Налогообложение предприятия
Теперь, когда мы рассмотрели организационно-правовые возможности ведения бизнеса в организации вашего бизнеса, необходимо остановиться на еще одном немаловажном вопросе, связанным с уплатой налогов. Огромную роль в оценке финансовых результатов вашего бизнеса будет играть действующая система налогообложения производства и его результатов. Поэтому для окончательного вынесения суждения о будущем деле, о его эффективности, надежности и риске необходимо учесть величину взимаемого с предприятия налога и оценить прибыль или доход, остающиеся в его распоряжении, т. е. определить чистую прибыль (или чистый доход).
Все налоги, которые выплачивает предприятие, можно разделить на две составляющие:
1. Налоги, связанные с производственно-хозяйственной деятельностью предприятия, с ее результатами. Они взимаются:
• с выручки предприятия;
• с валового дохода предприятия;
• с балансовой прибыли предприятия.
Величина каждого налога определяется в процентах от достигнутого предприятием результата его производственной деятельности. Например, 35% балансовой прибыли предприятия взимается в качестве налога в бюджет. Размер процентов устанавливается законом, и на его величину предприятие оказать влияние не может.
2. Налоги, которые обусловлены имущественным состоянием предприятия:
• на имущество;
• на землю, которая закреплена за предприятием;
• с собственного дела (покупка патента, налог с вмененного дохода и т. п.);
• прочие (например, с автотранспорта, дорожный и т. д.).
Указанные налоги могут действовать одновременно по каждой составляющей, и, как правило, это несколько видов налогов из представленных в данном перечне. Причем величина налога устанавливается в абсолютном выражении на данный период времени (в основном на плановый год), хотя рассчитывается он в процентах от имущественного положения предприятия. Имущественное положение предприятия на момент определения налога — величина фиксированная, поэтому налог оказывается постоянной величиной, не зависящей от результатов деятельности предприятия в данном плановом году. Соответственно, чем больше предприятие произведет продукции, тем меньшая доля налога будет приходиться на единицу продукции.
Налоги предприятия уменьшают его балансовую прибыль, поэтому:
• с увеличением налогов значительно уменьшается чистая прибыль предприятия, остающаяся в его распоряжении, а следовательно, сокращаются дальнейшие возможности из собственных источников инвестировать расширение производства, увеличение выпуска продукции, улучшение ее качества и т. д. Уменьшается конкурентоспособность предприятия на рынке, снижается стратегическая активность, становятся сомнительными его перспективы и может оказаться под большим вопросом возможность выживания.
• с увеличением производственной программы ухудшается надежность бизнеса, он становится более зависимым от складывающейся конъюнктуры рынка, может легко попасть в убыточную зону, поэтому при неблагоприятных условиях предприятие может оказаться банкротом.
• с ростом налогообложения значительно сокращаются возможности развития предпринимательской деятельности, ограничивается расширение бизнеса и существенно растет его теневая составляющая.
Если вы организовали свой бизнес в качестве индивидуального предпринимателя без образования юридического лица или в качестве юридического лица, но в области деятельности, попадающей в перечень плательщиков налога на вмененный доход, то ваша задача как налогоплательщика значительно упрощается — придется платить только один единый налог —j на вмененный доход (перечень налогоплательщиков см. в ст. З ФЗ «О едином налоге на вмененный доход для определенных видов деятельности» от 31.07.1998 г.). Есть и еще одна разновидность уплаты налогов — а точнее упрощенная система бухгалтерского учета для субъектов малого предпринимательства — ведение тетради предпринимателя.
