Словарь терминов
Административные методы — способ осуществления управленческих воздействий на персонал, базирующийся на власти, дисциплине и взысканиях.
Административные расходы — заработная плата, канцелярские и типографские расходы, офисное оборудование и расходные материалы, телефонная связь, амортизация офисного оборудования и аренда помещений.
Администрация — 1. Центральный аппарат управления предприятия или его структурного подразделения. 2. Орган государственного управления в области, городе, районе.
Амортизация — процесс переноса стоимости основных фондов на продукцию в течение срока службы.
Анализ безубыточности — способ определения такого уровня выручки, при котором предприятие лишь компенсирует постоянные и переменные затраты; это состояние, при котором экономическая прибыль равна нулю.
Анализ денежных потоков — экономический метод анализа, использующий притоки и оттоки денежных средств вследствие некоторой деятельности для установления относительной целесообразности этой деятельности.
Анализ риска — метод анализа, проводимый с учетом категории риска, например анализ чувствительности или моделирование возможных результатов вероятностными методами.
Анализ рынка — процесс определения характеристик рынка и измерение его способности приобрести товар.
Анализ финансово-хозяйственной деятельности предприятия — вид экономического анализа, имеющий своим объектом исследования предприятие.
Аннуитет — серия одинаковых равномерных денежных платежей, число которых оіраничено во времени.
Баланс — финансовый документ, представляющий собой описание источников средств предприятия и их использования на определенный момент времени.
Балансовая стоимость — стоимость активов или обязательств предприятия, отраженная в финансовой отчетности.
Бизнес-план — письменный документ, описывающий предприятие, его цели, стратегию, планы работы, деловое окружение, а также маркетинговую стратегию и финансовый прогноз.
Бухгалтерский учет по методу двойной записи — метод бухгалтерского учета, когда операции сначала вносятся в журнал бухгалтерского учета, а затем переносятся в книгу счетов, чтобы показать доходы, расходы, активы, задолженности и собственный капитал. В такой системе каждый счет имеет левую колонку для дебета, а правую для кредита.
Бухгалтерский учет по системе одинарных записей — простая система записи деловых операций, когда записи в бухгалтерскую книгу делаются ежедневно, еженедельно, ежемесячно.
Валовой доход — общая сумма выручки от реализации продукции и услуг за минусом общей суммы платежей поставщиками за приобретенные товарно-материальные ценности и оказанные услуги, а также амортизационных отчислений.
Вексель — ценная бумага, долговой документ, отражающий денежное обязательство одного лица другому.
Величина (экономическая категория) в базовых ценах — величина, не скорректированная на изменение покупательной способности валюты, в которой она выражена. Например, себестоимость в базовых ценах.
Величина (экономическая категория) в фактических ценах — количественная величина, скорректированная на изменение покупательной способности валюты, в которой она выражена. Например, выручка в фактических ценах.
Венчурный капитал — капитал, вкладываемый в проекты с высоким уровнем риска.
Внутренняя норма доходности — такая ставка дисконтирования, при которой чистый дисконтированный доход равен нулю.
Географические рыночные факторы — учет особенностей географической зоны, которую обслуживает предприятие (в том числе и различные присущие этим зонам группы населения).
Движение денежных средств (денежные потоки) — изменение сумм денежных средств на счетах физических и юридических лиц.
Деловой риск — риск, присущий денежным потокам от инвестиционной и производственной деятельности, без учета риска, связанного с финансированием.
Демографические данные — данные о клиентуре: возраст, пол, размер семьи, доходы, род занятий, образование, религиозные убеждения, культурный уровень, социальная принадлежность.
Денежные доходы населения — все поступления денег в виде оплаты труда работающих лиц в различных секторах экономики, доходы от предпринимательской деятельности, пенсии, стипендии, различные пособия, доходы от собственности в виде процентов, ренты, дивиденды и др.
Денежные поступления предприятия — поступления от продаж или деловой активности предприятия.
Денежные расходы населения — расходы населения на покупку товаров и оплату услуг, обязательные платежи и разнообразные взносы, прирост сбережений во вкладах и ценных бумагах.
Денежный поток — приток или отток капитала как результат деятельности за определенный период.
Дефляция — снижение общего (среднего) уровня цен.
Дисконтирование — приведение будущих затрат и доходов к нынешнему периоду, установление сегодняшнего эквивалента суммы, выплачиваемой в будущем. Текущая стоимость будущей суммы определяется с помощью дисконтной ставки, зависящей от доходности в будущем периоде (например, ставки банковского процента) и периода дисконтирования.
