Технологическое оборудование машиностроительных производств
Назначение и типы приводов
Производим и продаем электроприводы ЭТУ, ЭПУ для двигателей постоянного тока, тел./email +38 050 4571330 / rashid@msd.com.ua
Приводом называется совокупность механизмов, передающих движение от источника энергии до элемента, выполняющего заданное движение в станке. В привод входят двигатель, механизм изменения передаточного отношения, механизмы включения, выключения и реверсирования движений. В станках применяют приводы вращательного (наиболее распространенный тип привода) и прямолинейного движения. Существуют приводы периодического движения рабочих органов на точно фиксированную величину (храповым механизмом, мальтийским крестом, шаговым электродвигателем и т. д.).
Приводы станков подразделяют на ступенчатые и бесступенчатые. Ступенчатое изменение скоростей движения обеспечивается коробками скоростей или подач, ступенчатыми шкивами либо электроприводом в виде многоскоростных асинхронных электродвигателей; бесступенчатое — электроприводом постоянного тока, гидроприводом, механическим вариатором или комбинированным приводом (сочетающим, например, регулируемый электродвигатель с коробкой скоростей или механический вариатор с многоскоростным асинхронным электродвигателем переменного тока). Современные станки с программным управлением имеют одиночные или многодвигательные приводы. 14
Tr. |
X |
4b |
U) |
~c=F=r' Є) |
Ж) |
Ф cL
R
Рис. 4. Передачи:
О — плоскоременная, б — ременная со ступенчатыми шкивами, в — цепная, г — зубчатая, д — зубчатая коническая, е — червячная, ж — реечная, з — червячно-реечная, и — передача винт-гайка
Передача от двигателя на ведущий вал механизма осуществляется ременной или зубчатой передачей, а также непосредственным соединением валов электродвигателя и механической передачи (встроенные электродвигатели). В механизмах изменения скоростей движения, включения, выключения и реверсирования передача движения производится через ременные, цепные, зубчатые, винтовые, червячные,
Фрикционные или гидравлические связи. В механизмах подачи — через шариковые винтовые пары или пары винт-гайка скольжения и без- люфтовые редукторы, электромеханические и гидромеханические связи.
Основной задачей при выборе параметров и характеристик привода является обеспечение технологических режимов обработки детали с допустимыми геометрическими погрешностями и шероховатостью поверхности при максимальной производительности и минимальной себестоимости обработки. Особенностью работы современных электроприводов главного движения в станках с ЧПУ является совмещение операций в технологических циклах обработки деталей, характерных как для механизмов главного движения, так и для механизмов подачи.
Условные обозначения элементов различных механических передач стандартизированы и приведены на рис. 4.
Каждая передача содержит ведущее и ведомое звенья. Ведущее звено сообщает требуемое движение ведомому звену. Основным кинематическим параметром, определяющим соотношение движений между звеньями, является передаточное число, которое для вращательных передач равно отношению частоты вращения ведущего вала пх к частоте вращения ведомого пъ /= пх/п2. Для понижающих передач /> 1, для повышающих /< 1. Так как окружные скорости, например, двух зацепляющихся зубчатых колес (рис. 4) одинаковы V= nd2 = nmzifti = =nmz2n2, то передаточное число можно записать в виде отношения диаметров для ременных и фрикционных передач (рис. 4, а) или чисел зубьев для цепных зубчатых передач (рис. 4, в — е), / = пх/п2 = dx/d2 = ^Zx/Za = t/г2, где diin) и d2(r2) — диаметры (радиусы) ведущего и ведомого колеса (для зубчатых колес диаметры делительных окружностей); Zx и Zi — числа зубьев колес.
При расчете движений в передачах пользуются передаточными отношениями /, так как чаще требуется определять частоту вращения ведомого вала, которая для ременных и фрикционных передач п2 = =(nxdx)/d2 = (пхгх)/гъ для зубчатых передач п2 = nxZx/Zb.
Для изменения частоты вращения ведомого вала применяют передачи, содержащие передвижные блоки зубчатых колес. В блоке чаще всего два или три колеса, реже — четыре. Блоки применяют в качестве ведущих и ведомых звеньев. На рис. 5 показана передача с двух - и трехвенцовыми блоками. Двухвенцовый блок с зубчатыми колесами Zx и Z3 может перемещаться вдоль вала / и последовательно зацепляться с колесами Z2 и Z4, жестко установленными на валу II. Передаточное отношение между валами /и IIin = Z^Zq. и i2 = Z3/Zi. При этом на валу //подвижный трехвенцовый бок с зубчатыми колесами Z5, Z,, Z> может последовательно зацепляться с колесами 2*, Z% и Zl0 и обеспечивать между валами II и III передаточные отношения /3 = Z5/Z6,/4 = Z7/Z8, /5 = 2^/Z10. Так как для каждого значения / между валами / и II можно получить два передаточных отношения, а между валами II и III три,
То, следовательно, между валами II и III посредством передвижных блоков можно обеспечить шесть различных передаточных отношений или шесть частот вращения вала ///при постоянной частоте вращения вала I
Размещение колес на валах в зависимости от ширины венца Ъ блоков показано на рис. 5, а. Для ввода в зацепление колеса Z5 тройного бока с колесом Ze необходимо, чтобы блок свободно проходил мимо
Колеса не зацепив его колесом Z>. Это возможно, если Zj — Z>> 5. В противном случае необходимо применять схему передачи, показанную на рис. 5, б. На рис. 5, в показана передача с перебором. Вал / может получать вращение от колеса Z5 при вращении кулачковой муфты колес Zi и Z». При включенной муфте и зацеплении колеса с Z3 вращение на вал / передается через зубчатые колеса Zi/Z^, вал II и колеса Z3/Zi.
