Управление эффективностью бизнеса
Анализ ситуаций и сценариев
Под ситуационным анализом будет подразумеваться анализ влияния внешних или внутренних факторов на результаты деятельности компании. Примером внешнего воздействия может служить изменение цены продукции (если она диктуется рынком), а примером внутренних факторов — изменение производительности или стоимости ресурсов.
Под сценарным анализом понимается анализ влияния структурных изменений внутри модели, например ввод в производство новых продуктов или вовлечение новых ресурсов.
Система Hyperion Business Modeling позволяет весьма эффективно проводить анализ чувствительности финансовых показателей к изменению каких-либо факторов. Например, даже незначительное изменение объема производства одного из продуктов незамедлительно приводит к изменению стоимости всех остальных продуктов. Это объясняется тем, что при функционально-стоимостном подходе происходит перераспределение на продукты всех затрат, часть из которых носит постоянный и обязательный характер для всех типов продукции (например, оплата труда руководителей или арендная плата за помещения общего назначения). Похожая ситуация возникает при изменении стоимости ресурсов или факторов модели. Например, рост зарплаты одной из категорий сотрудников будет приводить к росту себестоимости той части продуктов, на которые направлены их действия. Смоделировав подобную ситуацию, можно понять, какова чувствительность доходности продукта к изменению того или иного фактора. Затем, проанализировав все возможные изменения внутренних и внешних факторов (например, поочередно увеличивая каждый параметр на 10%), для каждого продукта можно выявить наиболее значимые факторы (то есть факторы, изменение которых на 1 % приводит к большему изменению доходности продукта).
Кроме того, руководству компании может быть интересен анализ сценариев, например анализ последствий запуска в производство нового продукта или исключение одного из существующих.
Очевидно, что решение таких задач без адекватных средств автоматизации требует значительных усилий, времени и затрат, особенно если моделируемый объект включает десятки продуктов, сотни ресурсов и тысячи операций. С другой стороны, автоматизация функционально - стоимостного подхода позволяет получить результаты за считанные минуты, что может стать неоспоримым конкурентным преимуществом при принятии решений. Дополнительные аналитические возможности возникают при экспорте результатов моделирования в OLAP-систему, что позволяет производить анализ в многомерной среде с привлечением данных из других систем управления.