«Цвет» шрифта
Шрифт на странице образует визуальную текстуру — ритм букв в строках, ритм строк в колонках и ритм пробелов между всеми этими компонентами. Когда текстура шрифта непрерывная и однородная, то говорят, что у шрифта правильный «цвет»3 (color). Плотный набор создает более темный цвет, но наибольшее значение для «цвета» имеет именно равномерность и однородность4.
Наличие плотных и разреженных строк создает проблему «цвета» на небольших участках текста, но подобные проблемы особенно заметны на странице, когда один абзац кажется темнее из-за меньших пробелов, чем окружающие абзацы, или наоборот (рис. 8.1).
Такое различие «цвета» не обязательно влияет на удобочитаемость, хотя, конечно, не может не отвлекать. Когда на странице встречается такой абзац, он волей-неволей притягивает внимание. А этого быть не должно. Различие «цвета» шрифта создает впечатление недостаточного контроля качества, тщания или опыта. Текст выглядит небрежно и неряшливо.
Plainly the central idea of secession is the essence of anarchy. A majority held in restraint by constitutional checks and limitations, and always changing easily with deliberate changes of popular opinions and sentiments, is the only true sovereign of a free people. |
Plainly the central idea of secession is the essence of anarchy. A majority held in restraint by constitutional checks and limitations, and always changing easily with deliberate changes of popular opinions and sentiments, is the only true sovereign of a free people. |
Рисунок шрифта также вносит свой вклад в «цвет» страницы, поэтому дизайнеру и наборщику (верстальщику5) следует это учитывать. Некоторые шрифты, как показано на рис. 8.2, более светлые и могут набираться плотнее. В то же время другие шрифты более тяжелые и темные, для них необходимо «больше воздуха»6, чтобы они не выглядели стиснутыми, и их «цвет» не оказался чересчур интенсивным.
Plainly the central idea of secession is the essence of anarchy. A majority held in restraint by constitutional checks and limitations, and always changing easily with deliberate changes of popular opinions and sentiments, is the only true sovereign of a free people.
Plainly the central idea of secession is the essence of anarchy. A majority held in restraint by constitutional checks and limitations, and always changing easily with deliberate changes of popular opinions and sentiments, is the only true sovereign of a free people.
By a faction, I understand a number if citizens, whether amounting to a majority or minority of the whole, who are united and actuated by some common impulse of passion, or of interest, adverse to the rights of other citizens, or to the permanent and aggregate interests of the community.
There are two methods of curing the mischiefs of faction: the one, by removing its causes; the other, by controlling its effects.
There are again two methods of removing the causes of faction: the one, by destroying the liberty which is essential to its existence; the other, by giving to every citizen the same opinions, the same passions, and the same interests.
It could never be more truly said than of the first remedy, that it was worse than the disease. Liberty is to faction what air is to fire, an aliment without which it instantly expires. But it could not be less folly to abolish liberty, which is essential to political life, because it nourishes faction, than it would be to wish the annihilation of air, which is essential to animal life, because it imparts to fire its destructive agency.
РИС. 8.1. Третий абзац заметно темнее, чем остальные абзацы. Уменьшенные пробелы действительно делают его насыщеннее, поэтому у него несколько отличный «цвет»
РИС. 8.2. Большой вклад в «цвет» шрифта вносит рисунок шрифта. Шрифты с высоким ростом строчных букв или относительно массивными штрихами будут выглядеть более темными. Все 4 примера на рисунке набраны одинаковым кеглем и с одинаковым интерлиньяжем
Неподходящий шрифт может сильно усложнить дело. Например, гарнитура Times New Roman (имеющая внешнее сходство с Times Roman) создавалась как газетная, ее узкие буквы облегчают набор в узких колонках и позволяют разместить больше текста на странице. Тем не менее, гарнитура стала основным книжным шрифтом (большей частью потому, что более компактный набор экономит издателям бумагу), но это создает проблемы «цвета» и удобочитаемости на страницах книжного формата, для которого более привычны шрифты с нормальными пропорциями.
Неровный «цвет» шрифта не всегда результат работы наборщика, он может получиться и на последующих этапах производственного цикла. Технический и художественный редакторы, корректоры могут в последний момент внести свои поправки, а значит, изменить количество слов в абзаце. Для того чтобы не менять всю верстку, дополнительные слова втискивают в отдельный абзац, а это ведет к значительному уменьшению пробелов. Читатель же, замечая, что абзац или раздел выделяется среди остальных, как правило, винит в этом наборщика.
Ненужный «цветовой» контраст может возникнуть между несоразмерными текстовыми элементами на странице, например у разреженной цитаты в окружении плотного текста, или между плотно набранным заголовком и более разреженным основным текстом. Такие перепады в «цвете» шрифта также выглядят нелогично и неряшливо7.