Передачи с передвижными блоками с кулачковыми муфтами просты по конструкции, надежны в эксплуатации и удобны в управлении, но не допускают переключения при вращении и имеют большие размеры в осевом направлении. На рис. 5, г приведена передача, которая лишена этих недостатков. Колеса 7а и Z4 свободно установлены на валу II и постоянно находятся в зацеплении с колесами Z и Z^, жестко закрепленными на валу /. Передача движения валу //от вала / происходит при включении фрикционной двусторонней муфты, которая жестко соединяет с валом II колеса Za и Д. В этом случае частоту вращения можно менять на ходу.
Передача с двумя обратными конусами, набранными из зубчатых колес, и вытяжной шпонкой обеспечивает арифметический ряд частот вращения (рис. 5, д, ё). На ведущем валу /жестко установлены зубчатые колеса Zj, Z3, 2б, Zj, которые находятся в постоянном зацеплении с колесами Zi, Z», Z^, свободно установленными на валу II. Вытяжная шпонка /, установленная в пазу вала //, при движении вдоль оси вала, западает в шпоночный паз одного из зубчатых колес и соединяет его с валом. В этом случае передаточное отношение будет одной из зубчатых передач Z/Za, Zj/Z4, Z5/2^, Zj/Z^, которая передает вращение валу II. Достоинством передачи является компактность, а недостатком — малая жесткость.
С целью изменения частоты вращения ведомого вала для понижающих или повышающих передач применяют планетарные передачи из цилиндрических и конических зубчатых колес. Планетарными зубчатыми передачами называют передачи, имеющие зубчатые колеса с движущимися осями. Зубчатые колеса, установленные на движущихся осях, называют планетарными или сателлитами. Подвижное звено, в котором установлены оси сателлитов, называют водилом. Колесо, по которому обкатывают сателлиты, называют центральным или солнечным.
На рис. 6 показана планетарная передача из цилиндрических зубчатых колес, применяемая в приводе медленных подач стола универсального заточного станка ЗВ642. В ней ведущим валом является маховик 7, соосно расположенный с неподвижным центральным колесом Zj = 19. В корпусе маховика установлены на одной оси планетарные колеса Z}= 19 и Z3 = 18. Колесо Z^- 19 зацепляется с неподвижным центральным колесом Д = 19, а колесо Z} = 18 — с колесом Z4 = 20, жестко установленным на ведомом валу 2 с реечной шестерней Z= 14, зацепляемой с установленной на столе рейкой 3 (т =
=2,5 мм). При вращении маховика по неподвижной центральной шестерне Z = 19 обкатывается сателлит Zi = 19 и через зубчатые колеса Z3 = 18 и Z* = 20 передается вращение на ведомый вал. Передаточное отношение планетарной передачи: /пл = 1 — 4(Z,/Z2)x(Z3/Z,)].
Для преобразования вращательного движения в поступательное применяют реечную, червячно-реечную передачу, передачу винт-гайка и др. Реечная передача состоит из зубчатой рейки и шестерни. Линейное перемещение рейки S за один оборот шестерни с числом зубьев Z составит S= nmz= Pz = nd, где Р— шаг зубьев реечной передачи в мм; d — диаметр делительной окружности реечной шестерни в мм; т — модуль в мм. Червячно-реечную передачу, состоящую из червячной рейки, и передачу винт-гайка применяют для медленных и точных приводов подач (например, для перемещения стола продольно-фрезерного или строгального станков).
Рис. 6. Планетарная передача |
Стандартизованные условные обозначения элементов кинематических цепей приведены в табл. 2.
2. Условные обозначения для кинематических схем
|
Наименование |
Обозначение |
Наименование |
Обозначение |
Шарнирное |
—DI— |
||
Телескопическое |
--- СЕ— |
Клиновидным ремнем |
ЗІ |
Плавающая муфта Зубчатая муфта Соединение деталей с валом: |
-Ц тт |
Передача цепью |
Р»П------- +—х—t |
Свободное для вращения |
-ЕЭ- |
Передачи зубчатые: |
|
Подвижное без вращения При помощи вытяжной шпонки Глухое |
Цилиндрическими колесами |
-П-f'fcv- U Чц.^ |
|
Подшипники скольжения: |
Коническими колесами |
||
Радиальный |
П і."Тч |
||
Радиально-упорный односторонний |
------- К |
Винтовые |
|
Радиально-упорный двусторонний |
---------- № |
Г—1—! •'ТЛ |
|
Подшипники качения: |
Передача червячная |
Щ |
|
Радиальный |
И Q |
||
Радиально-упорный односторонний |
U} ^ Qi <> |
||
Радиол ьно-упорн ы й двусторонний |
Ю]_ IQi |
Передача зубчатая реечная |
■хтЬ ТТ 1 |
Наименование |
Обозначение |
Наименование |
Обозначение |
Передача ходовым винтом с гайкой: неразъемной |
Ленточный |
-0- |
|
Разъемной |
Дисковый |
Чр |
|
Муфты: |
Концы шпинделей станка: |
||
Кулачковая односторонняя |
ЧЬ |
Центровых |
ЧЕ -с© |
Кулачковая двусторонняя |
-ы- |
Патронных прутковых |
|
Конусная |
ЧЬ |
Сверлильных |
-cm |
Дисковая односторонняя |
V |
Расточных с планшайбой |
|
Дисковая двусторонняя |
Чь |
Фрезерных шлифовальных |
-С» -HI |
Обгонная односторонняя |
Фф |
Электродвигатели: на лапках |
|
Обгонная двусторонняя |
|||
Тормоза: |
Фланцевые |
||
Конусный |
Встроенные |
НЯіф- |
|
Колодочный |
-У і -Eh |