Цели нового бизнеса или нового проекта
После того как вы определите сферу деятельности вашего предприятия или проекта, напишите на листе бумаги цель, чтобы из нее любой человек мог понять, чем вы собираетесь заниматься, и чем ваш бизнес и результаты вашей деятельности будут отличаться от ряда подобных. Цель — это положение вещей, реальное или воображаемое, к которому будете стремиться вы, ваше предприятие или ваш проект. На данном этапе не следует значительное внимание уделять реалистичности поставленных целей, так как именно составление бизнес-плана и должно ответить на этот вопрос. Важно следующее: цель должна быть однозначной, может быть разбита на подцели и соответствовать вашим искренним намерениям. Наличие скрытых или неявных целей не позволит почувствовать вам удовлетворение от достигнутого результата и, вполне возможно, вы будете считать, что такие цели не достигнуты. Если вы предполагаете участие непосредственно в вашей деятельности партнеров, то пригласите их именно на этом этапе для формулирования целей, чтобы они стали вашими соратниками в дальнейшем. Кроме того, необходимо отличать личные цели и цели вашего бизнеса (так например, личные цели «обогащение» или «власть» могут стать мощным стимулом вашей деятельности, однако вряд ли будут восприняты вашими партнерами или работниками).
Не забудьте вернуться к формулировке цели после завершения всего плана и при необходимости откорректировать ее.
После определения цели вашего предприятия сформулируйте цель составления биз - нес-плана. Это может быть привлечение инвестора или кредитора (бизнес-план форма), оценка реалистичности нового дела (бизнес-план понимание), разработка плана операционной деятельности (бизнес-план сущность) и т. д. На основе сформулированной цели выберите вид бизнес-плана.
Вы можете достигнуть существенных преимуществ, если начнете с бизнес-плана для внутреннего использования (бизнес-плана сущности или понимания). В процессе его написания вы будете рассматривать многие вопросы, которые, возможно, никогда не будут записаны во внешнем (бизнес-плане форме). Однако потребители бизнес-плана будут стремиться задавать вопросы, относящиеся к внутренним бизнес-планам, чтобы «почувствовать» серьезность проработки. Те, кто не подготовлен к этим вопросам, окажутся в невыгодном положении.
Например, может выясниться, что не был проработан вопрос о том, действительно ли нужен инвестор или лучше сконцентрироваться на увеличении производительности. Попытка привлечь инвестора может быть шагом, основанным на восприятии его волшебным Дедом Морозом, а не хорошо обдуманным стратегическим решением.
Если вы поймете, что могли бы выжить и преуспеть и без того, чтобы отдавать 30% доходов инвестору, вы будете чувствовать себя обманутым и эксплуатируемым, а инвестор не будет понимать в чем проблема. Все варианты и стратегия развития должны быть проработаны заранее, при написании внутреннего бизнес-плана. А если привлечение инвестора окажется оправданным, тогда и инвестор, и предприятие будут иметь твердую основу для сделки.
Итак, изложим наиболее важные предназначения бизнес-плана:
• Стать чертежом для строительства нового предприятия. Он показывает, какими методами и с помощью каких средств вы собираетесь достичь ваших целей. Он является Вашим пошаговым дневником в организации нового дела.
• Показать, что вы наделены определенной инициативой, достаточно дисциплинированны, чтобы использовать свою энергию для определенного проекта, и что вы понимаете, как достичь поставленной перед собой конечной цели, обходя или решая все встречающиеся на своем пути проблемы и трудности.
• Ознакомить ваших партнеров, компаньонов или уже имеющихся сотрудников с некоторыми особенностями вашего проекта. Это поможет им увидеть в вас не просто начальника, а своего коллегу.
• Привлечь потенциальных инвесторов. Ведь именно на основе вашего бизнес-плана они будут принимать решения о финансировании вашего бизнеса.
• Показать емкость и перспективность развития будущего рынка сбыта.
• Оценить затраты для производства нужной рынку продукции, соизмерить их с ценами, по которым можно будет продавать свои товары, чтобы определить потенциальную прибыльность дела.
• Обнаружить все возможные «подводные» камни, подстерегающие новое дело в первые годы его реализации.
• Определить показатели, по которым можно будет регулярно контролировать состояние дел, и осуществлять управление.
• Увеличить доверие и уважение не только со стороны коллег, но и со стороны инвесторов. Ваш бизнес-план будет первоначальным средством для «продажи» идеи и кратким изложением основных сведений о вашем предприятии при привлечении инвесторов для участия в организации вашего нового бизнеса.
Стоит особо сказать, что бизнес-план обычно пишется на перспективу и составлять его следует примерно на период от 1 до 5 лет, при этом для первого года основные показатели следует делать в помесячной или понедельной разбивке, для второго — поквартально и лишь начиная с третьего года следует ограничиться годовыми показателями. В любом случае завершение срока планирования должно совпадать со сроком финансовой отчетности независимо от даты начала проекта. Выбирая вид бизнес-плана, следует иметь в виду, что планирование на более длительный срок носит более формальный характер и должно основываться на подробных исследованиях в краткосрочном периоде и долгосрочных тенденциях и перспективах.
К сожалению, многие предприниматели ограничиваются написанием плана на год, считая, что дальнейшая перспектива не может быть определена. Такой подход ограничивает перспективу видения предпринимателя, тем более, что практически во всех областях существуют прогнозы долгосрочного развития даже в условиях нестабильной экономики. Более того, учет фактора нестабильности в будущих периодах должен приводить не к размытости высказываний, а к формированию различных вариантов развития и оценке их осуществимости и выживаемости в различных условиях.