Понятие и сущность инфляции, ее типы и виды
Как экономическое явление инфляция существует уже длительное время. Считается, что она появилась чуть ли не с возникновением бумажных денег, с функционированием которых неразрывно связана.
Термин «инфляция» впервые стал употребляться в Северной Америке в период Гражданской войны 1861—1865 гг. и обозначал процесс разбухания бумажно-денежного обращения. В XIX в. этот термин употреблялся в Англии и Франции.
Традиционно инфляция определяется как переполнение каналов обращения денежной массы сверх потребностей товарооборота, вызывающее обесценивание денежной единицы, и, соответственно, рост товарных цен. Однако это определение нельзя считать полным. Инфляция, хотя и проявляется в росте товарных цен, не может быть сведена лишь к чисто денежному феномену. Это сложное социально-экономическое явление, порождаемое диспропорциями воспроизводства в различных сферах рыночного хозяйства. Инфляция представляет одну из наиболее острых проблем современного развития экономики во многих странах мира.
Современной инфляции присущ ряд особенностей: если рань - Ше инфляция носила локальный характер, то сейчас — повсеместный, всеохватывающий; если раньше она охватывала больший или меньший период, т. е. имела периодический характер, то сейчас — хРонический.
Рост цен может быть связан с превышением спроса над пред. ложением товаров. Однако такой рост цен, связанный с диспро порцией между спросом и предложением на каком-то отдельно: товарном рынке, — это не инфляция. Инфляция — это повыше ние общего уровня цен в стране, которое возникает в связи с дли тельным неравновесием на большинстве рынков в пользу спроса] Инфляция — это дисбаланс между совокупным спросом и сово^ купным предложением, выражаемый в росте цен, не связанный повышением качества товаров.
Все факторы-причины, которые вызывают инфляцию, можи подразделить на две группы: денежные и неденежные. Денежные факторы вызывают превышение денежного спроса над товарны предложением, в результате чего происходит нарушение требО' ваний закона денежного обращения. Неденежные факторы вед; к первоначальному росту издержек и цен товаров. В зависимост; от преобладания факторов той или иной группы различают два типа инфляции: инфляцию спроса и инфляцию издержек. Инфц ляция спроса означает нарушение равновесия между спросом 4 совокупным предложением со стороны спроса, т. е. избыток средств наталкивает на ограниченное предложение и как резуль! тат — повышение цен.
Инфляция издержек означает рост цен вследствие увеличен ния издержек производства. Структурная инфляция сочетает ин фляцию спроса и издержек, и в ее основе лежат процессы, свя занные с изменениями структуры спроса. Инфляция спроса оп| ределяется следующими факторами:
Милитаризация экономики и рост военных расходов.
В отдельные периоды она приводит к оживлению экономик: так как рост расходов государства на военные цели вызывает рос1 занятости трудоспособного населения в сфере производства воені ной техники. В то же время современная техника все в меньше: степени оказывается приспособленной для использования в граж] данских целях. Государство в результате постоянного роста н производительного потребления части национального дохода сам] является потребителем данного товара, создает условия для п< явления дефицита госбюджета и увеличения государственно^ долга.
Дефицит государственного бюджета и рост государственно; долга:
• покрытие дефицита обеспечивается за счет дополнительной эмиссии денежных знаков либо за счет роста величины размещаемых государственных займов;
• кредитная экспансия. Она проводится эмиссионными бан - | ками при кредитовании правительств и при насыщении денежной массы иностранной валютой, обмениваемой на националь-
! ную;
• импортируемая инфляция. Она проявляется в двух случаях: при получении международных кредитов в иностранной валюте, которые в дальнейшем обмениваются на национальную, тем самым увеличивая денежную массу в стране, и при покупке иностранной валюты с активным платежным балансом за счет дополнительной платежной эмиссии национальной валюты.