В части 1 Налогового кодекса РФ, вступившей в силу 1 января 1999 года, установлен исчерпывающий перечень налогов:
I. Федеральные налоги и сборы (устанавливаются Налоговым Кодексом и обязательны к уплате на всей территории РФ):
1) налог на добавленную стоимость;
2) акцизы на отдельные виды товаров (услуг) и отдельные виды минерального сырья;
3) налог на прибыль (доход) организаций;
4) налог на доходы от капитала;
5) подоходный налог с физических лиц (согласно части 2 Налогового Кодекса РФ, вступивший в действие 1 января 2001 года — налог на доходы физических лиц);
6) взносы в государственные социальные внебюджетные фонды (согласно части 2 Налогового Кодекса РФ, вступивший в действие 1 января 2001 года — единый социальный налог);
7) государственная пошлина;
8) таможенная пошлина и таможенные сборы;
9) налог на пользование недрами;
10) налог на воспроизводство минерально-сырьевой базы;
11) налог на дополнительный доход от добычи углеводородов;
12) сбор за право пользования объектами животного мира и водными биологическими ресурсами;
13) лесной налог;
14) водный налог;
15) экологический налог;
16) федеральные лицензионные сборы.
II. Региональные налоги и сборы (устанавливаются Налоговым Кодексом РФ, вводятся в действие законами субъектов РФ и обязательны к уплате на территории субъекта РФ):
1) налог на имущество организаций;
2) налог на недвижимость;
3) дорожный налог;
4) налог с продаж;
5) транспортный налог;
6) налог на игорный бизнес;
7) региональные лицензионные сборы.
При введении в действие налога на недвижимость прекращается действие налога на имущество организаций, налога на имущество физических лиц и земельного налога соответствующего субъекта РФ.
III. Местные налоги и сборы (устанавливаются и вводятся в действие в соответствии с Налоговым Кодексом, нормативно-правовыми актами органов местного самоуправления, действуют на территории соответствующего муниципального образования):
1) земельный налог;
2) налог на имущество физических лиц;
3) налог на рекламу;
4) налог на наследование и дарение;
5) местные лицензионные сборы.
Большая часть из перечисленных в данном перечне налогов уже взималась и до момента введения в действие части I Налогового Кодекса РФ под такими же или сходными названиями. Поскольку налоговая система РФ находится в переходной стадии (часть 2 Налогового кодекса посвящена только налогу на добавленную стоимость, акцизам, налогу на доходы физических лиц и единому социальному налогу), то с введением в действие следующих разделов Кодекса возможны изменения и в существующих налогах и сборах. В таблице 5.1 отражены основные виды налогов, взимаемых в РФ.
При взимании налогов действуют различные виды льгот: необлагаемый минимум, изъятие определенных элементов из обложения, освобождение от уплаты отдельных категорий налогоплательщиков, понижение налоговых ставок и др.
Для вашего предприятия очень важно, за счет каких источников будут платиться те или иные налоги. Налоги в зависимости от источников их покрытия группируются следующим образом:
1. Налоги, расходы по которым относятся на себестоимость продукции (работ, услуг): земельный налог, налог на пользователей автомобильных дорог, транспортный налог, налог с владельцев транспортных средств.
2. Налоги, расходы по которым относятся на выручку от реализации продукции (работ, услуг): НДС, акцизы, экспортные тарифы.
3. Налоги, расходы по которым относятся на финансовые результаты: налог на прибыль, имущество предприятий, рекламу, целевые сборы на содержание милиции, благоустройство и уборку территории, содержание жилищного фонда и объектов социальной сферы, нужды образовательных учреждений, сборы за парковку автомобилей.
4. Налоги, расходы по которым покрываются из прибыли, остающейся в распоряжении предприятий. К этой группе относят часть местных налогов: налоги на перепродажу автомобилей и вычислительной техники, сбор со сделок, совершаемых на биржах, налог на строительство объектов производственного назначения в курортных зонах и др.
Одним из основных налогов, уплачиваемых предприятиями, является налог на прибыль, исчисляемый от налогооблагаемой расчетной прибыли по ставке 30-35%, из которых 11% перечисляется в федеральный бюджет, до 19% — в региональные бюджеты, а до 5% — в местные (Федеральный закон «О введении в действие части 2 Налогового Кодекса РФ и внесении изменений в некоторые законодательные акты РФ» «О налогах» от 5.08.2000 №118-ФЗ).
Валовая прибыль представляет собой сумму прибыли (убытка) от реализации продукции (работ, услуг), основных фондов (включая земельные участки), иного имущества предприятия и доходов от внереализационных операций, уменьшенных на сумму расходов по этим операциям.