Дисконтная ставка — уровень доходности, ожидаемый в будущих периодах, используемый для приведения будущих денежных потоков к текущим с помощью дисконтирования.
Должностной оклад — выраженный в денежной форме размер оплаты труда служащего за выполнение закрепленных за ним функциональных обязанностей.
Доля рынка — объем продаж конкретного предприятия, поделенный на общий объем продаж на местном, общенациональном или международном рынках. Обычно выражен в процентах.
'Единоличное владение — отношение собственности при котором индивидуальный владелец владеет предприятием, не являющимся частью другого предприятия при отсутствии юридически признанного партнера. Владелец несет ответственность за все долги предприятия на полный размер принадлежащей ему собственности.
Жизненный цикл отрасли промышленности — универсальный цикл событий, который претерпевает каждая отрасль промышленности от зарождения, проходя период роста, зрелости, а затем медленного сокращения.
Жизненный цикл проекта — период, в течение которого инвестиционный проект будет приносить экономическую прибыль вне зависимости от физического срока эксплуатации соответствующих активов.
Задача управления — совокупность организационно взаимосвязанных операций переработки информации, осуществляемых персоналом с помощью технических средств, результатом которых является принятие управленческого решения.
Заемное финансирование — использование заемных средств для финансирования предприятия.
Залог—личные средства или активы предприятия, предоставляемые заемщиком кредитору для оплаты задолженности. Если заем не возвращается, то кредитор имеет право наложить арест на активы и после продажи возвратить сумму долга.
Заработная плата — цена рабочей силы, соответствующая стоимости предметов потребления и услуг, которые обеспечивают воспроизводство рабочей силы, удовлетворяя материальные и духовные потребности работника и членов его семьи.
Звено управления — самостоятельная часть организационной структуры на определенной ступени, состоящая из аппарата управления и производственных подразделений.
Изное — уменьшение стоимости активов в результате их использования или функционального устаревания.
Изучение предложения — количественная оценка товаров на местном рынке, импорта и экспорта товара, изменения его запасов. Предложение товара количественно оценивается как сумма местного производства и импорта товара за вычетом его экспорта и с учетом изменения его запасов на складах.
Изучение спроса — выявление потребностей в товаре, уровня покупательной способности, требования покупателей к товару, факторов покупательского поведения, а также перспектив изменения потребностей в товаре, выраженных не только темпами роста, но и жизненным циклом товара.
Импорт — закупка товаров и услуг физическими лицами или фирмами за пределами географической зоны действия предприятия. Обычно связан с закупками из-за рубежа.
Инвестиции — вложение капитала с целью получения экономической прибыли в течение некоторого периода времени.
Инвестор (вкладчик) — частный предприниматель, организация или государство, осуществляющие инвестиции.
Инфляция — увеличение общего уровня цен.
Информация о клиенте — описание клиента, включая типичные сведения, характеристики и привычки.
Использование заемного капитала (рычаг) — использование кредита или займа для повышения эффективности использования внутренних ресурсов предприятия.
Исследование рынка — основа маркетинга предполагает анализ всех условий, имеющих значение для успешной реализации товара. Программа комплексного исследования зависит от особенностей товара, характера деятельности предприятия, масштабов производства товаров и других факторов.
Капитал — деньги, вложенные в бизнес.
Капитальные вложения — затраты на создание новых, а также на расширение, реконструкцию и техническое перевооружение действующих основных фондов народного хозяйства.
Кассовые операции — система бухгалтерского учета, учитывающая объем продаж или затрат только в случае движения денежных средств.
Коэффициент быстрой ликвидности — отношение суммы наличных средств и текущих платежей к сумме текущих долговых обязательств.
Кредитная линия — срочные обязательства банка о предоставлении кредита на определенную сумму.
Кредитоспособность — способность предприятия привлекать заемный капитал и в будущем надлежащим образом обслуживать свой долг.
Ликвидационная стоимость — прогнозируемая стоимость предприятия или имущества, полученная на основе ликвидации активов.
Ликвидность — способность оплатить требования кредиторов в необходимые сроки.
Линейная структура — схема управления, основанная на принципах единоначалия и централизма и предусматривающая выполнение одним руководителем всех функций на каждом уровне управления с полным подчинением ему на правах единоначалия всех нижестоящих уровней.
