Строительные блоки набора
Главная идея подвижного шрифта состоит в том, что каждая буква алфавита, каждый знак препинания, каждая цифра и символ отливается в виде рельефа на отдельном металлическом блоке4. Эти блоки (литеры) выстраиваются рядами и формируют строку текста, затем на выступающие части букв наносят краску и прижимают их к бумаге. Обычный резиновый штамп использует схожий принцип, за исключением того, что шрифт в нем не разбирается.
РИС. 1.1. Система подвижных литер Гутенберга была основана на отливке каждого знака на отдельном металлическом блоке. Из всех размеров блока менялась только ширина в соответствии с шириной каждого знака. Пробелы между словами обеспечивались более узкими блоками, высота которых не достигала уровня печатных элементов. Прорезь (сигнатура0) на передней стороне каждого блока помогала руке наборщика правильно расположить литеру и не перепутать, например букву d и похожую на нее, но перевернутую букву р
Приоритет в изобретении подвижного шрифта, возможно, принадлежит корейцам, которые за много веков до Гутенберга уже печатали подвижными шрифтовыми блоками, выполненными из керамики. Гению Гутенберга нужно было превратить идею в единую систему набора и печати шрифта (объединив конструкцию пресса, заимствованную у виноделов, с техникой металлического литья, взятой у ювелиров). Окончательным результатом стали стандартизация размеров и промышленное производство этих маленьких печатных блоков — литер} (рис. 1.1).
Для набора текста по технологии Гутенберга блоки, отлитые из сплава свинца, выстраивались в ряды, как схематично показано на рис. 1.2. (Для того чтобы печать была правильной, буквы должны быть зеркальными, набирать их в строки следует справа налево. К счастью, эта особенность старинной системы канула в лету.)
Такие ряды литер (строк текста) укладывали один под другим и получали страницу, а затем всю прямоугольную массу строк со всех сторон фиксировали рамой. Для увеличения пробела между строками вставлялись тонкие металлические полоски [шпоны7). Этот процесс (изменения интерлиньяжа) называли «набирать на шпоны» (adding lead, дословно «добавление свинца»). В настоящее время термин lead по-прежнему используется для описания расстояния между строкой и соседними строками, которые расположены выше и ниже.
В представленной схеме не менее важными, чем печатные, являются пробельные элементы8, роль которых как раз и состоит в правильном позиционировании печатных. Такие про6елы] (blanks) применялись, например, для создания отступов и завершения незаконченных строк в конце абзаца.
Хотя система ручного набора была позже автоматизирована, а затем и компьютеризирована (что окончательно вытеснило металлические литеры), идея буквенного блока с естественными пробелами сохранилась и в цифровом наборе. Блок в самом деле является краеугольным камнем всей системы.
РИС. 1.2. Схематичное представление фрагмента ручного набора показывает, что происходит «за сценой» в современной компьютерной наборной системе. Ряды знаков сложены в виде строк текста, а концы строк (как и отступы) заполнены пробельным материалом. В ручном наборе пробельный материал необходим для того, чтобы «замыкать», удерживать на месте плотный прямоугольник, а также перемещать весь блок как единое целое и печатать его, не допуская смещения отдельных знаков