Энциклопедия начинающего предпринимателя
СОЛНЕЧНЫЙ БИЗНЕС
Собственная студия загара на сегодня один из наиболее перспективных видов бизнеса. Спрос на услуги солярия растет с каждым днем: даже несмотря на обилие летнего солнца, большинство любителей бронзовой кожи все же предпочитают получать свою порцию ультрафиолета в специализированных салонах, нежели под открытым небом.
Загорание (с известными ограничениями), несомненно, является полезным для здоровья, как физического, так и психического: недостаток ультрафиолетовых лучей опасен для живого организма. А поскольку солнца в наших широтах не хватает, солярий может легко компенсировать этот пробел. За рубежом солярии давно стали обычным явлением и устанавливаются практически везде — в домах, в косметических салонах, оздоровительных центрах, в школах, больницах и даже в аэропортах. У нас в России — стране, где солнце радует народ очень короткое время, они также становятся популярными чрезвычайно. Руководитель отдела продаж московской сети соляриев «Сан и Сити» Виктор Кольцов считает, что бизнес этот очень востребованный, но практически не раскрученный, даже несмотря на то, что количество соляриев в Москве за последний год множилось в геометрической прогрессии, рынок не заполнен даже на треть. Профессиональных студий загара очень мало — в столице наберется с десяток, не более, причем пять из них принадлежат непосредственно «Сан и Сити». Небольших салончиков (на 3-4 солярия) тоже немного — десятка два. Обычно народ, собирающийся заняться этим бизнесом, начинает с малого — устанавливает какой-нибудь простенький полубытовой солярий (например, «Кеттлер» за 3-5 тысяч долларов) в местном салоне красоты, назначает невысокую таксу — 5-10 рублей за минуту, и через несколько месяцев аппарат окупается. Однако здесь нужно учесть, что дешевые солярии довольно слабенькие, соответственно, качество загара намного хуже, чем в профессиональных, оттого они пользуются меньшей популярностью.
Итак, открыть собственный солярий сегодня очень прибыльно. Даже летом услуги искусственного солнца идут буквально «на ура» — народ в преддверии южных отпусков предпочитает подготовить бледную после зимы кожу к активному солнцу и нет-нет, да и проведет несколько сеансов в солярии перед поездкой к морю.
Лучше всего открывать солярий либо в центральной части города, либо в старых обжитых районах. Однако в центре арендовать помещение слишком дорого, да и солидных конкурентов много — к примеру, тот же «Сан и Сити», один из пионеров на рынке соляриев, поставил свой «солнечный бизнес» на довольно широкую ногу. Обустраивать салон загара в совсем уж отдаленных районах (например, в Южном и Северном Бутово, Строгино) тоже невыгодно: там не сформируется достаточная для нескольких соляриев клиентская база. Проще установить аппарат в одном из местных салонов красоты. Самый приемлемый вариант — районы средней удаленности (например, Ленинский проспект, Крылатское, проспект Вернандского). Там бизнес может довольно быстро пойти в гору, поток желающих погреться под лучами ультрафиолета здесь намного солиднее, чем в новостройках.
Очень выгодно открыть салон загара не в Москве, а в каком-нибудь крупном провинциальном городе, например Новосибирске или Краснодаре. Местные бизнесмены отчего-то не берут во внимание этот вид деятельности, в то время как спрос на бронзовый загар достаточно велик как в Сибири, так и на юге, а хороших соляриев в этих горо - дах раз-два и обчелся. К примеру, в Уфе, несмотря на то, что это столица Башкирии, на весь город имеется всего одна студия загара, причем с самым допотопным оборудованием. Правда, и спрос на услуги солярия в этом краю гораздо скромнее, нежели в центре. Но, по словам Виктора Кольцова, солярий окупится, даже если установить его на южном курорте.
Солярии бывают разные: последнее поколение уже не напоминает те монументальные саркофаги, где тело чувствовало себя бутербродом в тостере. В новых, совершенно «космических» аппаратах можно загорать сидя, стоя, а также по частям (лицо-ноги-кисти рук). Помимо традиционных горизонтальных, в настоящее время особенно моден вертикальный солярий, в котором можно загорать, танцуя под зажигательную музыку и не получая белых пятен на копчике и подмышками. Правда, стоит такое чудо техники около 20 тысяч долларов, зато окупится довольно быстро и с лихвой.
Татьяна, владелица небольшого салона красоты в Северном Бутово, установила вертикальный солярий три месяца назад. Несмотря на то, что соседские салоны давно уже практикуют искусственный загар, к Та- тьяниному солярию народная тропа не зарастает.
Вертикальные солярии славятся мощностью, они более гигиеничны (клиенту не приходится соприкасаться с их внутренней поверхностью) и дают совершенно естественный оттенок. Правда, и стоят на порядок дороже традиционных горизонтальных, но зато быстро окупаются. К Татьяне приходят примерно 7-10 человек в день. Причем после ультрафиолетовых процедур многие начинают приводить в порядок прическу, делают маникюр — опять-таки салону прибыль.
С помещением у Татьяны проблем не было: она освободила подсобку, сделала небольшую перепланировку, ремонт — и немецкий красавец-гигант украсил интерьер салона. Правда, с деньгами оказалось туже, чем с идеями, — 5 тысяч долларов пришлось занять. Однако долг Татьяна уже вернула и уверена, что к Новому году солярий себя окупит.
