Модели роста: устойчивый и неустойчивый сценарий
Увеличение объема продаж — цель для любого бизнеса. Однако рост продаж является итогом взаимодействия всех факторов в бизнесе. Прогнозирование будущего роста становится необходимым этапом анализа финансового состояния и планирования.
Моделирование объективного воздействия роста бизнеса на потенциальные продажи выполняется на основе коэффициента, называемого прогноз темпа устойчивого роста (SGR — Sustainable Growth Rate).
Часто при планировании компания хочет достигнуть ряда целей: роста объемов продаж, производственной гибкости, уменьшение использования кредитов и достижение высоких дивидендов. Эти цели должны быть согласованными друг с другом. При несогласованности изменения финансовых показателей могут оказаться не выполнимы или нежелательны. Надежный рост, который может быть достигнут без разрушения текущих финансовых показателей, должен соответствовать реалиям компании и рынка. SGR— инструмент, который позволяет проверить такие соответствия, и способствует разработке более эффективных маркетинговых, финансовых и производственных решений.
Допустим, что существует стабильный прогноз развития бизнеса, в котором финансовые показатели будущего и прошлого совпадают; допустим также, что величина акционерного капитала изменяется только за счет нераспределенной прибыли, и следовательно, не предполагается никакого дополнительного финансирования. Кроме того, прогнозируется, что не будет структурных изменений в балансе и производительность труда сохранится на существующем уровне.
Отношение активов к продажам,
- отношение чистой прибыли к продажам, доля нераспределенной прибыли,
- отношение заемных и собственных средств,
Продажи.
Отношение активы/продажи — величина обратная коэффициенту оборачиваемости активов и является мерой эффективности работы фирмы, так как на нее влияет управление задолженностью, товарными запасами, основными фондами и ликвидностью. Более низкая величина отношения соответствует более эффективному использованию активов.
Чистая валовая прибыль/продажи — относительная мера текущей эффективности. Чистая валовая прибыль учитывает как эффективность управления активами так и влияние рынка товаров.
Доля нераспределенной прибыли и доля заемных средств по отношению к собственному капиталу должны быть определены в соответствии с фактической структурой капитала и долей прибыли, которая остается в бизнесе.
А Где------- S NP S Ъ — D__ Eg S — |
Модель прогноза темпа устойчивого роста (SGR) устанавливает максимальный темп роста, который соответствует заданным коэффициентам. Будет ли достигнут устойчивый рост, зависит от внешнего рынка товаров и от маркетинговых усилий фирмы. Темп роста может быть финансово достижим, ио спроса на изделия при этом может просто не быть.
Чтобы проиллюстрировать действие модели, рассмотрим следующие начальные условия и показатели (табл. 7.6):
Таблица 7.6.
|
Используя эти данные, можно вычислить темп устойчивого роста
0.70(0.04X1,80) 0,60 - [0,70(0,04)(1,80)3
Он показывает, что при сложившемся уровне торговой наценки, оборачиваемости капитала, соотношения заемных и собственных средств максимальный рост продаж составит 9,17%. Для его обеспечения необходимо привлечь дополнительные заемные средства на величину не менее 9,17% от заданной при расчете. Фактический рост продаж может отличаться от расчетного (9,17%) как в меньшую сторону, так и в большую, но это будет означать, что заданные коэффициенты не были устойчивы (постоянны) в течение расчетного периода, что приводит к необходимости корректировки модели. Возможные корректировки рассмотрены в модели несбалансированного роста, которая принимает во внимание начальные продажи (S0) и начальный капитал (Eq0). Кроме того, учитывается дивидендная политика с точки зрения абсолютной величины дивидендов, которые компания хочет выплатить (Div), и отражается продажа обыкновенных акций (NewEq).
В дополнение к соотношению долг/акционерный капитал (D/Eq) и чистой валовой прибыли (NP/S), которые использовались в формуле 7.1, в модель включен коэффициент оборачиваемости активов (S/A), обратный отношению активы/продажи.