Линейно-функциональная структура — схема управления, основанная на соблюдении единоначалия, линейного построения структурных подразделений и распределения функций управления между ними.
Маркетинг — действия по идентификации и удовлетворению потребностей клиентов, продажам и предоставлению им услуг.
Маркетинговая структура — набор методов маркетинга, используемых для осуществления продаж.
Маркетинговый план — комбинация маркетингового анализа и стратегии, определяющая ваших конкурентов и клиентов, а также пути развития предприятия.
Методы управления — способы осуществления управленческих воздействий на персонал для достижения целей управления производством.
Мотивация — процесс побуждения человека к деятельности для достижения целей.
Нстоговая система — важный экономический элемент пополнения казны государст - ва путем взимания налогов с предприятий и граждан.
Необеспеченный заем — заем, получаемый без обеспечения ценными бумагами или имуществом для гарантии оплаты займа.
Необратимые затраты — произведенные в прошлом вложения фондов, которые нельзя вернуть сегодняшними или будущими решениями и которые являются несущественными для анализа будущих решений.
Нераспределенная прибыль — чистая прибыль после вычета налогов, остающаяся у предприятия, как рабочий капитал и не выплачиваемая в виде дивидендов акционерам.
Оборотные средства — денежные средства, вложенные в производственные фонды и фонды обращения (сырье, материалы, топливо, корма и другие материальные ценности, затраты на незавершенное производство и полуфабрикаты собственного изготовления, расходы будущих периодов, малоценные и быстроизнашивающиеся предметы).
Оперативный план — подробный план действий для реализации стратегии и достижения желаемых целей; обычно охватывает краткосрочный период — один, два или три года.
Операционный рычаг — отношение процентного изменения доходов от текущей деятельности к процентному изменению объемов реализации.
Организационная структура — состав и соподчиненность взаимосвязанных звеньев управления.
Организация рабочего места — совокупность мероприятий по оснащению рабочего места средствами и предметами труда и их размещению в определенном порядке.
Основные фонды — здания, сооружения, оборудование, производственные здания, станки, которые не продаются при нормальном функционировании предприятия.
Отклонения — бухгалтерский термин, обозначающий разницу между прогнозом и фактом.
Отчет о прибылях и убытках — стандартный вид отчетности для определения прибылей или убытков предприятия за определенный период времени. Обычно предоставляется за год, квартал или месяц.
Партнерство — ассоциация из двух или более человек, действующих в качестве совладельцев для получения прибыли.
Патент — эксклюзивное право, предоставляемое федеральным правительством для использования и продажи изобретения на определенный период времени.
Переменные затраты — затраты, изменяющиеся в зависимости от продаж и включающие стоимость материалов, коммерческих услуг, рабочей силы и торговую комиссию.
Переоценка по текущей стоимости — выражение стоимости некоторых активов в текущих ценах с целью отражения изменения уровня цен.
Персонал — все работники, выполняющие производственные или управленческие функции и занятые переработкой предметов труда с использованием средств труда.
Планы финансового роста — модель будущих финансовых потоков, отслеживающая результаты по ключевым инвестиционным, финансовым и производственным изменениям при различных наборах исходных предположений о стратегии, тактике и условиях ведения бизнеса.
Платежеспособность — условие, при котором обязательства могут быть выплачены при наступлении срока платежа.
Погашение долга — постепенное уменьшение суммы долга на основе графика платежей.
Позиционирование товара на рынке — обеспечение товару отличительного конкурентного положения на рынке с помощью различных элементов маркетинга.
Поощрительная продажа — продажа дополнительных товаров и услуг клиентам, которые сделали покупки раньше других, оплатили быстрее других или купили больше, чем другие.
Потребитель — человек или предприятие, потребляющие продукцию, работы, услуги для непосредственного потребления.
Потребительская корзина — сумма расходов, потребительский минимум, необходимые для поддержания жизненного уровня определенной категории потребителей в расчете на одного человека (семью).
Потребности — нужда в чем-то, объективно необходимом для под держания жизнедеятельности и развития организма, человеческой личности, социальной группы.
Предотвращение риска — субъективное неприятие данного уровня риска, если только не может быть получена значительная экономическая выгода.
Предприятие — самостоятельный хозяйствующий субъект, созданный в определенном порядке для производства продукции, выполнения работ и оказания услуг в целях удовлетворения общественных потребностей и получения прибыли.
Премия за инфляцию — увеличенная ставка доходности от инвестиций, необходимая для того, чтобы компенсировать инвесторам потери от ожидаемой инфляции.
