Номиналистическая теория денег
Эта теория возникла при рабовладельческом строе и отрица* ла внутреннюю стоимость денег для оправдания порчи монет I целью увеличения доходов казны. I
Эта теория сформировалась в XVII—XVIII вв., когда денеж - ное обращение было наводнено неполноценными монетами. Первыми представителями номинализма были англичане Дж. Берю ли (1685—1753) и Дж. Стюарт (1712—1780), которые считали, что; => во-первых, деньги создаются государством; => во-вторых, их стоимость определяется номиналом; => в-третьих, сущность денег сводится к идеальному масштабу цен.
Господствующее положение номинализм занял в политэконом мии в конце XIX — начале XX в. Но в отличие от раннего номина| лизма объектом его защиты стали не полноценные монеты, а бу^ мажные деньги.
Наиболее ярко сущность номинализма проявилась в теории де"* нег немецкого экономиста Г. Кнаппа (1842—1926), основными пол< жениями которой явилось утверждение, что деньги — продукт ГІ сударственного правопорядка, творение государственной власт: деньги — хартальное платежное средство, т. е. знаки, наделении государством платежной силой, основная функция денег — сре, ство платежа. Ошибочность государственной теории денег Г. Кна: па заключалась в том, что:
=> во-первых, деньги — категория не юридическая, а эко» мическая;
=> во-вторых, металлические деньги обладают самостоятел: ной стоимостью, а не получают ее от государства; представител пая стоимость денег также определяется не государством, а обусловлена объективными экономическими законами;
=> в-третьих, основной функцией денег является не средство платежа, а мера стоимости.
Австрийский экономист Ф. Бендиксен попытался дать экономическое обоснование государственной теории денег, оценивая деньги как свидетельство об указании услуг членам общества, дающее право на получение встречных услуг, но его попытка экономически обосновать номинализм не удалась, так как при оценке сущности денег он игнорировал теорию стоимости.
В период экономического кризиса 1929—1933 гг. номинализм получил дальнейшее развитие как теоретическая основа для оправдания отхода от золотого стандарта. Так, Дж. М. Кейнс объявил золотые деньги «пережитком варварства», «пятым колесом телеги». Идеальными он провозгласил бумажные деньги, которые более эластичны, чем золото, и, якобы, должны обеспечить постоянное процветание общества. Кейнс считал ошибочным в теории Г. Кнап - па утверждение, что металлическое обращение неэластично.