Прибыль (убыток) от реализации продукции (работ, услуг) определяется как разница между выручкой от реализации продукции (работ, услуг) без налога на добавленную стоимость и акцизов и затратами на производство и реализацию, включаемыми в себестоимость продукции (работ, услуг).
Таблица 5.1
|
Сводная таблица налогов в Российской Федерации |
№ |
Налог |
Налогоплательщик |
Объект налогообложения |
Налоговые базы |
Ставки |
Льготы |
Бюджет, в который идут средства |
Источник уплаты |
4 |
Единый социальный налог (взнос) |
Организации, индивидуальные предприниматели, физические лица |
Выплаты, начисляемые работодателем (в том числе в виде материальной помощи в натуральной форме) |
1) Сумма выплат, начисленная работодателем; 2) Натуральная форма, стоимость исходя из рыночной или Государственной регулируемой с НДС, налогом с продаж и акцизом |
Дифференцированы по плательщикам и размеру налоговой базы (основная ставка 35,6% до 100 ООО годового дохода) |
По категориям работодателей; государственные пособия; компенсационные выплаты; единовременная материальная помощь; Стоимость льгот по проезду и др. |
28 % - Пенсионный фонд 4 %- Фонд социального страхования; 3,6% - Фонд медицинского страхования |
Сумма начисленных работодателем выплат |
5 |
Налог на прибыль (доход) |
Юр/л в соответствии с законом о налоге на прибыль |
Валовая прибыль |
Валовая прибыль, скорректированная на законодательно установленные суммы и льготы |
30% + 5% (в соответствии с нормативными актами местных органов самоуправления |
Разнообразные, в т. ч.: связанные с реинвестированием прибыли; с использованием неполноценной рабочей силы и др. |
В федеральный бюджет - 11%, в региональный бюджет - не более 19%, в местный бюджет - не более 5% |
Валовая прибыль |
6 |
Налогообложение отдельных видов доходов в рамках налога на прибыль |
Юр/л: владеющие ценными бумагами; видеосалоны, казино, игровой бизнес; Осуществляющие посредническую деятельность |
Доходы от перечисленных видов деятельности (т. е. суммы, превысившие расходы-доходы как прибыль |
Доходы от перечисленных видов деятельности за вычетом затрат на их получение, включая оплату труда |
В соответствии с типом плательщика и видом дохода |
Нет |
Бюджеты различных уровней в соответствии с действующим законодательством |
Валовые доходы от перечисленных видов деятельности |
7 |
Налог на операции с ценными бумагами. |
Юр/л и ф/л, участвующие в сделках с ценными бумагами |
Сделки купли-продажи ценных бумаг, Эмиссия ценных бумаг |
ОФактическая сумма сделки; 2) Номинальная стоимость ценных бумаг при регистрации проспекта эмиссии |
При купле-продаже 1 руб. с 1000 руб. по гос. ценным бумагам; 3 руб. с 1000 по др., эмиссия 0,5 % при регистрации |
По сделкам с акциями трудовых коллективов; по сделкам Посреднических фирм; при распространении акций АО в момент регистрации |
В федеральный бюджет |
Доход от продажи ценных бумаг после налогообложения; личные доходы граждан |
№ |
Налог |
Налогоплательщик |
Объект налогообложения |
Налоговые базы |
Ставки |
Льготы |
Бюджет, в который идут средства |
Источник уплаты |
8 |
Таможенная пошлина |
Лица, участвующие во внешнеэкономической торговой деятельности |
Товары, экспортируемые и импортируемые на таможенной территории РФ |
Стоимостная или объемная величина ввозимых или вывозимых товаров |
Различия в зависимости от: Характера операции (экспорт, импорт, транзит); вида товара |
Разнообразные и зависят от: Отношений со страной ввоза/вывоза; характера операций |
В федеральный бюджет |
Выручка от реализации продукции |
9 |
Налог на воспроизводство минерально- сырьевой базы |
Предприятия добывающей и горнодобывающей промышленности |
Различные виды полезных ископаемых |
Фактический объем погашенных запасов, в т. ч.: объем добычи, размер потерь |
Различны от видов полезных ископаемых |
Нет |
Внебюджетные фонды по воспроизводству Минерально-сырьевой базы |
Издержки производства |
