Управление эффективностью бизнеса
Автоматизация бюджетирования
Даже после краткого обзора вопросов методологии становится очевидно, что бюджетирование — довольно сложный процесс, связанный со сбором, обработкой и хранением больших объемов данных, а также с реализацией различных методик прогнозирования, планирования и анализа. Все это необходимо для принятия важных управленческих решений, и система бюджетирования должна обеспечивать общепринятые требования к качеству управленческой информации: полноту, достоверность, своевременность. Сегодня мало у кого возникают сомнения в том, что перечисленные условия могут быть выполнены только при помощи адекватных информационных систем. Однако технологии технологиям рознь, и вполне естественно, что разные электронные инструменты бюджетирования обеспечивают разный уровень качества информации.
В качестве инструмента бюджетирования мы рассмотрим четыре категории программных средств:
— электронные таблицы;
— корпоративные системы управления;
— заказные разработки;
— специализированные системы бюджетирования. Электронные таблицы
Возможно, это покажется странным, но разговор о высоких технологиях мы начнем с обычных электронных таблиц. Как показывает практика, этот инструмент довольно часто используется для бюджетирования, особенно на малых предприятиях. И в этом нет ничего удивительного, поскольку бюджеты составляются именно в табличной форме. Кроме того, электронные таблицы — один из наиболее простых, доступных и популярных инструментов (в России таким стандартом де-факто является Microsoft Excel). С электронными таблицами умеют работать практически все, для этого вовсе не обязательно быть профессионалом в области информационных технологий (хотя справедливости ради заметим, что не так часто можно встретить бухгалтера или экономиста, умеющего самостоятельно создавать сложные системы взаимосвязанных таблиц или разрабатывать макросы для обработки данных). Стоимость лицензий на программное обеспечение невысока, не говоря уже о возможности использования пиратских копий (что, впрочем, авторами не приветствуется).
Электронные таблицы незаменимы для малого бизнеса. Они также могут принести пользу и на более крупных предприятиях, которые только начинают строить свою систему бюджетирования. Однако по мере вовлечения в этот процесс все новых и новых подразделений, усложнения методологии и роста объема данных электронные таблицы как инструмент бюджетирования быстро достигают предела своих функциональных возможностей. Напомним, что электронные таблицы не содержат никаких встроенных функций бюджетирования — ни методологических, ни организационных. Поэтому процесс создания серьезных бюджетных моделей превращается в кропотливую рутинную работу. Вдобавок возникают проблемы с надежностью, ведь нарушение всего одной связи или формулы может привести к существенному искажению всей картины.
Попробуем систематизировать недостатки электронных таблиц, сравнивая их со специализированными системами бюджетного планирования. Выделим для этого три основных ракурса:
— администрирование и поддержка программных средств;
— качество данных;
— возможности анализа.
Электронные таблицы: администрирование и поддержка модели
Первый и, пожалуй, главный недостаток — отсутствие в электронных таблицах встроенных средств поддержки методологии бюджетирования, которые позволяют упростить создание бюджетной модели. К числу таких функций относятся:
— поддержка временных периодов. В системе бюджетирования все данные привязываются к определенному временному периоду, а не к ячейке. Это свойство позволяет автоматически агрегировать данные в соответствии с иерархией временных периодов (месяц-квартал-год), а также сопоставлять различные данные за соответствующие интервалы времени;
— мультивалютность. Система бюджетирования должна позволять ввод данных и построение отчетов с использованием нескольких валют, а для преобразования информации использовать обменные курсы, заданные для соответствующих временных периодов;
— правила распределения данных. Система должна поддерживать правила, позволяющие перераспределять бюджетные данные по времени в соответствии с заранее заданным алгоритмом;
— планирование с использованием количественных и стоимостных показателей.
Все перечисленные функции могут быть реализованы и в электронных таблицах. Однако их реализация наверняка потребует значительных затрат труда и времени.
Другой недостаток — слабые возможности электронных таблиц в части разделения и управления правами доступа пользователей. Если в бюджетный процесс вовлечено большое число участников, то для обеспечения необходимого уровня безопасности приходится создавать отдельный набор таблиц для каждого сотрудника. Возникает громоздкая система файлов, поддержка которой требует больших и неэффективных затрат времени. Что касается специализированных систем, то эти задачи решаются при помощи встроенных функций администрирования, которые позволяют определять права пользователей в терминах базовых экономических понятий (счетов, центров доходов, центров затрат). Таким образом, каждому пользователю может быть открыт доступ лишь к определенной группе счетов для определенного центра ответственности.
Еще одна проблема связана с реализацией бюджетной модели. Все бюджетные модели, построенные в электронных таблицах, создаются в терминах отдельных ячеек и не используют ссылок на динамически изменяющиеся справочные данные. Таким образом, любые изменения в номенклатуре выпускаемой продукции или структуре центров затрат требуют значительной переработки бюджетной модели. В отличие от электронных таблиц, специализированная система обладает встроенными функциями управления справочной информацией, и, следовательно, изменения в модели не требуют столь значительной доработки и адаптации. Поскольку все взаимосвязи в бюджетной модели, построенной при помощи специализированной системы, строятся с использованием параметров, имеющих определенный экономический смысл (а не путем построения связей между абстрактными ячейками электронных таблиц), бюджетная модель становится более прозрачной, интуитивно понятной и, соответственно, более простой в документировании и обслуживании.
Желательно, чтобы задача создания бюджетной модели решалась в основном силами экономистов и финансистов, управляющих бюджетным процессом. Но если для этого применяются электронные таблицы, то, скоре всего, потребуется использование специального встроенного языка программирования. В первую очередь это относится к процедурам загрузки и консолидации данных. Необходимость программирования может привести к необоснованному разделению ответственности между менеджерами бюджетного процесса и специалистами службы информационных технологий. В специализированной системе эта проблема не возникает: все задачи распределения и консолидации данных автоматизированы и не требуют дополнительной настройки. Более того, в специализированной системе вся обработка данных полностью реализована с использованием системы параметров бюджетной модели и не требует от пользователя специальных знаний в области программирования.
Концепция Business Performance Management: начало пути Электронные таблицы: качество данных
С точки зрения качества бюджетных данных, полученных при помощи электронных таблиц, большой проблемой являются ошибки в перекрестных ссылках и макросах. Как показывает практика, в компаниях, использующих электронные таблицы для задач бюджетирования, до 95% ошибок в бюджетных данных были вызваны именно этой причиной.
Кроме того, в электронных таблицах отсутствует контроль ссылочной целостности данных — правила, позволяющие регламентировать ввод данных в определенные бюджетные строки и связывать эти строки с имеющимися справочными данными. Такие правила являются обязательной функцией любой специализированной системы бюджетирования.
Следующая проблема — то, что, используя электронные таблицы, практически невозможно проконтролировать изменения данных и идентифицировать пользователей, ответственных за эти изменения. В отличие от электронных таблиц, специализированные системы обладают встроенными возможностями контроля изменений данных и структуры бюджетной модели.
Отсутствие в электронных таблицах встроенного механизма контроля версий может привести к некорректности или неполноте данных, например при консолидации различных версий бюджета. В отличие от электронных таблиц, в специализированных системах бюджетирования реализован встроенный механизм контроля версий, который позволяет избежать подобных ошибок.