Премия за риск—повышенная доходность, требуемая от инвестици для компенсации инвестору присутствующего риска.
Прибыль — разность между валовой выручкой и затратами на производство и реализацию продукции, работ, услуг.
Прогнозирование—численная оценка всех разумно приемлемых событий, вероятных в будущей деятельности предприятия.
Прогнозируемые финансовые данные — оценка будущих финансовых поступлений и затрат.
Программа капиталовложений — план, предусматривающий закупку оборудования, зданий и основных производственных средств.
Произвести сегментирование рынка — это разбить рынок на четкие группы покупателей по определенным критериям, влияющим на отношение к данному товару и его потребление данными покупателями, для которых требуются отдельные комплексы маркетинга.
Производственная деятельность — деятельность предприятия, направленная на достижение основной цели бизнеса — генерацию доходов и управление переменными затратами и расходами для получения прибыли.
Промежуточное финансирование — получение средств на короткий срок, когда планируется, что к концу этого срока будет предоставлено финансирование на более длительный период.
Промышленное сотрудничество — это сотрудничество по созданию новых мощностей (строительство объекта под ключ, комплексная поставка оборудования) и промышленная кооперация на основе создания совместных предприятий.
Рабочее место — пространственная зона, оснащенная техническими средствами, в которой совершается трудовая деятельность работников, совместно выполняющих работу или операции.
Рабочий капитал — текущие активы минус текущие задолженности.
Рентабельность — отношение величины прибыли к общей величине издержек на производство и реализацию продукции, работ, услуг.
Реорганизация — процесс, включающий перестройку основной структуры корпорации, который она вынуждена проводить из-за неизбежного или близкого банкротства.
Рынок — четко определенная группа людей, территория или группа предметов, имеющие общие потребности или прочие общие признаки.
Рынок труда — неотъемлемая часть рыночной экономики, представляющая собой совокупность экономических отношений, складывающихся в сфере обмена.
Рыночная стоимость — наиболее вероятная цена на свободном конкурентном рынке.
Рыночное ценообразование — регулятор товарно-денежных отношений, важный экономический инструмент в соизмерении доходов и расходов, цены и себестоимости продукции, основанный на спросе и предложении.
Сегменты рынка — логическая разбивка и последующее разделение на группы клиентов или их потребностей или товаров.
Сезонность — ежегодный подъем и спад деловой активности в соответствии с сезонными изменениями спроса.
Собственный капитал — стоимость всех активов за вычетом задолженностей предприятия.
Совместное предприятие— партнерство между двумя или более предприятиями для решения какой-либо задачи.
Срок окупаемости — период, в течение которого денежные потоки от инвестиционного проекта, как ожидается, компенсируют сумму первоначального вложения.
Ссуда — предоставление денег взаймы за определенную плату, устанавливаемую обычно в процентах к сумме выданной ссуды.
Ссудный процент — суммы, выплачиваемые по займам.
Стратегия — определение перспективных целей для развития предприятия.
Структура капитала — относительные пропорции между различными источниками капитала (собственным и заемным).
Текущая задолженность — долги, которые должны быть оплачены в относительно короткий срок, например, краткосрочные займы, текущие платежи и накопившаяся задолженность по выплате налогов.
Текущие активы — денежные средства и имеющаяся в распоряжении собственность, которая может быть быстро реализована.
Темп устойчивого роста — темп роста собственного капитала и объема продаж, который предприятие может поддерживать без изменения доходности активов, оборачиваемости активов, соотношения заемного и собственного капитала, показателя выплаты дивидендов при неизменных пропорциях в структуре капитала.
Товарно-материальные запасы — производимые или приобретаемые изделия, которые будут затем проданы (запасы сырья, продукция в процессе производства и запасы готовой продукции).
Торговые издержки — расходы, связанные с продажей или продвижением продукции или услуг.
Убыток — уменьшение собственного капитала предприятия по итогам деятельности.
Управленческий персонал — руководители, специалисты и служащие, выполняющие управленческие функции.
Фиксированные затраты и расходы —деловые затраты, не претерпевающие существенных изменений при изменении объема продаж.
Философия предприятия — совокупность моральных и административных норм и правил взаимоотношений персонала, подчиненных достижению глобальной цели предприятия.
Финансирование активов — метод получения денег от инвестора, когда инвестор становится частичным собственником предприятия в соответствии с размером инвестиций.