РЕГИОНАЛЬНЫЕ НАЛОГИ И СБОРЫ |
||||||||
1 |
Налог на имущество организаций |
Юридические лица, находящиеся на территории РФ |
Имущество, принадлежащее организациям, находящееся в РФ |
Среднегодовая стоимость имущества организации, рассчитанная в утвержденном порядке |
До 2 % |
Различные как у плательщиков, так и по объектам налогообложения; не облагается имущество для осуществления безвозмездной помощи; освобождены при уплате налога на вмененный доход |
50% в бюджет субъекта федерации, 50% в местный бюджет |
Финансовые результаты |
2 |
Сбор на нужды образовательных учреждений |
Юридические лица |
Фонд оплаты труда |
Годовой объем фонда оплаты труда |
До 1% |
Нет |
50% - региональный бюджет, 50%- местный бюджет |
Финансовые результаты |
3 |
Налог с продаж |
Юридические лица (за исключением малых предприятий, перешедших на упрощенную систему учета) |
Реализация товаров за наличный расчет |
Стоимость товаров (работ, услуг), реализованных за наличный расчет с учетом НДС, акцизов |
До 5 % |
Установлен перечень товаров, не облагаемых налогом с продаж, реализация в магазинах беспошлинной торговли |
40% - региональный Бюджет, 60% - местный Бюджет |
Средства, поступающие от покупателей |
№ |
Налог |
Налогоплательщик |
Объект налогообложения |
Налоговые базы |
Ставки |
Льготы |
Бюджет, в который идут средства |
Источник уплаты |
4 |
Сбор на воспроизводство и защиту лесов |
Юридические лица, заготавливающие и перерабатывающие лесопродукцию |
Лесопродукция |
Фактический объем в оптовых ценах |
Различны в зависимости от глубины переработки древесины |
Нет |
Региональный бюджет |
Издержки производства |
5 |
Налог на пользователей дорог |
Юридические лица |
Объем произведенной продукции, выполненных работ, услуг |
Выручка от реализации товаров собственного Производства; разница между продажной и покупной ценой товаров |
1% |
Для сельскохозяйственных предприятий и организаций, осуществляющих содержание дорог |
В территориальные дорожные фонды |
Издержки производства |
МЕСТНЫЕ НАЛОГИ И СБОРЫ |
||||||||
1. |
Земельный налог |
Организации и физические лица (в том числе и индивидуальные предприниматели), которым предоставлена земля в собственность, владение или пользование на территории РФ |
Земельные участки с/х и не с/х назначения |
Размер земельного участка |
На земли, занятые жилым фондом, не менее 14,4 коп. за кв. м. В сельских населенных пунктах не менее 7,2 к оп. за кв. м |
Государственные учреждения, организации морского и речного транспорта, учреждения уголовно-исправительной системы |
В федеральный и местный бюджет |
Себестоимость товаров, работ, услуг; Для физических лиц - личные доходы |
2 |
Налог на рекламу |
Юридические и физические лица - рекламодатели |
Работы, услуги по изготовлению и распространению рекламы собственного производства |
Фактическая стоимость указанных работ, включая работы, выполненные хозяйственным способом; рекламные расходы без НДС |
До 5% |
Реклама, не преследующая коммерческие цели |
Местный бюджет |
Чистая прибыль и личные доходы граждан |
3 |
Налог на перепродажу |
Юридические и физические лица, перепродающие товары |
Автомобили, вычислительная техника, персональные ЭВМ |
Стоимость продаваемых товаров |
До 10 % |
Зависит от срока владения товаром (по автомобилям более 3 лет) |
В местный бюджет |
Доходы от перепродажи после налогообложения (чистая прибыль) |
№ |
Налог |
Налогоплательщик |
Объект налогообложения |
Налоговые базы |
Ставки |
Льготы |
Бюджет, в который идут средства |
Источник уплаты |
4 |
Лицензионный сбор за право проведения местных аукционов, лотерей |
Устроители аукционных продаж и лотерей |
Стоимость заявленных к аукциону товаров или сумма, на которую выпущены лотерейные билеты |
Стоимость заявленных к аукциону товаров или сумма, на которую выпущены лотерейные билеты |
До 10 % |
Нет |
В местный бюджет |
Доходы устроителей после налогообложения (чистая прибыль) |
5 |
Сбор за право использования местной символики |
