией, что побуждает операторов непрерывно разрабатывать новые предложения для рынка. Очевидно, что это вряд ли возможно без тщательного анализа имеющейся информации об абонентах, трафике, услугах.
Конечно же, вся необходимая информация имеется в биллинговой системе, но ее использование для целей аналитических исследований затруднительно по ряду причин. Во-первых, огромен объем данных, подлежащих обработке. Во-вторых, данные хранятся в форме, ориентированной на транзакционную обработку, что существенно замедляет формирование аналитических отчетов, особенно в тех случаях, когда требуется анализ по размерности «время» (а потребность в этом возникает довольно часто). В-третьих, информация засорена технологическими деталями, которые необходимо тщательно учитывать при разработке отчетов.
Кроме того, для решения аналитических задач могут потребоваться совершено непредсказуемые срезы информации. Это приводит к необходимости разработки новых отчетов, что невозможно без привлечения специалистов по информационным технологиям. Все эти обстоятельства затрудняют и замедляют процесс анализа информации, а это, в конечном счете, сказывается на качестве принимаемых решений.
Наша компания в течение длительного времени искала на рынке программный продукт, предназначенный для решения подобных задач, но большинство рассматриваемых систем были либо слишком сложны, либо недостаточно функциональны. Часто нам предлагались продукты класса Reporting Tools с аналитическими возможностями, но лишь одна система - Hyperion Essbase - практически полностью удовлетворила все имеющиеся потребности. Хочется отметить следующие особенности, которые привлекли наше внимание:
• высокая скорость выполнения запросов, свойственная истинной OLAP-системе. Чтобы оценить, нужно это опробовать: одна-две секунды - и вы получаете новый срез информации, который без использования данной системы пришлось бы ждать десятки минут;
• удобный и интуитивно понятный интерфейс, встроенный непосредственно в таблицу Microsoft Excel, выгодно отличает данный продукт от других разработок, в которых взаимодействие с системой ведется через специализированный интерфейс, а результаты приходится переносить в таблицы через механизмы импорта-экспорта;
Продолжение на следующей странице
• высокая стабильность работы программного обеспечения как сервера, так и клиента;
• ну и, конечно же, высокая функциональная насыщенность по-настоящему универсальной системы, способной удовлетворить самые замысловатые потребности.
Следует отдавать себе отчет в том, что использование любой OLAP-системы требует серьезного и глубокого изучения данного направления специалистами вашей компании, ведь та легкость, с которой конечные пользователи получают доступ к информации, возникает не сама по себе, а базируется на тщательном проектировании и планировании процедуры переноса данных в аналитическую систему. Наш опыт внедрения подобной системы показывает, что специалистам с традиционным «реляционным» мышлением требуются значительные усилия для того, чтобы перестроиться на понимание иных концепций OLAP. Прежде чем приступать к разработке своего первого «куба», необходимо изучить фундаментальные принципы, лежащие в основе таких систем. Раньше литература, посвященная этому вопросу, была доступна только на английском языке, поэтому надеюсь, что данная книга сможет восполнить образовавшийся пробел и станет полезным руководством для специалистов, интересующихся этой проблемой.
• вшмаашашнмнмнм