Финансирование товарно-материальных запасов. (1) Процесс получения необходимого капитала для предприятия путем займа средств с использованием товар но-материа - льных запасов в качестве залога или, (2) как и для случая акцептованного торгового векселя, метод, используемый для приобретения товарно-материальных запасов.
Финансовое планирование — планирование и координация различных действий и функций предприятия для достижения в течение определенного периода времени желаемых результатов и контроль с той же целью за отклонениями от намеченного плана.
Финансовые отчеты — отчеты, отражающие финансовое состояние фирмы в данный момент времени.
Финансовый баланс — письменно представленная финансовая информация, подготовленная на основе бухгалтерских данных. Типичный финансовый баланс включает баланс, отчет о прибылях и убытках и анализ движения наличности.
Финансовый год — определение года с точки зрения финансирования, бухгалтерского учета, планирования и налогообложения. Обычно состоит нз 12 календарных месяцев. В ряде стран включает в себя 13-й расчетный месяц. Может не совпадать с календарным.
Финансовый рычаг — увеличение или уменьшение доходности собственного капитала вследствие наличия в структуре капитала задолженности. Возникает из-за существования фиксированных процентных платежей, производимых из прибыли, полученной от инвестирования привлеченного капитала.
Форма собственности ~ экономическая категория, определяющая характер отношений людей к средствам производствам.
Франшиза — предприятие, которое согласно контракту должно функционировать в соответствии с концепцией и принципами деятельности другой фирмы.
Ценность товара — положительная или отрицательная значимость товара, определяемая его свойствами и ролью в сфере деятельности покупателя.
Цикл оборотного капитала — период трансформации оборотного капитала из денежных средств в материальные и из материальных средств в денежные средства.
Цикличность — подъем и спад деловой активности в зависимости от экономических подъемов и спадов.
Чистый дисконтированный доход — это текущая стоимость будущих доходов (разности поступлений и затрат) за минусом затрат текущего периода.
Чистая прибыль до уплаты налогов — чистый объем продаж или поступлений за вычетом всех расходов и затрат, но до вычета всех уплачиваемых налогов.
Чистая прибыль после уплаты налогов — чистая прибыль минус все налоги, которые платит данная фирма.
Чистый объем продаж — общий объем продаж за вычетом скидок, стоимости возвращенных товаров и транспортных расходов.
Экономическая эффективность — система показателей, направленных на отражение результата деятельности, исчисляемых на основе составления результата к затратам на его создание. Различают коммерческую эффективность, когда сопоставляются результаты и затраты предпринимателя, бюджетную эффективность, когда сопоставляются бюджетное финансирование и пополнение бюджета и общественную эффективность, когда сопоставляются результаты и затраты для общества.
Эксплуатационные затраты — расходы предприятия, не связанные напрямую с производством товаров или предоставлением услуг, включающие административные и технические затраты, торговые издержки.
Экспорт — продажа продукции или услуг за пределы общей географической зоны деятельности фирмы. Данное понятие связано с внешнеэкономической деятельностью фирмы.
Существуют две принципиальные методологические схемы: затратное ценообразование, в основу которого заложены предстоящие затраты на производство и реализацию продукции; рыночное ценообразование, при котором цена формируется под влиянием спроса и предложения товаров на рынке. Мы приведем вам методики расчета цен по обеим схемам.
Затратное ценообразование также может иметь место в рыночной экономике. Например, определяя стоимость контракта на строительство муниципальной больницы в небольшом районном центре, вы не сможете рассчитать цену контракта на основе спроса и предложения, так как такая больница будет единственным подобным объектом в этом городе. Аналогичная ситуация может складываться по принципиально новым продуктам, когда первоначальную цену надо определить затратным путем, а затем корректировать на основе рыночного тестирования.
Затратное ценообразование. Методологически затратное ценообразование строится по схеме «затраты плюс норма прибыли», причем норма прибыли закладывается на основе плановой величины прибыли в виде определенной, заранее планируемой рентабельности производства.
Обычно затратное ценообразование применяется в следующих рыночных нишах:
• производство и продажа товаров монополиями (монопольный рынок);
[1] частичное производство и продажа товаров в условиях олигопольного рынка (особенно при сговоре действующих фирм между собой о проведении единой совместной ценовой политики);
• производство товаров с учетом заказов потребителей (формирование портфеля заказов на основе договорных цен);
• значительный дефицит продукции и неудовлетворенность спроса на нее;