Инфляция издержек характеризуется воздействием следующих неденежных факторов на процессы ценообразования:
• снижение роста производительности труда и падение объемов производства. Как правило, оно вызывается структурными сдвигами в экономике или циклическими колебаниями, что способствует росту издержек производства, а вместе с ним и сокращению объемов прибыли и далее снижению объемов производства и росту цен;
• расширение сферы услуг и рост их значения в обществе. В сфере услуг, как правило, наблюдается более медленный рост производительности труда, нежели в производственной сфере, и в то же время в общих издержках производства заработная плата имеет значительный удельный вес, что ведет к общему росту Цен на услуги;
• рост оплаты труда в общем объеме издержек производства. Активная деятельность профсоюзов и наемных работников, направленная на осуществление контроля за номинальной заработной платой, приводит к тому, что работодатели сопровождают повышение заработной платы ростом цен на производимую продукцию;
• неценовая конкуренция. Изменение условий производства, направленное на расширение ассортимента и качества продукции, продажи посредством рекламы, ведет к росту издержек производства и, соответственно, товарных цен;
[ • рост величины косвенных налогов. Они включаются в цены Товаров, что ведет к их росту;
• при структурной инфляции. Здесь возможно сочетание де - фицита госбюджета и товарного дефицита с быстрым ростом цеі и снижением реальных доходов населения. Классификация инф^ ляции возможна на основе других критериев: социально-зконої мических условий, типа денежной системы страны, факторов степени инфляционных процессов. Наибольшее распространение получила классификация процессов инфляции по степени ее ин| тенсивности.
Инфляция по степени интенсивности бывает следующих ви* дов:
1) Нормальная (темпы роста цен 3—3,5% в год);
2) Умеренная (ползучая) (темпы роста цен достигают 10% в го, но не выше 50%);
3) Галопирующая (темп роста цен до 100% в год, иногда и д 200%);
4) Гиперинфляция (темп роста цен превышает 50% в месяі| Деньги вытеснены из оборота, уступая бартеру).
ИЗ ВСЄХ ВИДОВ ИНфлЯЦИИ Наиболее ГубитеЛЬНОЙ ДЛЯ ЭКОНОМИ' ки является гиперинфляция, где роль денег сильно снижаете, население переходит на другие формы расчета. Появляются п; раллельные валюты, в том числе иностранные.
Характерными чертами гиперинфляции являются:
1. Разрушение нормальных экономических отношений.
2. Производители и потребители избавляются от денег, B^aj дывая их в непроизводительные ценности.
3. Взаиморасчеты принимают бартерный характер.
4. Сворачивается производство и накапливаются товары в раї чете на их подорожание.
5. Растет спекулятивная деятельность.
Все вышеперечисленные виды инфляции представляют собоі
Открытую инфляцию. Здесь виден рост цен. В отличие от нее с; ществует и подавленная инфляция, где рост цен может и не ні блюдаться. Обесценивание денег проявляется в дефицитах и оч< редях.
Инфляцию можно классифицировать и по другим критери. (рис. 4.2):
Рис. 4.2. Классификация инфляции |
Инфляция оказывает влияние на экономику как с положительной стороны, так и с отрицательной. Зависит это от темпов ее роста. Чаще всего инфляция приводит к негативным последствиям в экономике.
1. Усиливает диспропорции в экономике. Неравномерный рост цен на товары способствует переливанию капиталов из одних отраслей производства в другие (расширяется производство в одних отраслях и сокращается в других). При этом подрываются стимулы к долгосрочным инвестициям, что ведет к росту безработицы, сдерживанию процесса накопления капитала, дезорганизации хозяйственных связей.
2. Создает условия для перелива капитала из производства в сферу обращения. Возникает спекулятивная торговля, где капитал быстро оборачивается и приносит прибыль. Инфляция приводит к обесцениванию всех форм промышленного капитала.
3. Искажает структуру потребительского спроса. Рост цен порождает стремление превратить деньги в реальные ценности-товары независимо от потребности в них.
4. Нарушает емкость внутреннего рынка. Снижается реальная 3аработная плата всех слоев населения, затрудняется сбыт товаров за счет сокращения платежеспособного спроса.
5. Нарушает функционирование денежно-кредитной системы Снижение покупательной способности денег приводит к сокраще нию объема денежных накоплений и тем самым к сокращени; ресурсов финасово-кредитных учреждений. Обостряется борьб; за сферы привлечения и приложения капитала. Значительная часть больше не возвращается на внутренний рынок ни в товар ной, ни в денежной форме.
6. Отрицательно сказывается на международных экономичес ких отношениях. Обесценивание денег приводит к снижению кон курентоспособности фирм-экспортеров и способствует ввозу то варов из-за рубежа. В поисках прибыльного приложения и надеж> ного убежища капиталов происходит их отток за границу, в pi зультате чего ухудшается платежный баланс страны.
7. Обостряет процесс государственного финансирования. О: стимулирует наполнение бюджета за счет эмиссии денежных знаї ков. При Этом обесцениваются налоговые поступления в казн; обостряется проблема государственного долга.
8. Обостряет валютный кризис. Различия в темпах инфляци; между странами ведут к несоответствию между официальным рыночным курсом валюты. Инфляция способствует увеличений? международных платежных средств (их массы).