Управление эффективностью бизнеса
Система учета затрат по функциям: Преимущества и недостатки
Система учета затрат по функциям подчеркивает необходимость уточнения причин возникновения накладных расходов и их связей с продуктами. ABC признает, что в долгосрочной перспективе большинство затрат не являются постоянными, и стремится выявить причины, вызывающие изменение накладных расходов с течением времени.
Идея, лежащая в основе метода ABC, состоит в том, что ресурсы потребляются функциями (процессами), а эти функции, в свою очередь, потребляются производимыми продуктами или услугами.
Различия между традиционным подходом и ABC-системой можно представить в виде схемы (см. рис. 4.1, 4.2).
Рис. 4.2. Система учета затрат по функциям |
Структурно процедура функционально-стоимостного анализа включает следующие шаги:
— определение основных функций (процессов), имеющих место в организации;
— формирование пулов затрат;
— определение носителей затрат для каждой функции (процесса);
— отнесение затрат на продукт в зависимости от интенсивности «потребления» продуктом соответствующих функций.
Первый шаг — определение основных процессов, связанных с деятельностью компании. В качестве процессов могут, например, выступать деятельность, связанная с производственным оборудованием (непосредственный процесс производства), деятельность, связанная с трудом рабочих, а также различные виды обеспечивающих функций: заказ, приемка, перемещение материалов, руководство подразделениями, упаковка и доставка продукции и т. д.
На втором шаге требуется формирование групп (пулов) затрат (cost pools) для каждого вида деятельности. Каждый пул содержит все затраты, относящиеся к определенной функциональной категории. В качестве таких категорий могут выступать информационные системы, наладочные работы, мероприятия по контролю качества, отгрузка продукции и т. п. Например, совокупные затраты на наладку всех видов оборудования можно объединить в один пул затрат, в этом случае в данный пул попадут все затраты, связанные с наладкой или перенастройкой оборудования.
Третий шаг предусматривает определение носителей затрат (cost drivers) — факторов, которые оказывают влияние на затраты, связанные с каким-либо видом деятельности. Носители характеризуют события или операции, определяющие величину затрат на конкретный вид деятельности. Примерами носителей затрат могут служить: количество принятых или размещенных заказов, количество производственных периодов, количество проектов, размер занимаемых площадей. Учет затрат по функциям формирует вывод о том, что динамика затрат определяется ее носителями. Поэтому прослеживание накладных расходов вплоть до готового продукта требует понимания поведения (динамики) затрат и определения соответствующих носителей затрат.
Для затрат, зависящих только от объема производства, ABC-система использует носители затрат, которые также связаны с объемом производства (это могут быть часы работы основных сотрудников или часы работы оборудования). Например, затраты на электроэнергию можно отнести на продукты, используя в качестве носителя затрат часы работы оборудования, поскольку именно время работы оборудования определяет потребление энергии. Таким образом, если объем производства возрастет на 10%, то пропорционально ему возрастут машино-часы работы оборудования, а следовательно, и затраты на электроэнергию также возрастут на 10%.
Четвертый шаг ABC-процедуры состоит в отнесении затрат на продукты. Потребность продукта в конкретном виде деятельности измеряется количеством единиц носителя затрат, которые потребляет продукт. В качестве примера предположим, что объем пула затрат, относящихся к наладкам оборудования, составил 100 000 руб., а количество наладок за период равно 100. Соответственно, стоимость одной наладки составляет 1000 руб. Для определения затрат, относящихся к конкретному продукту, число наладок, связанных с данным продуктом, следует умножить на 1000 руб. Если при этом наладка производилась для партии из 20 изделий, то наладочные затраты на одно изделие составят 50 руб. (1000 руб. : 20 изделий = 50 руб.).
При всех своих выгодах функционально-стоимостный подход имеет также и некоторые недостатки. Реализация этого метода в полном объеме сопряжена с необходимостью использования детальной информации по операциям (процессам). Но системы учета, имеющиеся в организации, чаще всего не предназначены для сбора такой информации, и поэтому ее получение сопряжено с дополнительными затратами. Преимущества и недостатки обеих систем приведены в табл. 4.1.