Технологическое оборудование машиностроительных производств
ОСОБЕННОСТИ ЭКСПЛУАТАЦИИ ГИБКИХ ПРОИЗВОДСТВЕННЫХ СИСТЕМ
Эксплуатацию ГПС необходимо организовать так, чтобы максимально увеличить загрузку и использование оборудования при минимальных затратах на производство продукции, а также обеспечить длительную работу оборудования без вмешательства человека. Каждая минута простоя дорогостоящего оборудования ГПС вызывает значительные неоправданные материальные затраты из-за его недоиспользования.
Организация рациональной эксплуатации ГПС, которая обеспечивает максимальную нагрузку оборудования, достигается за счет использования автоматизированных систем подготовки производства, распределения заготовок и инструмента между станками, диагностики технического состояния составных частей ГПС, ликвидации возникающих отказов и решения ряда других задач.
Целесообразно наряду с плановыми ремонтными работами отдельных групп оборудования ГПС заранее планировать ремонт отдельных элементов, особенно быстроизнашиваемых. Обычно выполняют следующие работы: контроль состояния основных элементов системы (например, режущих инструментов, расположенных в магазинах и спутниках, захватов ПР, станков, транспортных устройств и др.); плановый ремонт того или иного элемента или узла ГПС. При плановом ремонте во многих случаях нет надобности основки работы всей ГПС, так как в ее составе находятся ГПМ и другие элементы, которые могут работать в автономном режиме.
Техническое обслуживание станков ГПС аналогично обслуживанию автономно работающих станков с ЧПУ. Осмотру, наладке и регулировке подвергают и вспомогательное оборудование ГПС: транс - портно-накопительные системы, ПР, контрольно-измерительные, моечные машины и устройства уборки стружки.
Особенностью технического обслуживания ГПС, таким образом, является необходимость обслуживания всего комплекса основного и вспомогательного оборудования, а также оснастки.
ГПС имеют высокую стоимость. Это обусловливает организацию двух - и трехсменной их эксплуатации в течение суток, а в ряде случаев и непрерывную эксплуатацию. Поэтому ремонтные работы выполняют в первую смену с целью обеспечения бесперебойного функционирования во вторую и третью смены в режиме малолюдной технологии. Рекомендуется следующая организация эксплуатации. В первую смену в течение 2—3 ч проводят регламентное техническое обслуживание оборудования (смазку, переналадку, смену инструмента), а также проверку УП для изготовления новых деталей. В первую смену на основе сменно-суточного задания в транспортно-накопительные системы ГПС вводят заготовки, расположенные на поддонах или приспособлениях-спутниках, устанавливают режущий и вспомогательный инструмент и оснастку: в память управляющего вычислительного комплекса (УВК) вводят необходимые УП и другую технологическую информацию.
В первые 1—2 часа второй смены также целесообразно осуществить необходимое регламентное обслуживание оборудования и непрерывную обработку партии заранее подготовленных заготовок.
При отказах оборудования дежурный оператор ГПС получает от УВК рекомендации по ремонту и организует в соответствии с ними обслуживание. После устранения отказа оператор-наладчик с помощью пульта передает в УВК информацию о готовности системы к продолжению работы. Диспетчерский пункт ГПС оборудован дисплеем и устройством печати. С помощью их диспетчер получает плановые задания и информацию о работе всех систем ГПС.
Общее руководство по эксплуатации ГПС выполняет сменный инженер. ГПС обслуживает комплексная бригада, в которую входят операторы наладчики, каждый из которых может работать на станках с ЧПУ, в автоматизированных складах; технологи-программисты, которые выполняют отладку технологических процессов изготовления новых деталей, разработку и корректировку УП.
Организация эксплуатации оборудования ГПС осуществляется с помощью автоматизированной системы технологической подготовки производства (АСТПП), основой которой является ЭВМ.
При этом программно-математическое обеспечение разрабатывается так, чтобы максимально сократить трудоемкость технологической
Подготовки производства и обеспечить высокую надежность управляющей и технологической информации.
В качестве примера на рис. 243 приведена схема АСТПП для ГАУ типа АСК. В качестве исходных данных (ИД) необходимы чертежи изготавливаемых деталей, годовые программы выпуска, величины партий запуска. Обработка заготовок на участках организована на базе типового технологического маршрута (1), определяемого возможностями оборудования ГАУ. Однако для каждой конкретной изготавливаемой детали разрабатывается маршрутная технология и выдаются задания (2) на оптимальную заготовку, компоновку приспособлений из унифицированных элементов и специальный инструмент (если последний необходим).
Чертеж заготовки поступает в технологическую группу литейного цеха (3), задание на компоновку приспособлений в группу сборки приспособлений (4), а задания на специальный инструмент в группу инструмента ОГТ (5). Все эти службы через соответствующие цеха: модельный (6), инструментальный (7), механический (8) и литейный (9) обеспечивают изготовление необходимых компонентов к определенному интервалу времени. Контроль за ходом подготрвки производства осуществляет автоматизированная система управления предприятием. Одновременно с запуском материальных элементов осуществляется разработка технологического процесса и подготовка УП. Выбор техпроцесса основан на использовании заложенных в память ЭВМ сведений (10): библиотеки технологических циклов, данных об инструментальных наладках и о станках.