Управление эффективностью бизнеса
Организационные функции автоматизированной системы планирования и бюджетирования
Вопросы организации бюджетирования находятся в центре внимания не только финансистов-практиков, но и разработчиков автоматизированных систем планирования и бюджетирования. При этом задача последних — сделать так, чтобы компьютерная система не только обеспечивала расчеты, но и помогала руководителю бюджетного процесса сформировать адекватную организационную среду.
В процессе планирования взаимоотношения между сотрудниками должны выстраиваться в иерархическом порядке в соответствии со структурой центров финансовой ответственности (ЦФО) компании. В общих чертах в такой организационной схеме можно выделить три категории сотрудников:
— специалисты, отвечающие за бюджетный процесс в целом, включая формирование итоговых отчетов;
— специалисты, отвечающие за бюджетирование на уровне функциональных подразделений и/или региональных структур;
— рядовые сотрудники, ведущие отдельные участки учета и планирования в финансово-экономических или функциональных подразделениях.
Кроме того, информационная система должна позволять описывать различные группы пользователей, определив для каждой из них степень детализации данных и уровень доступа к информации. В качестве таких групп могут выступать планово-экономический отдел, финансовый отдел, службы производства, снабжения и продаж, удаленные подразделения и т. д. Для каждого пользователя должен четко определяться участок деятельности, включая список лиц, от которых он получает исходную информацию, и тех, кому он передает результаты своей работы. При этом любой сотрудник должен иметь возможность добавлять комментарии к бюджетным строкам и документировать свои действия. Разумеется, при этом каждый специалист получает доступ к информации в строгом соответствии с назначенными ему правами.
К сожалению, далеко не все программные средства, используемые для бюджетирования, имеют встроенные функции организации процесса планирования. Как показывает практика, многие компании начинают внедрять специализированные системы бюджетирования, намучившись с электронными таблицами или так называемыми «легкими» системами бюджетирования, которые умеют выполнять арифметические операции, но не содержат никаких организационных функций. Конечно,
Старший вице-президент по корпоративной экономике и финансам, Научно-производственная корпорация «Иркут»
В октябре 2001 г. в САО «Иркутское авиационное производственное объединение» (ИАПО) началась реализация проекта автоматизации бюджетного планирования на основе решений корпорации Hyperion. Цель проекта заключалась в совершенствовании существующей на предприятии системы бюджетного планирования и адаптации нового программного обеспечения к разработанным и утвержденным методикам.
Реализации проекта предшествовала подготовка предприятия к внедрению, когда специалистами предприятия был проведен анализ существующей системы бюджетного планирования и сделаны необходимые корректировки методологического характера. Непосредственное внедрение включало три основных этапа: обучение сотрудников ИАПО работе с системой Hyperion, обследование предприятия и составление рабочего задания, а также адаптацию системы к утвержденным процедурам бюджетного планирования. В соответствии с технологией внедрения, работы по проекту осуществлялись совместной группой, состоящей из специалистов компании ЛАНИТ и специалистов предприятия.
Внедрение новой системы бюджетирования позволило предприятию разработать единую корпоративную базу бюджетной информации, обеспечить унифицированные методы и принципы финансового планирования и реализовать скользящее планирование. Также был создан механизм формирования консолидированного бюджета компании и обеспечено автоматическое образование отчетных форм для высшего руководства компании. При этом распределение информации между участниками бюджетного процесса происходило с соблюдением требований конфиденциальности и разграничения прав доступа.
Автоматизация бюджетного планирования привела к повышению полноты и надежности разработки бюджетов и контроля их исполнения. Использование новой бюджетной модели позволило уменьшить количество рутинных процедур, предоставив финансовым специалистам предприятия возможность уделять больше внимания решению аналитических и управленческих задач в области управления финансами. Специалисты предприятия получили надежный инструмент для разработки и анализа различных бюджетных сценариев, создания гибких бюджетов и контроля их исполнения.
С |
Это далеко не единственное преимущество специализированной системы бюджетирования, но все же важность организационных функций трудно переоценить. Ведь при их отсутствии создание серьезных бюджетных моделей превращается в кропотливую рутинную работу.
Поэтому переход от электронных таблиц к специализированной системе резко повышает степень организации бюджетного процесса и столь же резко сокращает сроки формирования бюджетов.