Производители продукции |
Продукция, на которой имеется местная символика |
Стоимость реализованной продукции |
До 0,5 % |
Нет |
В местный бюджет |
Доходы после налогообложения |
6 |
Целевые сборы на содержание милиции, благоустройство |
Юридические и физические лица |
Минимальный фонд оплаты труда, исчисленный по среднесписочной численности и МРОТ |
Минимальный фонд оплаты труда, исчисленный по среднесписочной численности и МРОТ |
ДоЗ % |
Для предприятий, производящих с/х продукцию или детские товары |
В местный бюджет |
Финансовые результаты |
7 |
Сбор за право торговли |
Юридические и физические дица, занимающиеся торговлей |
Торговля с машин, с лотков и др. |
Уплачивается путем приобретения патента или разового талона |
Нет |
В местный бюджет |
Прибыль после налогообложения; физические лица - патент |
|
8 |
Сбор со сделок, произведенных на товарных биржах |
Участники сделки |
Сделки купли-продажи |
Фактическая сумма выручки от продажи |
До 0,1 % |
Нет |
В местный бюджет |
Доходы после налогообложения |
Предприятия, осуществляющие внешнеэкономическую деятельность, при определении прибыли исключают из выручки от реализации продукции (работ, услуг) уплаченные экспортные пошлины.
Перечень затрат, включаемых в себестоимость продукции (работ, услуг), и порядок формирования финансовых результатов, учитываемых при расчете налогооблагаемой прибыли, определяются на основе Постановления РФ № 552 от 5.08.92 г.
По налогу на прибыль предусмотрены следующие льготы.
При исчислении облагаемой прибыли предприятия валовая прибыль уменьшается на сумму отчислений в резервный и другие аналогичные по назначению фонды, создаваемые в соответствии с законодательством РФ предприятиями, для которых предусмотрено создание таких фондов, но не более установленных законодательством РФ минимальных размеров этих фондов. При этом следует исходить из фактически образованного размера уставного капитала (из фактически перечисленных средств в этот уставный капитал, но не более установленных законодательством РФ минимальных размеров этих фондов). В случае использования средств этих фондов на иные цели, кроме установленных законодательством РФ (для покрытия убытков, а также для погашения облигаций акционерного общества и выкупа акций общества в случае отсутствия иных средств), дополнительные отчисления в эти фонды за счет уменьшения налогооблагаемой прибыли не производятся. При этом сумма отчислений в указанные фонды не должна превышать 50 процентов налогооблагаемой прибыли предприятий.
Для предприятий, находящихся в собственности творческих союзов, зарегистрированных в установленном порядке, налогооблагаемая прибыль уменьшается на сумму прибыли, направленной на осуществление уставной деятельности этих союзов.
В первые два года работы не уплачивают налог на прибыль малые предприятия, осуществляющие производство и одновременно переработку сельскохозяйственной продукции; производство продовольственных товаров, товаров народного потребления, строительных материалов, медицинской техники, лекарственных средств и изделий медицинского назначения; строительство объектов жилищного, производственного, социального и природоохранного назначения (включая ремонтно-строительные работы) — при условии, если выручка от указанных видов деятельности превышает 70 процентов общей суммы выручки от реализации продукции (работ, услуг). При этом днем начала работы предприятия считается день его государственной регистрации.
В третий и четвертый год работы малые предприятия уплачивают налог в размере соответственно 25 и 50 процентов от установленной ставки налога на прибыль, если выручка от указанных видов деятельности составляет свыше 90 процентов общей суммы выручки от реализации продукции (работ, услуг).
Указанные льготы не предоставляются малым предприятиям, образованным на базе ликвидированных (реорганизованных) предприятий, их филиалов и структурных подразделений.