Услуги у нее недорогие — 15 рублей за минуту загара, в соляриях такого плана где-нибудь в центре берут в два раза дороже. Итого один сеанс стоит рублей 250-300. Существует и система скидок. Например, если клиент приобрел абонемент на месяц (2800 рублей), один сеанс он может провести бесплатно.
Установить одиночный солярий — это хорошо, однако, как показывает практика, оптимальный вариант — небольшая студия загара примерно на три-четыре солярия различной модификации: вертикальный и горизонтальные разной мощности. Средняя цена профессионального аппарата — 8-10 тысяч долларов, хотя многие солярии нового поколения со всевозможными наворотами зашкаливают за 20-25 тысяч. Кстати, если приобрести новые солярии все-таки не с руки, можно поискать так называемый second hand — недолго эксплуатировавшийся где-нибудь в Европе и оттого пребывающий в довольно приличном состоянии (в Москву почему-то большинство «вторичных» соляриев привозится из Германии). Правда, обслуживание такого солярия может обойтись дороже — лампы стоимостью 10-15 долларов за штуку перегорают с завидной регулярностью.
Три солярия последних моделей ведущей европейской фирмы обойдутся примерно в 50 тысяч долларов. Если покупать их вместе у одного поставщика, гарантированы существенные скидки плюс установка и год гарантии. Но покупка аппаратов — еще не самое главное. Главное — найти подходящее помещение: просторное, сухое, с подведенными коммуникациями и в удобном месте. Не стоит забывать, что удовлетворенность клиента зависит не только от качества услуг, но во многом и от обстановки салона. Дизайн — один из основополагающих моментов «солнечного» бизнеса, поэтому здесь скупиться не следует: чем комфортнее и оригинальнее будет оформлена «фабрика загара», тем больше народа туда потянется. Привлекать к оформлению интерьера известных дизайнеров позволяют себе только владельцы элитных салонов. Вполне можно обойтись собственными силами и, следовательно, куда более скромной суммой. Хотя «понты» играют очень большую роль: как показывает практика, «навороченный» интерьер привлекает состоятельных клиентов, и престижность заведения повышается.
Естественно, главную роль в интерьере солнечной студии занимает сам аппарат: на сегодняшнем рынке можно купить солярий на любой вкус, даже разрисованный под звездное небо. Существуют солярии с массажем (ровный загар без пробелов в лежачем положении), солярии «бриз» (поливают загорающего водой, создавая тем самым иллюзию морского берега), солярии с ароматерапией. Можно даже выбрать цвет лампы, который, как известно, способен влиять на настроение.
Кстати, деловые люди, для которых загар — неотъемлемая часть имиджа, очень любят кресло-солярий — там загорают только руки, лицо и зона декольте, то есть то, что доступно взору коллег по работе и партнеров по бизнесу, при этом во время сеанса кресло может работать в режиме массажа.
По словам Виктора Кольцова, конечно, стоят такие аппараты дороже обычных — от 20 тысяч долларов и выше, однако спросом у клиентов пользуются всегда. Например, от желающих позагорать в солярии, стилизованном под автомобиль «Кадиллак», просто нет отбоя. Однако устанавливаются такие машины только в элитных и дорогих салонах, поскольку стоимость сеанса здесь составляет около 20 долларов.
Как правило, в студии загара предоставляются услуги не только солярия. Например, в «Солее» работает также массажный кабинет, вскоре планируется открыть и маникюрный. Там же предлагается довольно широкий спектр косметических средств, причем консультации по их подбору дают сами девушки, которые очень хорошо осведомлены в этом вопросе. Кстати, соответствующий персонал для солярия — большой плюс этого бизнеса. Красивая загорелая девушка не только расскажет много интересного и полезного о процессе загара или подберет индивидуальную программу по типу кожи, но и будет этакой ходячей рекламой, демонстрирующей прелестный результат искусственного солнца. Правда, такой «рекламный ход» потребует дополнительных затрат — сотрудникам нужно платить не меньше 400 долларов в месяц. В принципе на первом этапе можно обойтись и без дополнительной рабочей силы. Например, девушки из «Солея» наняли только администратора, бухгалтера, уборщицу — на зарплату, и двух массажистов — на проценты. Во всех других делах обходятся своими силами.
Еще один необходимый пункт расходов — реклама салона. Конечно, по сравнению с другими капиталовложениями эта сумма не так уж и напрягает, однако дело требует времени и сил.
В общем, открытие салона загара — дело хоть и хлопотное и затратное, однако выгодное. Кстати, сейчас продавцы соляриев предоставляют и услуги консультантов этого бизнеса, и даже довольно оперативно помогут реализовать замыслы по организации собственной студии. Например, в том же салоне «Сан и Сити» есть целый отдел, где специалисты в области искусственного солнца подскажут, как лучше и выгоднее открыть и оформить солярий. И даже подсчитают бюджет (учтут все затраты и спрогнозируют прибыль), подберут необходимое оборудование, обучат техническому минимуму обслуживающий персонал (по желанию можно даже в Германии), а впоследствии будут поставлять запчасти и осуществлять ремонт. Помимо прочего, некоторые фирмы могут предоставить всю необходимую печатную продукцию: рекламные листовки, плакаты, наклейки, информационные буклеты для посетителей, анкеты, клубные карты и т. д., а также одежду для персонала, выполненную в едином дизайнерском стиле с оформлением.