Где Eqo — начальный собственный капитал, NewEq — продажи обыкновенных акций, Div — абсолютная величина дивидендов,
— оборачиваемость активов, So — начальные продажи
Чтобы проиллюстрировать результативность модели несбалансированного роста рассмотрим начальные условия и показатели, представленные в табл.7.7.
Таблица 7.7
Переменная |
НАЧАЛЬНЫЕ УСЛОВИЯ И/ИЛИ ПЕРЕМЕННАЯ |
|
Eq„ |
Начальный собственный капитал, тыс. руб. |
100 |
Debt |
Начальный долг, тыс. руб. |
80 |
S. |
Продажи за прошлый год, тыс. руб. |
300 |
New Eq |
Сумма нового увеличенного собственного капитала, тыс. руб. |
0 |
Div |
Абсолютная величина дивидендов, тыс. руб. |
3,93 |
B |
Целевая доля нераспределенной прибыли |
0,70 |
NP/S |
Целевая чистая валовая прибыль |
0,04 |
D/Eq |
Целевое соотношение долг/акции |
0,80 |
A/S |
Целевое отношение активы/продажи |
0,60 |
Используя модель, находим, что темп несбалансированного роста равен 9,17, т. е. совпадает с темпом рассчитанным в предыдущем примере. Это объясняется тем, что дивиденды в размере 3,93 тыс. соответствуют доле нераспределенной прибыли 0,70. Кроме того, отношение активы/продажи 0,60 соответствует коэффициенту оборачиваемости капитала 1,6667.
SGR-- |
1 = 9,17%. |
(100-3,93 )(1,80)(1,6667)
1-[(0,04)(1,80)(1,6667)]
(100-4)(2,00)(1,8182) |
SGR = |
Теперь предположим, что целевое соотношение активы/продажи уменьшилось с 0,60 до 0,55 (что соответствует коэффициенту оборачиваемости активов 1,8182), а валовая прибыль уменьшилась (0,05 вместо 0,04). Предположим, что изменилось соотношение долг/акционерный капитал с 0,80 до 1,00. При предположении, что дивиденды составляют 4 тыс., темп устойчивого роста в течение следующего года становится:
Г-— -1 = 42,22%. L300J
1-[(0,05)(200)(1,8182) Необходимо отметить, что такой темп роста возможен в течение только одного года.
Если чистая валовая прибыль увеличивается, соотношение долг/акционерный капитал также должно увеличиваться, чтобы получить SGR=42,22%, так как соотношение воздействует на все активы, а не только на компонент роста.
Компании в процессе роста могут преследовать различные цели, такие как высокий рост продаж, производственная гибкость, умеренное использование заемных средств и высокие дивиденды. Каждая из этих целей желательна, но может быть несовместима с другими. Моделирование SGR позволяет проверить такое несоответствие.
Любые четыре исходных переменных, а также начальные активы и продажи, можно определить значение пятой переменной.
Например, можно определить отношение активы/продажи, отношение долг/акционерный капитал и коэффициенты валовой прибыли, которые соответствуют заданному росту продаж и другим целевым переменным:
Соотношение активы/продажи
________________ (l + SGR)Sa________________
А [l+^T^+Afew^-av+Wo+SGajSe
Соотношение долг/'собственный капитал
D=_________________ (\+SGR)S,_________________ (74)
Е jEq, + NewEq-Div4^fy*SGR)Sa Jj-]
Чистая валовая прибыль
NP _ І _ EqQ + NewEq-Div S d+SGR)S0
Использование формул 7.1, 7.2 позволяет осуществить прогнозирование продаж в бизнес-плане на основе финансовых показателей и сопоставить его с результатами исследования рынка, а использование 7.3, 7.4, 7.5 дает возможность выявить потребность в финансовых ресурсах (их структуре и качестве) для заданного темпа роста продаж.